Срочные новости раздела
Урсуляк дебютировал в театральной режиссуре, поставив спектакль по произведениям Шварца

Урсуляк дебютировал в театральной режиссуре, поставив спектакль по произведениям Шварца

В начале сезона худрук Маяковки Егор Перегудов вспоминал, как Галина Волчек говорила о возможности приглашения на постановку в «Современник» Сергея Урсуляка. Не случилось по разным причинам. Как рассказал «МК» сам Урсуляк, желания ставить в театре у него никогда не было. По три-четыре подобных предложения в год поступало, но он на них всегда отвечал: «Не дело кинорежиссера — ставить в театре». Однако Перегудов убедил попробовать в порядке эксперимента. «Труппа хорошая, артисты прекрасные. Если я не подведу, то все закончится добром», — сказал режиссер, приступая к работе. Так он говорил и о молодом составе сериала «Тихий Дон», рождавшего у многих сомнения: «Если молодые и талантливые актеры не сыграют, значит, виноват только я».

Впервые ему пришлось выбирать лучших актеров не со всей страны, а из отдельно взятой труппы, для которой Урсуляк стал лакмусовой бумажкой, выявив ее преимущества и изъяны.

Такое ощущение, что жанр «дуракаваляния» он придумал, чтобы подстелить соломки, обезопасить себя на случай неудачи, поскольку пришлось начинать с чистого листа. Урсуляк окончил Щукинское театральное училище и больше десяти лет проработал артистом в «Сатириконе», прежде чем всецело посвятил себя кино. Его жена Лика Нифонтова, дочери Александра и Дарья Урсуляк — прекрасные театральные актрисы. Так что театр из его жизни никуда не уходил, но самому вернуться на сцену, да еще и в новом качестве, оказалось нелегко.

В театральной программке Урсуляк выразил благодарность Роберту Стуруа, Константину Райкину и Александру Ширвиндту — «за воспитание художественного мировоззрения». В данном случае не обошлось и без влияния Марка Захарова и его «Обыкновенного чуда».

Материал для постановки Урсуляк нашел сам. Выбор не удивил, поскольку он приверженец советской драматургии, а Шварц близок ему по духу и отвечает сегодняшнему состоянию души. К «Голому королю», написанному в 1934 году по мотивам сказок «Новое платье короля», «Свинопас», «Принцесса на горошине» Андерсена, добавил «Тень» (это уже 1937–1940 годы), «Дракона» (1942–1944), фрагменты киносценария «Каин XVIII», написанного Шварцем совместно с Николаем Эрдманом.

К пьесам Шварца Сергей Урсуляк подошел вольно, перелопатил их вдоль и поперек, частично изложил своими словами. «Король сказал, что мы лучшая нация в мире, и мы другие языки начисто забыли!» — так теперь звучит адаптированный текст. Ткачи тут стукачи.

А молодой актер Мамука Патарава, сыгравший Христиана, пародирует Григория Лепса.

В нашем недавнем интервью режиссер сказал: «Я не экспериментатор, а традиционалист. У меня не будет ОМОНа. Это постановка ретрограда, не модное искусство, представителем которого я никогда не был. Прелесть Шварца в том, что он в каждое время к месту».

Первых зрителей Урсуляк призвал быть снисходительными: «За кулисами 25 человек готовы к суициду. Сохраните им жизни». Главная проблема, видимо, заключалась в невозможности зафиксировать желанный результат, ведь любая репетиция, а теперь уже и каждый спектакль — нечто эфемерное. «Каждый раз, приходя на прогоны, я понимаю, что у меня есть шанс увидеть совершенно новый и другой спектакль. Редко это изменение радует, чаще огорчает. Я поражаюсь доживающим до 50 лет театральным режиссерам. Это такая работа, за которую нужно отдельно платить. Они должны на пенсию в 45 выходить, как балетные работники», — сказал Сергей Урсуляк после первого показа.

По его словам, в кино от артиста требуется хотя бы один удачный дубль. Потом режиссер соединяет его с другим удачным дублем другого артиста. А в театре вчера что-то получилось у одного, сегодня у другого, 

и неизвестно, что произойдет завтра. Актерам Урсуляк не без иронии говорил, что его ждет катастрофа. Судя по всему, от дальнейших экспериментов в театре он пока воздержится. Что будет с ранее запланированным «Евгением Онегиным» в Большом театре, после смены руководства непонятно. Хотя работа с художником уже идет.

Для «Другой сказки» сценограф Евгения Шутина выстроила самое обычное сказочное пространство, какие мы видим на детских спектаклях. Разве что фрейлины выходят в гимнастерках. В сочетании с глубоким декольте получается зрелище на грани.

Принцесса Генриетта в коротеньком подростковом платье (Алена Васина) полюбила простолюдина Генриха (Никита Языков). За что? Бог весть. Он какой-то недотепа, а она — секси. В «Обыкновенном чуде» Марка Захарова принцессу сыграла Евгения Симонова — нежнейшая из принцесс. Теперь ее дочь Зоя Кайдановская играет мужеподобную королеву, появление которой с ружьем производит неожиданный эффект. Выбор дочери ее не устраивает, и она быстро найдет ей достойного жениха в соседнем королевстве. Ничего, что он немолод, невеликого ума, да просто дурень, и красавцем его не назовешь. Но даже она быстро поймет, что король-то голый. Его виртуозно сыграл Вячеслав Ковалев, обладающий редкой природной органикой. Король падок на лесть, и Первый министр — Евгений Парамонов — постоянно режет правду-матку «прямо, грубо, по-стариковски», что он венец творения.

Юная принцесса не готова к такому замужеству. Генрих и его друг Христиан проводят операцию по ее спасению: наряжаются жандармами и ткачами, шьют королю костюм из невидимой дуракам ткани. Молодые всегда побеждают. За ними — будущее. Они на стороне света, не тьмы, хотя случаются и исключения.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...