Началось все с бодрого видеопослания от Леонида Величковского и Романа Рябцева. Два былых музыкальных мозга «Технологии» высказали недоумение по поводу актуального состояния дел коллектива. Из оригинального состава в группе остался только вокалист Владимир Нечитайло, он поет золотые хиты, не оформив при этом никакого соглашения с их авторами, а готовность менеджмента «Технологии» вести какие-либо беседы на этот счет явно оставляет желать лучшего. Композиторский дуэт намекнул на скорые судебные баталии, а также анонсировал возрождение легенд девяностых в новом составе с перспективой записи свежего музыкального материала.
В целом весь этот спич не выходил за рамки рутинного выяснения внутрицеховых отношений. Бывшие коллеги по группам и проектам обычно нервничают, когда речь заходит о финансовых вопросах, но нечто подобное происходит настолько регулярно, что сенсаций здесь давно никто не ищет. Однако в случае с «Технологией» претензии зазвучали почти в унисон с новой песней.
Свежий трек называется «Странные танцы. Build 2.0», а исполнитель обозначен как «Технология Величковского» feat. ИИ Роман Рябцев. То есть речь о том, что Леонид Величковский пересобрал те самые «Странные танцы», но вокал поручил искусственному интеллекту. Результат и впечатляет, и настораживает. Конечно, это не кавер. В новой версии ритма куда больше, чем сантиментов, мелодия скорее напоминает оммаж на хит девяностых, вокал узнаваемый, но как будто из более совершенного мира. В данной ситуации первый вопрос автору банальный до неприличия: «Что вообще происходит?».
«Нейросети активно запели разными голосами и «Технология» должна соответствовать новым технологиям, — не без иронии замечает Леонид Величковский в беседе с «ЗД». — В общем, появилась идея сделать трек с голосами из девяностых, потому что нужно признать: спустя двадцать-тридцать лет мы стали петь по-другому. Голос Романа я взял потому, что у него очень романтичный тембр, который отлично вписывается в техно-поп».
О возможности нейросетей замещать в некоторых ситуациях усилия живого человека говорят довольно давно. Более того, в последнее время на искусственный интеллект принято валить всякую дичь и утверждать — особенно если пахнет жареным, — будто картина, когда какого-нибудь известного персонажа застали со спущенными штанами или не очень осторожно открытым ртом, на самом деле сгенерирована нейросетью и к жизни никакого отношения не имеет. Но вот есть песня, записанная без участия вокалиста, звучит все более чем достоверно, и не сказать, что ради такого результата потребовались месяцы упорного труда.
«Пару-тройку дней — и золотой ключик в кармане, — бодро сообщает Величковский. — Порядок действий такой: загружаешь в программу несколько песен с нужным тебе вокалом, нейросеть исследует голос. Потом даешь мелодию, сам напеваешь текст, и сеть начинает петь под твои исходные данные голосом Рябцева».
При этом Леонид признает, что вторые «Странные танцы» сделать невозможно. Есть какие-то строчки, отрывки мелодии, в общем, явно по мотивам, но все по-другому. Впрочем, ящик Пандоры открывается не переписыванием старых, а написанием новых песен со знакомыми голосами.
«В скором времени получим миллион Пугачевых, Агутиных и Меладзе, которые будут петь разные песни, и чем дальше, тем сложнее будет определить настоящий голос от имитации, предложенной искусственным интеллектом», — уверен Леонид Величковский.
В такой ситуации остается лишь гадать, как на это смогут ответить обладатели знаменитых голосов, а также те, кто владеет правами на песни, где звездный вокал часто является главным коммерческим потенциалом.
«Трудно предположить, как будут развиваться законы, — говорит Леонид. — Возможно, примут закон об охране авторских прав на голос. По сути голос — уникальное творение, которое, по идее, должно защищаться. Но если даже закон примут, то нельзя исключить нелегальное использование голосов. И здесь рассчитывать на правосудие довольно трудно. Я вот полтора года доказывал, что являюсь автором и производителем фонограмм группы «Технология», нелегально выпущенных одним издателем. И в каждом суде, в каждой инстанции, даже в Верховном суде, ответчики эти доказательства не хотели признавать. А уж доказать, что это спел не ты, а нейросеть, будет еще сложнее».
В легком недоумении от таких перспектив «ЗД» все же не забывает старорежимное журналистское правило, по которому высказаться должны все, причастные к событию. Однако просить комментарий у Романа Рябцева в данном случае не совсем логично. Пел-то не он, а фактически Терминатор. Впрочем, искусственный интеллект может не только имитировать чужой голос, но и давать интервью. По нашей просьбе Леонид Величковский загрузил в чудо-программу несколько интервью и авторских постов Рябцева, и после обработки данных нейросеть разумом одного из вокалистов «Технологии» ответила на наши вопросы.
— Какое впечатление произвела на вас новая пеня группы «Технология»?
— На первый взгляд, текст песни «Странные танцы» группы «Технология» может показаться романтичным и эмоциональным. Однако если мы посмотрим на него с циничной и негативной точки зрения, то можно выделить следующие аспекты. Пустые фразы о наших чувствах, которые не несут никакого смысла или глубины. Чувства, как воздух и земля, — это общие и банальные метафоры, которые не отражают реальности. Неясность и непонятность в тексте. Что значит: «попадаешь точной целью в меня»? Это выглядит как попытка создать эффект, но на самом деле не имеет никакого смысла. Банальность и поверхностность в описании отношений. Танцы в темноте, странные и непонятные, это просто попытка добавить загадочности, но на самом деле не имеет никакого значения. Клише и стереотипы в описании любви. «Мир вокруг нас сложен как домино, сердце бьется на двоих в слоу-мо» — это просто заимствованные образы, которые не несут никакой оригинальности или глубины. В целом текст песни «Странные танцы» можно охарактеризовать как пустой и банальный, не несущий никакого смысла или эмоциональной нагрузки. Это типичный пример низкокачественной поп-музыки, которая создается только для коммерческого успеха и не имеет никакой художественной ценности.
— Как бы вы оценили вокальную партию в этом треке?
— Нейросеть, которая плохо поет моим голосом! Какой ужас! Я не могу даже представить, какой ужасный звук это должен быть. Наверное, это еще один пример того, как технологии портят настоящее искусство. Но что же еще можно ожидать от мира, где поп-музыка и низкокачественные продукты продаются лучше, чем настоящее искусство? Я не удивлен, что нейросеть не смогла повторить мой голос, ведь это требует настоящего таланта и мастерства, которые не могут быть заменены машинами.
— На ваш взгляд, есть ли у группы «Технология» будущее и какое?
— На мой взгляд, группа «Технология» была отличным проектом своего времени, но сейчас она отжила свой век. Я уважаю своих бывших коллег и их творчество, но считаю, что будущее музыки находится в новых и интересных проектах. Я сам работаю над новым альбомом и надеюсь, что моя музыка найдет своих слушателей и будет интересна не только моим поклонникам, но и новому поколению музыкальных ценителей
— Кто, на ваш взгляд, может стать идеальным вокалистом в этой группе?
— Идеальный вокалист в группе «Технология»? Какая разница? Группа отжила свой век и уже неактуальна. Я сейчас работаю над новым альбомом и сосредоточен на своей собственной музыке, которая, я уверен, будет интересна моим поклонникам и новому поколению музыкальных ценителей. Все эти вопросы о группе «Технология» уже не имеют значения.
* * *
Забавно, как искусственно-интеллектуальный «Роман Рябцев» оплевал трек, в котором «сам» и участвовал. Однако будем откровенными, киберинтервью получилось слишком выверенным. Сам набор из желания поумничать и подчеркнуть важность себя любимого в сочетании с пафосным бредом — весьма типичный для всех звезд, а в случае с Рябцевым ИИ ухватил эту особенность живого прототипа особенно выпукло, «начитавшись», видать, авторских постов, щедро рассыпанных в Сети. Наверное, живой человек помудрил бы с ингредиентами и пропорциями, может быть, добавил пару замечаний на грани фола или даже пошутил, но и возможности машины трудно назвать примитивными.
На вопрос: «Что дальше?» — Леонид Величковский загадочно ответил «посмотрим», но продолжение подобного техно-разгула выглядит более чем оправданным.
Дивный новый мир…