Срочные новости раздела
Евгений Писарев поставил в Большом театре «Адриану Лекуврер»

Евгений Писарев поставил в Большом театре «Адриану Лекуврер»

Написанная в самом начале ХХ века «Адриана Лекуврёр» принадлежит к числу незаигранных в России опер. Ее автор, итальянец Франческо Чилеа, относится к так называемым веристам — наряду с Леонкавалло, Масканьи, Джордано и Пуччини (хотя последний в своем величии и гениальности вряд ли укладывается в какие-либо стилистические рамки). То, что «Адриану» редко ставят, как минимум большая ошибка: музыка потрясающе красива, музыкальная драматургия стройна, и лишь запутанный сюжет несколько раздражает своей невнятностью. Впрочем, такое не впервые случается в оперном жанре — достаточно вспомнить анекдот о сюжете вердиевского «Трубадура», за пересказ которого обещана до сих пор так и не врученная бутылка шампанского.

То, что в Большом театре поставили этот шедевр, уже замечательно. То, что он получил столь качественное музыкальное и режиссерское воплощение, замечательно вдвойне. Главная героиня оперы — актриса. Реально существовавшая, игравшая в Комеди Франсез, великая, недосягаемая, трагическая, пафосная. Драматическая! Это важно — так как в партитуре присутствуют именно драматические монологи героини. Молодая певица Светлана Лачина не просто справилась со сложной задачей соединения вокала (партия крайне сложна) с патетической мелодекламацией в духе мольеровского театра, а предложила свое прочтение образа. В ее Адриане нет тяжести и монументальности, вместо этого — изящество, легкость, непосредственность. Лачина дает возможность зрителям насладиться звучанием ее прекрасного голоса и вместе с тем сопереживать героине как живой, реальной женщине, ставшей жертвой ревности и ненависти другой женщины. Эта другая — принцесса де Буйон в исполнении Агунды Кулаевой — величественная, надменная, не прощающая обиды. Объемное, глубокое меццо Кулаевой завораживает красотой тембра, темными красками, богатством обертонов.

Мужские партии спеты не менее впечатляюще. Морис Саксонский в исполнении Олега Долгова — настоящий тенор-герой, как любовник, так и воин, который очень забавно рассказывает о своих победах над русской армией. Морис Саксонский тоже исторический персонаж, прославившийся своими блестящими успехами в военных кампаниях и крайней любвеобильностью. Так что вполне можно считать «Адриану» не только лирической, но и исторической оперой.

И, конечно, последний в списке, но не по значению, Владислав Сулимский в партии Мишонне — звезда Мариинского театра, один из тех немногих оперных солистов, на которых специально ходят и даже ездят в другой город. Здесь собралось все: красивейший баритон, фактура, драматическая игра, обаяние. В результате — проникающий в душу образ настоящей любви мужчины к женщине, ничего не требующей, ни на что не претендующей. Это любовь — служение, высшая форма проявления чувств.

Роль оркестра в этой опере огромна. По сути, партитура Чилеа — симфония, в которую интегрированы человеческие голоса. Мелодизмом проникнута каждая партия, много солирующих тембров, движение практически не останавливается. Дыхание, ритм, пульс — все это перманентно, и даже паузы — не остановки, а элементы непрерывного сквозного развития. Оркестр под руководством Артема Абашева эту задачу отлично понимает и реализует вдохновенно, образуя с солистами гармоничное целое.

Евгений Писарев нашел для режиссерского решения «Адрианы» грандиозный концептуальный ход. В отличие от многих современных режиссеров, которые пытаются «опустить» оперу до бытового уровня, «приблизить» божественный жанр к сериалу для домохозяек, Писарев поступает ровно наоборот: режиссер еще выше поднимает образный строй этого сюжета. И в результате — парадоксальный художественный эффект: подчеркнуто условные, чисто театральные оперные страсти оказываются абсолютно понятными и «цепляющими» на самом простом человеческом уровне.

Мир Адрианы — театр. И именно таким выстраивает пространство — дышащее, свободное, несуетное — Зиновий Марголин. Ложи, занавес, изысканное сочетание цветов, хрустальные люстры, немыслимой красоты белая ротонда — все это расположено в классицистских пропорциях, не загромождая сцену, вызывая ассоциации с версальскими или петербургскими парками и дворцами. Столь же роскошно решены костюмы Виктории Севрюковой, изящно и очень театрально стилизующие шик-блеск эпохи рококо: парад кружев, шелков, позументов, кринолинов, игра разнообразных красок — одних только оттенков бирюзового я насчитала не менее десятка — все это в рамках высокого вкуса и эстетического удовольствия.

Театральность как мироощущение передает и безмолвный кордебалет лакеев. Это удивительный и невероятно трогательный групповой персонаж спектакля — то ли ангелы, то ли невидимые для героев человечки, которые пытаются чем-то помочь, отреагировать, посодействовать, но — тщетно. Им достается лишь почтить рукоплесканиями финальную сцену Адрианы Лекуврёр, великой дивы Комеди Франсез, коварно отравленной, которая начинает умирать по-настоящему, но вовремя спохватывается и завершает сей полный драматической патетики акт как истинная трагическая актриса XVIII века. А у зрителей XXI века — слезы на глазах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...