Срочные новости раздела
Три регистра русской жизни показали в рифмах: в РОСИЗО открылась выставка-поэма

Три регистра русской жизни показали в рифмах: в РОСИЗО открылась выставка-поэма

На первом этаже выставочного пространства в Петроверигском переулке чувствуешь, что жизнь – и правда, поэзия, порой суровая, иной раз изматывающая, но вместе с тем вдохновляющая.

Первый зал погружает в суровые страницы истории. Здесь многое напоминает о Второй мировой войне и других трудных временах, например, освоении территорий с суровым климатом. Графику и живопись, в основном представленную мужественными портретами, сопровождают цитаты из писем солдат.

Рукописи с фронта занимают целую стену – коллаж на фотообоях сделал так, что письма походят на летящих журавлей. Тут как в бессмертных строках Расула Гамзатова: «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю эту полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей».

Рифмой к графике Юрия Пименова (портрет солдата военного времени) и живописи Владимира Воробьева («Крестьянин», 1919 г.) выступают работы знаменитых художников по стеклу – Светланы Рязановой, Галины Антоновой, Людмилы Золиной, Дмитрия и Людмилы Шушкановых. Со временем трагическое прошлое стекленеет, но оно всегда щемит где-то на подкорке – это генетический код.

Второй раздел – о мирной жизни. Повседневные будни послевоенного времени, так похожего на сегодняшнее настоящее, рассказано не только через стихи, а с помощью предметов. Аутентичные коньки 1940-х годов перекликаются с живописным сюжетом, где мальчик в ушанке, кажется, только что вернулся с катка.

Перед ироничным пейзажем Леонида Сойфертиса, изображающим зимний пленэр и парочку художников, разложены советские тюбики с краской, рядом стоит термос. Особое место занимает графический рисунок Евгения Кибрика: перед нами юноша, спящий на газете в полной электричке. Рядом с зарисовкой, вероятно, сделанной с натуры, – газета «Труд» 1967 года, поверх которой художник Шамиль Маметов нарисовал рыбу. Идея этой инсталляции-рифмы принадлежит куратору выставки Андрею Райкину. Так повседневная сцена обретает дополнительный подтекст, в котором заложен и христианский код (самопожертвование), и советский (практика обертывания рыбы в газету была общим место и отразилась во многих произведениях искусства). Словом, будни приносят как радость, как и грусть, тут и встречи с друзьями и ранние подъемы на работу, и суета, и моменты отдохновения.  

Третья глава поэмы – мечта о красоте и свободе, будущее, которые неизменно видится светлым. Быть может, этому уснувшему в электричке юноше снится именно оно: бескрайнее море, парящие женские образы, солнечные пейзажи, собранные в третьем разделе из воздушной скульптуры, керамики, графики и живописи. Работы таких авторов, как Виктор Цигаль и Яковом Ромасом, рифмуются со строчками Давида Самойлова: «Но все же в звездные минуты / Мы обольщаемся мечтой. / И кровь кипит. И судьбы вздуты, / Как парус, ветром налитой».

– На выставке показаны три регистра русской жизни, которые существуют параллельно, – говорит «МК» куратор выставки Андрей Райкин. – Они делают жизнь наполненной и многоплановой: обращенная в прошлое печаль и память, выраженная через суровые образы, обыденная жизнь, показанная предметно, и будущее – мечты о прекрасном и возвышенном. Мы разделили их на три главы, но все эти параллели наполняют нас одновременно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...