Срочные новости раздела
В «Ночном дозоре» нашли свинец

В «Ночном дозоре» нашли свинец

Большой научно-исследовательский проект по изучению «Ночного дозора», начатый в 2019 году и получивший название «Ночная вахта», нужен для того, чтобы реставраторы могли на века сохранить знаменитый шедевр XVII века. А для надежной консервации необходимо понять текущее состояние полотна. Исследование выяснило прежде неизвестные данные. Оказывается, прежде чем взяться за живописную работу, Рембрандт сначала нанес на холст размером 379,5 × 453,5 см масляный слой с высоким содержанием свинца, затем смесь глины, кварца (песок) и красной земли (богатой оксидом железа — Fe2O3), а потом снова покрыл полотно свинцовым маслом. Прием грунтовки глиняно-кварцевой смесью с добавлением земли художник использовал и в некоторых других работах. А вот обнаружение свинцового масла в «Ночном дозоре» стало открытием. Зачем художнику надобился такой эксперимент?

Очевидно, для того, чтобы полотно было более устойчиво к влаге, ведь заказчик, капитан Франс Баннинг Кок, изначально поместил его в «Большом зале» (grote zaal по-голландски) дома Стрелкового общества гражданского ополчения Нидерландов — на длинной наружной стене. То есть во влажной среде. Только спустя 55 лет, в 1715 году, картину перенесли в здание Ратуши: как раз тогда ее обрезали по бокам, чтобы она вошла в пространство между двумя колоннами.

Художник работал над масштабным полотном для только что построенного здания «Зала встреч» стрелков-ополченцев три года. На ней изображены 34 члена общества во главе с капитаном Коком — его фигура в черном камзоле с красной перевязью в центре. Это была одна из семи картин, заказанных разным художникам ополченцами, однако только произведение Рембрандта отличилось удивительной игрой света и тени, ощущением движения, необычной композицией и загадочностью — и в итоге вошло в историю. За эту работу художник получил 1600 гульденов, что по тем временам большая сумма. К заказу мастер отнесся с большой ответственностью уже на этапе подготовки, хотя и использовал доступные материалы.

Вначале исследователи сомневались, сколько слоев свинцового масла нанес Рембрандт, ведь ионы этого элемента распространились по всей картине. В итоге пришли к выводу, что два: свинцовое масло — глина с землей — снова свинцовое масло. Основная функция такой обработки, по версии исследователей, — защита от влаги. Для «связки» красочного слоя с холстом Рембрандт мог использовать и клеевую основу, как делали многие его современники и он сам. Но тут художник отошел от стандартного метода. Вероятно, рецепт свинцового масла он почерпнул в трудах врача и писателя, современника Рембрандта, Теодора де Майерна, опубликовавшего свои записи бесед с художниками, среди которых Рубенс и ван Дейк. Тот рекомендует использовать богатое свинцом масло вместо клея в случае, когда картине предстоит находиться во влажной среде. Если использовать клей, краска может отслоиться, свинец же дает более надежную связку материалов. А чтобы защитить картину с обратной стороны, Рембрандт покрыл задник смесью из пчелиного воска и смолы. Причем он потратил на эту процедуру не менее 70 часов.

Несмотря на то что свинцовое масло и правда оказалось надежной защитой от влаги, у него есть свои минусы. Со временем «мигрирующие» ионы тяжелого металла могут образовывать на полотне так называемое «свинцовое мыло» — белесые пятна. Теперь команде исследователей, куда входит несколько десятков человек из разных институций, предстоит понять, как этого не допустить.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...