Срочные новости раздела
Лаборатория искусства и науки удивила цифровой философией

Лаборатория искусства и науки удивила цифровой философией

Всего час езды от Москвы — и вы в Черноголовке — городе, ценном в первую очередь вовсе не своими напитками, а научной деятельностью. После Великой Отечественной войны деревня превратилась в город ученых. Произошло это благодаря Николаю Семенову — единственному лауреату Нобелевской премии по химии в Советском Союзе. В 1955 году он инициировал в Черноголовке строительство Института химической физики. Поселок, расположенный среди сосновых лесов, подошел еще и потому, что туда была проложена железная дорога (сейчас она не действует). Секретный научный институт строился ударными темпами, а население выросло в разы: с 300 человек в 1920-х до 13 тысяч в 1970-х. Сам академик Семенов построил в Черноголовке скромный одноэтажный домик. Он по сей день стоит на Первой улице — сейчас там музей.

Приветливая хранительница обстановки дома нобелевского лауреата, краевед Зоя Николаевна Толпыго, может пять часов кряду рассказывать о Николае Семенове. Человек он был многосторонний и веселый. Любил пошутить, отменно танцевал мазурку, пользовался популярностью у дам (был трижды женат, причем последний раз женился в 77 лет), без конца курил (складывая бычки в карманы пиджака и время от времени их докуривая) и дожил до 90 лет. Главное, он совершил революцию в научном мире, разработав теорию разветвленных цепных реакций. Химический процесс можно сравнить с медийным. Представьте, вы написали пост, и он зацепил. Количество репостов нарастает лавинообразно, по принципу разветвления — от вас, как от корня дерева, сообщение распространяется веточками по Сети. Но рано или поздно интерес к теме ослабевает, и пост перестают распространять. Так же и в химии: реакции (полимеризации, поликонденсации, ядерные) начинаются с малой вспышки, стремительно идут в рост, могут затухнуть сами по собе. Николай Семенов стал той силой, которая зарядила цепную реакцию развития наукограда в ближнем Подмосковье.

В центре города, у Дома ученых, установлен памятник Николаю Николаевичу, где он, в свойственной ему свободной манере, с папиросой в руке, рассказывает свои теории коллеге — ученому-практику Федору Дубицкому, а тот уже засучил рукава, чтобы воплощать идеи в жизнь. Бронзовые фигуры стоят на полотне, которое превращается в скатерть, что покрывает стол Семенова из того самого дома-музея, а на нем — рядом с телефоном и печатной машинкой — домики и институты наукограда (градостроительный генплан). Монумент скульптора Артемия Родионова, чьи работы украшают парижское метро (станция «Мадлен») и московскую подземку («Маяковская», «Сретенский бульвар», «Славянский бульвар»), был установлен в 2016 году по инициативе главы города Олега Егорова.

Это событие дало новую цепную реакцию. Недалеко от памятника основателю города и его сподвижнику появился монумент сигулярности (тоже работы Родионова) и мурал с оптическим эффектом — изображением птичек, черноголовых славок. Его создал уроженец наукограда Роман Иванов. Он же написал граффити на трансформаторной будке рядом с Институтом химической физики — изобразил Семенова с помощью паттерна, вдохновленного диффузией (химического процесса взаимного проникновения веществ друг в друга, воплощающего цепные реакции), на одной стороне стены. На другой красуется опытная мышь в окружении молекул, подсвеченных гелем-электрофорезом. На третьей — знаменитый портрет Эйнштейна с высунутым языком — в разных цветовых спектрах.

Руке Иванова принадлежит и граффити с портретами писателей, которые оживают, если навести на изображение экран телефона. Оно расположилось недалеко от школы, построенной по индивидуальному проекту Владимира Толмачева в 1962 году, с собственной обсерваторией и телескопами. Недавно рядом со школой появились солнечные часы нестандартного механизма, где вместо гнома (стрелки, отбрасывающей тень и указывающей время) есть шкала с часами и минутами. Солнечный свет падает на них сквозь прорезь и указывает время. А в прошлом году преподаватель этой школы своими силами организовал в городе первый астрономический фестиваль «Тушите свет» — с участием современных художников. То есть последние годы искусство потихоньку пускало корни в научную почву, а теперь выливается в целое движение.

Новая точка притяжения появилась в памятнике советскому модернизму 1970-х годов, который прозвали «колбасой». Здание строилось как общественно-культурный центр, но находчивые архитекторы прилепили к нему длинный «хвост» с квартирами для ученых, назвав многоподъездное сооружение пристройкой. Сейчас культурный центр возродился — усилиями Олега Егорова. Его второй мэрский срок истек пару недель назад, теперь он занимается развитием культуры и спорта в городе. Он пригласил в Черноголовку команду куратора и урбаниста Марии Туркиной, которая занималась Уральской биеннале, а этим летом проводила всероссийскую Ночь заводов. Они и организовали лабораторию искусства и науки.

Внутри лабораторное арт-пространство расписал один из участников проекта местный физик Иван Касимов. Он визуализировал сингулярность. Это многослойное понятие в философии означает единственное событие, растянутое во времени и пространстве. Визуализация Касимова выглядит космически: в центре как раз такая черная точка, вокруг которой кружат планеты, комические станции и загадочные иероглифы. В такой обстановке участники лаборатории демонстрируют свои цифровые проекты, которые делали с ноября и которые могли бы в будущем и физически появиться в городе.

Серия инсталляций «Твердое пламя» Владимира Ракитина, Анастасии Бариновой и Дарьи Горячевой представляет собой несколько цилиндров, внутри которых туда-сюда гуляют разноцветные плоскости. Это показан процесс горения, открытый в 1970-х гг. в Черноголовке ученым Александром Мержановым. Именно так пламя ведет себя в большом реакторе во время самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС). Наводишь на QR-код телефон, и перед тобой на экране многометровое «твердое пламя», которое можно поместить в любую точку перед собой. Пока это виртуальная инсталляция, но ее надеются установить во дворе так называемых «мержановских домов» — комплекса, построенного в конце 1980-х годов для сотрудников Института структурной макрокинетики (ИСМАН), директором которого был Мержанов.

Марьяна Лысенко, Мадина Султанова, Анна Горячева создали звуковую инсталляцию «Сновидения сосны». Речь о сосне, которая украшает флаг Черноголовки. Из ствола дерева выходят три ветки, кажется, визуализируя теорию Семенова о разветвленных цепных реакциях. Годами сосна росла рядом с научным институтом, но пару лет назад ее стерла с лица земли буря. Теперь дерево сохранилось только на флаге и в памяти местных жителей. Участники лаборатории как раз простроили свой проект на сравнении принципа цепных реакций и годичных колец дерева. И визуализировали сновидения дерева-символа в виде сфер, где вращаются люди и события, связанные с историей города. Помимо виртуального образа сосны в арт-центре можно найти старый патефон, на котором вместо пластинки — срез ствола. Трехглавая сосна стала героем и другого цифрового проекта — Романа Иванова и Елены Мартьяновой — «Цифровая реинкарнация». Дерево является на экране твоего телефона как кристаллизованная форма, словно сосна замерзла и превратилась в молекулярные сетки. Символ города можно поместить в любое место и в любое время.

Объект «Идеально неидеальный перовскит» предлагает исследовать кристаллические соединения, которые используют для преобразования солнечного света в электричество. То есть для создания солнечных батарей. Их исследование — еще одно черноголовское ноу-хау. Скульптура в виде кристаллической решетки могла бы когда-нибудь появиться в лесу или на поверхности местного озера, а пока ее можно опять же видеть через телефон.

Следующая цифровая работа называется «Графеновая опера» (авторы — Елена Фролова и Алина Подзорова). Проект игровой — посвящен аэрогелю на основе графена, который открыли нобелевские лауреаты, ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов, начинавшие свой научный путь в Черноголовке. Этот материал с высокой проводимостью используют, например, для производства передовых экранов телефона: гаджеты покрывают своего рода маской. Девушки придумали свои графеновые маски — для лица и в виде короны, повторяющей своей формой структуру графена. Их можно накладывать на себя в соцсетях, причем у каждой маски своя мелодия, исполненная на флейте.

Еще одна цифровая инсталляция вырастает прямо из пола. В разных точках арт-пространства можно найти два QR-кода, причем их рисунок созвучен настенному граффити. Наводишь на коды экран — и из небытия вырастает воронка. Эта попытка осмыслить общую теорию относительности принадлежит группе авторов — Ольга Винокурова, Иван Касимов, Михаил Артемов, Кирилл Севастьянов, Дмитрий Фомин, Григорий Баханов. Вкупе с муралом Касимова получается, что в этом культурном центре выросла тройная сингулярность. Словом, тут не только искусство и наука — а целая философия. Отдельно взятого города.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...