Срочные новости раздела
Скандальное скифское золото вернется на Украину: остается «разменной картой»

Скандальное скифское золото вернется на Украину: остается «разменной картой»

Спустя годы тяжб в разных судах – от окружного в Амстердаме до Верховного суда Нидерландов – принято решение вернуть скифское золото Украине. Вердикт был озвучен еще в июне. Теперь же Министерство культуры и информационной политики Украины выступило заявлением о том, что договорилось о порядке и логистике отправки ценных предметов. «МКИП и Музей Алларда Пирсона достигли официальных договоренностей об условиях возвращения экспонатов Музейного фонда Украины из четырех крымских музейных учреждений», – сообщается в телеграм-канале ведомства. Кроме того, Музей Алларда Пирсона отказался от взыскания с украинской стороны стоимости девятилетнего хранения «наших музейных предметов», говорится в сообщении.

То, что экспонаты из четырех музеев Крыма (Центральный музей Тавриды в Симферополе, Бахчисарайский музей-заповедник, музей-заповедник «Херсонес Таврический, Керченский музей древностей) теперь украинские, представители Украины не устают подчеркивать с тех пор, как в июне этого года Верховный суд Нидерландов отклонил кассационную жалобу российской стороны и принял окончательное решение возвратить коллекцию Украины. 

Напомним, что в 2014 году на выставке в Музее Алларда Пирсона было представлено более 2000 экспонатов, из которых лишь несколько десятков приехали из киевского исторического музея драгоценностей и одесского археологического музея. С ними вопросов не было. Они как раз вскоре после окончания выставки и начала разбирательства были возвращены Украине. Остальное осталось в Нидерландах, поскольку договор о выставке заключался с Украиной и, согласно международному праву, должен быть возвращен тому государству, с которым подписан акт передачи на временное экспонирование. Но встал сложный вопрос: ценные артефакты были найдены и хранились годами на территории Крыма, который теперь в составе другого государства. Есть ведь еще и Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, которая гласит, что «ценности, движимые или недвижимые» – это то, что «имеет большое значение для культурного наследия народа». Народа, а не государства. По идее, скифское золото привязано к территории, где оно бытовало веками, и там ему и место.

Не случайно ведь столько претензий к Британскому музею, в собрании которого много экспонатов, вывезенных из разных стран в те времена, когда они были колониями Британии. Когда колониальные времена прошли, большинство государств предъявило претензии к бывшему колонизатору. Но есть нюанс. Тут решение о вывозе принято не археологом, и не каким-то послом, который обманом вывез вроде как на время Мраморы Парфенона, а потом как бы забыл вернуть. Тут решение принял суд – оно вроде как законно. Хотя в перспективе могло бы быть пересмотрено, ведь сомнения в его правоте указывает не столько даже российская сторона, а международный кодекс в отношении перемещенных культурных ценностей.

Однако на данный момент скифское золото готовятся отправить из Нидерландов на Украину. Надо думать, переправка произойдет в ближайшее время и должна осуществляться на специальном транспорте и под охраной. Скифское золото, вероятно, отправят в Киев, ведь здесь речь больше чем о культурных ценностях – это политический козырь. «Скифское золото вернется на Украину. Мы всегда возвращаем своё. Сначала вернем скифское золото, а потом и Крым», - бравировал Владимир Зеленский по поводу победы Украины в нидерландском суде.

Однако директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин от себя лично и от лица коллег отозвался на сообщение о предстоящей передаче так: «Наша позиция остается прежней. Мы имеем дело фактически с захватом части культурного наследия». Он имеет в виду то, что даже после переезда артефактов на Украину их статус останется спорным. И, возможно, в будущем к этому вопросу еще вернутся для пересмотра. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...