Срочные новости раздела
Карл III намекнул, что Британия отдаст Греции мрамор Парфенона

Карл III намекнул, что Британия отдаст Греции мрамор Парфенона

С того момента, как Греция в 1830 году окончательно получила независимость от Османской Турции, в чей состав входила несколько столетий, греки борются за возвращение мрамора Парфенона. Они считают скульптуры и рельефы, созданные в V веке, национальным достоянием, которые вывезли с родины незаконно.

История вопроса такова. После долгих переговоров с турецким правительством Томас Брюс из графского рода Элгинов в 1801 году получил разрешение сделать зарисовки и обмеры, проводить раскопки, снимать слепки, а также «брать какие-либо скульптуры, рельефы и перемещать камни» в афинском Акрополе. Какое-то время он и правда занимался обмерами и зарисовками, но уже в 1802 году начал потихоньку вывозить скульптуры и другие артефакты. Переправка ценного груза длилась десять лет. Причем один из кораблей с драгоценными артефактами в 1804 году затонул во время шторма. Турецкое правительство никак не препятствовало этим перевозкам, а также продаже ценностей британскому правительству и передаче артефактов в Британский музей. В итоге в музее оказалось 12 скульптур с фронтонов, 15 метоп (мраморных квадратных плит), 56 плит с изображением «Панафинейского шествия» и еще ряд элементов из афинского храма. Греки с самого начала считали мрамор Парфенона украденным, боролись за его возвращение на родину. Особенно активно они этим занимались в последний год.

На днях премьер-министр страны Кириакос Мицотакис открыто заявил, что скульптуры были у Греции украдены, и сравнил утрату с разделением «Моны Лизы» надвое. После этих слов премьер-министр Британии Риши Сунак отказался от запланированной встречи с греком. Многолетний спор за мрамор, кажется, вошел в решающую стадию и вылился в прямую конфронтацию стран.

За неделю до этих событий председатель Британского музея Джордж Осборн выступал с речью, где пытался сгладить нарастающие претензии Греции. Он рассказывал о возможных «культурных обменах», доложил, что скоро в Афины на временную выставку поедет ваза V века, которая несколько столетий не покидала музей, предлагал какие-то формы сотрудничества касательно мрамора Парфенона, но так, чтобы не отдавать его совсем, если только на время. Однако сразу после этого Риши Сунак сказал как отрезал: этому не бывать, древнегреческие скульптуры не покинут Туманный Альбион. Это категоричность и вызвала ответную реакцию греческого правительства.

Безмолвный жест Карла III одни трактуют как попытку сгладить ситуацию, другие — как прямой намек, что монарх поддерживает позицию греков и готов способствовать возвращению артефактов в место, для которого они создавались. Так или иначе, в контексте ситуации элемент гардероба монарха произвел фурор. И, быть может, сейчас, после скандала вокруг краж из Британского музея, на фоне волны репатриации (Германия возвращает изъятые у евреев нацистами предметы искусства, а США — Африке и Азии артефакты, вывезенные «черными копателями» и контрабандистами), вопрос о скульптурах Парфенона разрешится? Впрочем, если Британия вернет скульптуры Греции, другие страны, особенно бывшие колонии королевства, с удвоенной силой начнут требовать той же справедливости в отношении артефактов, некогда незаконно вывезенных британцами. А претензии есть у Египта, Индии, Нигерии, Китая, и не только.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...