Срочные новости раздела
Умер кинорежиссер Отар Иоселиани

Умер кинорежиссер Отар Иоселиани

Каждый свой фильм он снимал как последний. Это был его принцип. Иоселиани не раз говорил о том, что не бывает так, что сегодня ты снимаешь какую-нибудь дрянь, а завтра сделаешь что-то стоящее. Свою последнюю картину «Зимняя песня» он снял в 2015 году.

Она вошла в конкурс 68-го Международного кинофестиваля в швейцарском Локарно. В тот год там чествовали Марлена Хуциева, шла ее ретроспектива. А по соседству гостил у своей дочери еще один классик советского и узбекского кино Али Хамраев. Они не виделись много лет. Узнав, что Иоселиани в Локарно, Хамраев захотел пригласить его на плов, но никто не знал номера его мобильного телефона. Попытки разыскать Иоселиани, добыть его контакты в фестивальных службах результата не дали. Пришлось записаться на интервью, которое в итоге не состоялось. Зато был дружеский обед в ресторане отеля, где жил приехавший всего на три дня Иоселиани. Жаль, что нельзя было записать те разговоры. Иоселиани и фотографироваться не хотел, но позднее попросил прислать ему фотографии. После застолья мы купили бутылку вина, которое ему нравилось, и оставили у портье с шуточной запиской.

В создании последнего, как оказалось, фильма Иоселиани — «Зимняя песня» (Грузия–Франция) — принимали участие два грузинских министерства — культуры и обороны. Последнее обеспечило съемочную группу пехотинцами и военной техникой. Танки нагрузили унитазами, всяким хламом, который урвали мародеры, насиловавшие старух, дарившие их украшения своим возлюбленным. Таков был образ одной из современных войн, некоей кавказской, без конкретизации. Солдаты гибли, словно на сцене, исполняя чудовищный танец. Действо напоминало гигантский кукольный театр, в который заигрались взрослые люди, забыв о том, что жизнь у них одна и другой не будет. Войнам нет концам, а благополучные французы равнодушно с бокалом хорошего вина следят за происходящим по телевизору. Парижские домохозяйки разделывают рыбу, используя крохотные гильотины. Иоселиани появляется в «Зимней песне» на минуту, чтобы с невозмутимой физиономией понюхать содержимое ночного горшка одной престарелой дамы. Мир рушится, а его герои не теряют жизнелюбия, и в этом их спасение.

Всю жизнь Иоселиани снимал про «фаворитов луны» и «пасынков судьбы», бездельников и пофигистов, шантрапу и выпивох, обитающих на улицах Парижа или Тбилиси. Не раз приходилось брать у него интервью в разных городах и странах, и всякий раз Отар говорил о том, как важно ценить мгновение, ведь в любой момент все может закончиться.

Уроженец Тбилиси, он учился в Москве. А режиссером стал не сразу. Если верить его рассказам, то все произошло по стечению обстоятельств. «Я пытался стать пианистом, играть на скрипке, но ко мне во время моих упражнений подошел мой дядя и спросил: «Так и будешь всю жизнь читать чужие тексты?», — вспоминал Отар. — Рихтер из меня не получился, и я решил заняться математикой, поступил в МГУ, получал стипендию, в три раза превышавшую обычную. Как-то к нам нагрянула военная комиссия. Когда я понял, что из меня хотят сделать человека, работающего на военно-промышленный комплекс, решил бежать. Бомбы я делать не хотел. Выхода не было, и я пошел в кино».

Он поступил в мастерскую Александра Довженко во ВГИК, но мастер через год умер от инфаркта. «Кинематографисты умирали от безысходности, — рассказывал Иоселиани. — После смерти Довженко наш курс остался без руководителя. Так мы и окончили институт. Ни одного негодяя среди нас не было».

Иоселиани вернулся в Грузию, чтобы «монтировать чужие картины, делать из них конфетку», пошел работать на металлургический завод, после чего снял «Чугун», который запретили. И «Листопад» запретили, и его великий фильм «Жил певчий дрозд». «В советские времена был интересный феномен: чем больше ты был в опале у правительства, тем большим уважением пользовался. После того как я снял «Пастораль», мне было сказано, что больше я работать не буду. Я не работал восемь лет, а когда в ЦК компартии Грузии пришел Эдуард Шеварднадзе, он отпустил меня снимать во Францию, рискуя головой. Если бы я сбежал, то ему бы не поздоровилось. Во Франции я снял «Фаворитов луны», а когда вернулся, началась перестройка. Но на кино государство перестало давать деньги. Снимать стало невозможно, и я опять поехал во Францию», — так он описывал свою жизнь.

Единственный инструмент режиссера, по убеждению Иоселиани, — это совесть. Он часто будоражил «муравейник», резко высказывался по поводу чиновников, жуликов всех мастей, которых находил в любой инстанции, в любом жюри. Но любви к жизни это не отменяло. Вот формула его жизни и величие его кино: «Когда ты молод и весел, жизнь воспринимаешь иначе, и неважно, где ты находишься. Было бы время жить. Привечайте друзей, получайте радость от того, что они живут на свете. Присматривайтесь к людям. Важно, чтобы тип, который рядом, был приличным человеком с незапятнанной репутацией, чтобы он не оказался дураком или делателем денег».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...