Срочные новости раздела
В музыкальных итогах года отразилась новая реальность

В музыкальных итогах года отразилась новая реальность

Стриминги года

В статистике стримингов вся чемпионская рать наглядно отражает современные запросы тех, кто слушает музыку в гаджетах. Anna Asti может любоваться в зеркале на главную певицу года, а Artic & Asti — дуэт, в котором мемориальной табличкой осталась частичка ее имени, — даже без нее были очень успешны как группа. Macan, A.V.G. «Каспийский Груз», Miyagi & Эндшпиль весьма точно обрисовали современный коммерческий хип-хоп, в котором объединились кальянная поп-доктрина, пацанская удаль и шансон. К хип-хопу каноническому и сермяжному все это имеет весьма отдаленное отношение, такое же примерно, как пресловутый Кодекс строителя коммунизма советского времени к Нагорной проповеди, но зато это его суверенная инкарнация.

Болезнь года

Группа «Три Дня Дождя» настырно двигала рок-идею, по крайней мере в некоторых ее проявлениях. Так, светский сюжет с помещением в реабилитационную клинику лидера группы Глеба Викторова не на шутку взволновал фанатские паблики и некоторые телеграм-каналы. Иногда подобного рода ажиотаж казался более ярким, чем эмоции от прослушивания музыки коллектива, но и в стримингах группа изрядно продвинулась. Правда, назвать это новеллой не получится, поскольку еще в 2010 году «психиатрическое обследование» Филиппа Киркорова в израильской клинике (если кто помнит этот трэшевый спектакль) после его комичной драки с ассистенткой Яблоковой уже было «событием года» и тоже сработало на повышение котировок на музыкальной бирже, хотя риски были значительно выше. Тогда в очередной раз призывали лишить Филю всех почестей, регалий и званий и даже грозили уголовным преследованием, что по тем временам выглядело экстраординарно, не так, как сейчас.

Монеты года

Итоги, подводимые промышленностью, наверное, можно считать самыми объективными, однако промышленность не рассуждает о талантах, хотя следовало бы. Наверное, и Anna Asti, и ее бывший коллега Artic уверенно схватили моду за хвост и выдали ровно то, что публике сейчас нужно. Однако это не отменяет ощущения фастфуда, который окажется совершенно несъедобным, как только слегка остынет. Из чего можно сделать вывод, что ставка на фастфуд не только в пищевой, но и музыкальной индустрии принята в качестве основной стратегии выживания. Не до высокой, как говорится, кухни и всяких там «мишленов». Эти забавы в основном и по преимуществу в прошлом. Хотя, конечно, даже в этой печальной парадигме отдельные исключения возможны.

Интриги года

На таком фоне новый релиз от Zivert под названием «В Мире Веселых» очень напоминает намерение двинуться туда, где певица еще не была, и сделать альбом, который в контексте ее прошлых хитов звучит не очень-то логично. Но именно желание следовать инстинктам, а не промышленным интересам, снабжает музыку интригой. А интрига подобного качества заставляет с явным удовольствием причмокивать и смаковать если не широкие фанатские массы, то уж музыкальных гурманов и эстетов однозначно.

Инстинктами живет и Ева Польна. Ее новый альбом «Открытый Космос» написан и записан как будто безо всякой оглядки на чарты и музыкальные нравы. Но Ева угадывается в этих песнях с первого звука и слова. Начав в «Гостях Из Будущего» и продолжив сольно, певица придумала жанр имени себя, и обладают такой роскошью совсем немногие из ее коллег.

Вызовы года

В рок-н-ролльных дебрях сейчас все очень запутанно. Впрочем, а когда там было просто? В этой музыке всегда была некоторая идейность, рокер по определению как бы не может быть лишь пресмыкающимся существом и озвучивать чужие лозунги. Когда Диана Арбенина стояла перед заполненным стадионом и пела все то, что сделало ее настоящей рок-героиней, не было никаких сомнений в чистоте ее совести, по крайней мере перед собой как автором и человеком. В то же время чистота этой дефиниции у Ромы Зверя, которая прежде вроде не вызывала сомнений, теперь, наверное, может стать поводом для дискуссии, в которой было бы интересно мнение и самого артиста. Мнение это, однако, пока не обнародовано и, скорее всего, в обозримом будущем обнародовано не будет. Но и журнал «Огонек» раскрывал правду в 80-х годах прошлого века о былых судьбоносных событиях спустя десятилетия с того момента, как они бушевали. Так что время есть.

Тем временем Юрий Шевчук выразил собственное мнение о времени, любви и нравах в совместном с Дмитрием Емельяновым альбоме «Волки в Тире». И в этих песнях — современный Шевчук. Уверенный в своих словах народный поэт, чей голос будет звучать дольше, чем отведено прожить человеку, эти песни написавшему. «Волки в Тире» не совсем альбом «ДДТ», какими поклонники привыкли слушать номерные диски местных рок-гигантов; но сыроватый ретро-звук в сочетании со строчками дает все, что сейчас нужно от рок-песен, и выводит релиз в число очень значимых и для Шевчука, и для всей его паствы.

Музыканты, которых принято обозначать как альтернативщиков, не всегда используют рок-методы в подходе к звуку, но близки к рокерам, когда речь заходит о важности слов. Дельфин в альбоме «Прощай, Оружие» явно намекает на то, что его бой проигран, и учится с этим жить. В долгой музыкальной карьере Андрея Лысикова есть немало подтверждений умения музыканта превращать и активную гражданскую позицию, и смирение в искусство. На «Прощай, Оружие» он делает это методами, которые отлично знает, смешивая нойз, синти и поп-музыку в достаточно предсказуемый звук. Но его сноровка придавать всему немало загадочности — по-прежнему завидный навык.

Не меньше эмоций вызывает и умение Shortparis превращать песни в страшные саундтреки нашего времени. В уходящем году у группы не было большого альбома, однако синглы, прямо скажем, будоражили, как и недавний EP «Гроздья Гнева». Истеричный панк-рок с ритмом, способным довести до сердечного приступа, напоминает звуковые эксперименты некоторых звезд ленинградского рок-клуба 80-х годов, но технические возможности теперь позволяют доводить эти перформансы до сногсшибательной эмоциональности. В видео на заглавную композицию были визуализированы многие паранойи современного делового горожанина, и если нужно выделить клип года, то у «Гроздьев Гнева» не так много конкурентов.

Концерты года

По части концертов было не очень богато, но иногда довольно многолюдно. Выход Леонида Агутина на 35-тысячный стадион получился довольно размашистым — к шумному восторгу дам, намеренных устроить томные танцы. Баста учинил оркестровый рэп-шабаш в Доме музыки с оркестром «Русская филармония», а спустя некоторое время взял еще одну академическую вершину, написав музыку к спектаклю о Маяковском.

Полина Гагарина изрядно расшевелила целый «Мегаспорт» на большом сольном шоу, а «Ария» попрощалась с туром «Гость из Царства Теней» концертом, располагающим к фанатскому срыву голосовых связок. Громко пели и на элегантной юбилейной суаре группы «Крематорий» в Горбушке; Лолита и уже упомянутая Ева Польна дали настоящих див в «Крокусе». The Hatters гремели аншлагами в совсем немаленьких залах; Глеб Самойлов и «Кирпичи» вдохновляли во время своих концертов забыть о всяких приличиях.

В общем, что-то, конечно, происходило, хотя у настоящих фанатов живого звука, скорее всего, не пропадало ощущение, будто их посадили на диету и банально недокармливают тем, к чему они давно привыкли. Но в сложившейся ситуации только две опции: или отвыкать, или изучать европейские афиши...

Метания года

В минувшем году рэперы (не кальянные, о которых велась речь выше, а претендующие на статус подлинности) могли себя почувствовать кем-то вроде узников совести. Их вызывали на ковры, угрожали, называли словами, казалось бы, далекими от риторики официального лексикона, и всячески пытались образумить, хотя значение этого глагола в последнее время размыто до неузнаваемости. Scally Milano после публичного покаяния даже записал постковерный альбом, в котором, конечно, проступали результаты чиновничьих внушений. Вряд ли можно утверждать, будто бойкий рэпер забыл все слова, кое-что он по-прежнему использует, но само ощущение «фильтрации базара» в исполнении людей, вроде бы не нуждающихся в инструкциях по формулированию мыслей, очень под стать общему вайбу.

При этом поклонники жанра вряд ли чувствовали себя обделенными. Скриптонит сыпал релизами как из рога изобилия и в целом держал марку. Хотя ему, конечно, проще, он иностранец. Гуф выдал очень личный альбом «Zапретное Место», превратив свой собственный драматичный опыт в треки, которые никого не щадят. Камбэк «Макулатуры» с альбомом «Нигде!» стал событием для любителей старорежимного литературоцентричного рэпа. В молодежном секторе страсти кипели вокруг Toxi$ и его релиза Hotshot, и в дискуссии, стал ли начинающий рэпер серьезным артистом, больше правды в предположениях о том, что стал, благо на идейные беседы его вроде бы еще не вызывали.

Джек-поты года

Кальянные рэперы, вскользь уже упомянутые, тем временем переживают период шоколадной стабильности. Их наполненная танцами и брутальными сюсюканьями музыка по-прежнему отлично идет в стримингах и на корпоративах. Звон монет — тоже очень хип-хоповская тема, хотя в актуальных условиях процессу явно не хватает огонька. И на таком фоне дефиле рэпера Vacio с носком Balenciaga выглядит одним из хип-хоп-событий сезона, по крайней мере по части весомости аргументов.

* * *

Планы на будущее строить, с одной стороны, непросто, а с другой — не так уж сложно. В предложенных музыкальных координатах мыслить можно чуть ли не пятилетками, а за вдохновением вернуться в семидесятые — это если в идеале, но можно и в восьмидесятые с девяностыми, и даже в нулевые. Но, конечно, не в сейчас…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...