Срочные новости раздела
Ставка на дохлую лошадь

Ставка на дохлую лошадь

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без палочек и дутые величины нарекает полновесными гирями. Подлинных самородков шарашит нокаутами, затаптывает, низвергает в нети, заставляет влачить жалкую долю, морит дустом, как тараканов.

Зачем поступает столь нелогично, неправильно, абсурдно (с нашей человеческой точки зрения)? Может, чтобы мнящие себя венцом творения простачки не задирали нос и не забывались, не почитали себя всесведущими и всемогущими? Чтобы унылым резонерам не муторно было длить рутинную недолгу? Согласитесь: до оскомины скучно, если все заранее учтено, распределено согласно канонам, рассортировано по ранжирам, полочкам и кастам. Богу — Богову, кесарю — кесарево, гению — Нобелевку, недалекому — прожиточный минимум, пропащему — тюремный срок... Пушкину — многие лета и преклонение почитателей, Дантесу — позор и кукиш без масла. В чем тогда интерес, парадокс, азарт бытия? Сплошная банальщина удушает монотонностью. Нужна интрига. Необходим сюрприз. Перетасовка колоды на другой манер, вращение барабана лотереи в обратную сторону. Традиция насмешки жизни над человеческими правилами, законами, уложениями (что мы можем? даже погодой управлять не дано!) комически воплощена в весело перебаламученном по прихоти Хоттабыча футбольном матче: волшебник снабдил мячами всех бегающих по зеленому полю спортсменов!

Ах, если бы вакханалия всегда учинялась шутливо, по-хоттабычевски... Чаще наблюдаем такое, что чертям становится тошно, а ангелы ужасаются. Провидению наоборотка кажется веселой? Низвести царя и его семью с трона и престола — в расстрельный подвал Ипатьевского дома, цвет интеллекта заткнуть на «философский» пароход и выслать, руководить страной поручить ленинскому отребью (то есть шахматно рокернуть верха и низы), затем вновь встряхнуть клетчатую доску, поменять черные и белые ориентиры: канонизировать убиенного царя, сгноенному в помойной яме Мандельштаму поставить памятник (будто каменный поэт пророс из могилы), а обидевшего Осипа Эмильевича кремлевского горца (обратно пропорционально и противоходно замученному поэту и канонизированному царю) втоптать в землю, бросить в яму, уничтожить его многочисленные изваяния — опять вверх ногами и тормашками летят расставленные по противоположному, чем недавний ранжир, монументы... Заметим, однако: выброшенный из мавзолея Коба не утянул за собой в перегной кукольно-воскового Ильича, лишь Железный Феликс наглядно сослан на передержку на задворки Музеона...

Как объяснить, истолковать сии качели, сии маятниковые шатания и метаморфозы, если не присущей бытию игроманской безудержной страстью развлекаться и развлекать, разнообразить досуг, делать мелкие и беспрецедентно крутые ставки? Не на очевидного фаворита, а на заведомо бесперспективную клячу, мертвую кобылу, лузерного доходягу, истово болеть за него, а то и ворожить (с помощью взяток и прочих средств воздействия), тащить в лидеры и вести на пьедестал — к лаврам и наградам?

Атланты и доминошники

Очевидна тенденция: в дамки прорывается (даже не прорывается, а легко проскальзывает — именно по причине своей серости и неприметности?) списанный со счетов провальщик, у которого, кажется, нет малейшего шанса воспрянуть и возобладать. Леонид Брежнев, отправленный на запасной путь покоритель целины, мается в больнице с сердечным приступом, горько переживая свою отринутость... Ни единого намека на возвращение в строй. Вдруг — вместо финиша — мощный спурт: звание генсека, председателя Верховного Совета. Тронуться умом: он в топе и тренде, новостных программах, газетных заголовках, ходит гусаком... Ради чего и каким мистическим устроением предпринят фортель возгонки на орбиту, в результате чего посредственный руководитель стал повелителем огромной империи? Дабы подтвердить толстовский тезис: жизнь и без наполеонов расчудесно самуправляется? Никакие властные вмешательства не влияют на ее векторы и не меняют проложенное от начала мира прокрустово русло?

Ну, и как он правил? Не жалея себя, не щадя сил? Поигрывал в домино с Подгорным и Андроповым. Забивал «козла»! Можно подумать, коммунизм построен, нечем заняться. Расселены коммуналки, урожаи зерна и овощей зашкаливают, прилавки ломятся от изобилия... Увы, вал проблем нарастал.

Не болит голова у дятла от производимого шума, а у равнодушного временщика — о родине, знай возглашай лозунги, не терзают мысли: все ли сделано для ее благополучия, ведь как-никак возложена ответственность, миссия, обязанность, нет свободной минутки для роздыха (в идеалистичном представлении), не будешь спать ночами, изведешься самопопреками и понуканиями: что еще в моих силах?

Соратники Леонида Ильича (никогда бы им не вскарабкаться на вершины Политбюро), большей частью бросовые и никчемные, по его мановению становятся небожителями. Подгорный, Шелест, Полянский... Сколь велик вклад этих кормчих в экономику, культуру, сокровищницу политической мысли? Их портреты, как иконы, украшают фасады домов... (Вспомним, что гласит на этот счет народная молва: место красит человека или человек украшает возложенный на его голову нимб?) Не спешите к ступеням Эрмитажа в тревоге: удержат ли атланты небо на каменных руках, колоссам-созидателям коммунизма по барабану небосвод и жизнь вверенного населения, важнее личное преуспеяние и постучать костяшками... Противопоказано (даже людям недюжинного ума и работоспособности) изнуряться на износ, отказываться от законного, положенного каждому Трудовым кодексом месячного отпуска... Нужно изредка расслабляться. Но маячит вопрос о, так сказать, духовном наполнении и интеллектуальном уровне отдыха. Взять бы книжку (пусть с картинками), обогатиться соображениями Макиавелли и Сенеки о государстве...

Может, у жизни есть тайно припасенные козыри мотиваций на этот счет и она рано или поздно их выложит? Какое-либо внятное истолкование: почему этим, а не тем выпало верховодить? Например, вполне разумное объяснение: после сокрушительной Октябрьской революции и жестоких пришпориваний эпохи Сталина не нужны загонщики и нахлестывальщики, не требовались масштабные потрясения, нужно было отдышаться, прийти в себя, именно функцию отдохновения олицетворяли и претворяли (сами того не ведая) доминошники...

Заплыв

Старичку Мао пристало (в его почтенном возрасте!) пялить личину Конфуция, но предпочел молодецки лихой заплыв по Янцзы. Хорошо хоть не бегал по полям и не швырял камни в воробьев, истребителей сельхозпродукции, сподвиг на борьбу за урожай юных своих адептов.

Беда, если нет понимания законов природы, с коими бессмысленно сражаться. Птичек извести можно, а эликсир человеческого бессмертия не изобрести. И от глупости лекарство не придумать.

Беда не сознающему, на какой ступени развития он находится.

Примажем за бесноватого

Кто мог предположить, что в педантичной, рассудочно холодной Германии к власти придет бесноватый, дерганый оратор? Пусть бы тихо и скромно пожевывал в сторонке черствый ломоть неприкаянности, влачил безрадостный жребий, пропащую планиду! Нет, под бравурные марши увлек в никуда половину Европы! Неужели рациональные немцы, видевшие перед собой явно неуравновешенного маньяка, слышавшие его эпатирующие выступления, не понимали: дебилу нельзя верить и подчиняться? Ведь должны были заподозрить нелады с контуженной головой. Фанатизм ослеплял? Не улавливали настораживающих симптомов оголтелости? Или как раз неадекватность и завораживала? Им бы сунуться (просто из любопытства) в биографию брызжущего пеной и слюной вождя, обнаружили бы: не герой, не светоч, не прославился на поле боя, письмоносец, развозивший депеши. Но фюрер-почтальон, неудачливый рисовальщик видовых открыток, преуспел в публицистике и психологии, сообразив: надо говорить (на дилетантском шахматном и преферансном уровне) то, что нравится толпе, быдлу. Пример гитлеровской Германии показывает, сколь громаден разрушительный потенциал бросовых ничтожеств на высоких постах.

Не исключено: у бытия отыщется и более глубокая задумка и более весомая задача, чем насмешка над логикой и здравостью...

Или разгадка в том и состоит, что Провидению в кайф морочить нас, мнящих себя пророками? Дурачить, потешать и веселить (сквозь слезы) не сбывающимися прогнозами? Разыгрывать, как 1 апреля? Ах, тебе ясно будущее? По-твоему, не победит аутсайдер? В футболе, теннисе, боксе слабый может превзойти сильного, а в государственной вакханалии не дано? Что ж, примажем. На интерес. А то и денежный куш. А лучше, чтоб не протратиться, посети стадион. И вспомни поговорку: «Мяч круглый, он катается». Тотализатор и игровой автомат тем и притягивают, что выбрасывают, как из стаканчика, непредсказуемый набор крапленых костяшек. Изредка, конечно, случается невидаль: на пьедестал за медалью поднимается достойный претендент, но с большей долей вероятности чемпионом объявят того, кто ни ухом ни рылом ни в чем не копенгаген или сунул судье (судьбе-индейке) взятку своей никчемности, а в свою боксерскую перчатку — свинцовую пластину.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Открылся ФАНК монтажным фильмом «Гидроэлектросчастье» Александра Маркова (Франция) — о советских специалистах, строивших гидроэлектростанцию на Ниле. Инженер Вадим знакомится на турбазе с биологом
подробнее...

Публика заходит в зал под торжественные звуки «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра. И каждый, кто часто ездит из Питера в Москву на ночном поезде, узнает эту музыку с первых тактов, даже не зная,
подробнее...

Юрий Коротков родился 10 июня 1955 года в городе Печора Республики Коми. Он окончил Литинститут, учился там у легендарного Льва Ошанина. Потом поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где
подробнее...

В спектакль все сорок с лишним  глав романа, разумеется, не вошли. Как и не все слова из богослужебного и церковного обихода (их 625),  цитаты из богослужебной литературы (их 139), включая сюжеты из
подробнее...

В День смеха (или как его иначе называют, День дурака) пришлось немного понервничать, посмеяться и даже пустить слезу. Всему виной — «Внезапные чтения» рассказов Александра Гутина. По пути на
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...