Срочные новости раздела
Греция предложила Британии сделку: «доисторическая Мона Лиза» за мрамор Парфенона

Греция предложила Британии сделку: «доисторическая Мона Лиза» за мрамор Парфенона

Греки готовы расстаться с некоторыми из своих величайших сокровищ, чтобы “заполнить пустоту” в Британском музее, если мраморные изваяния Парфенона будут возвращены в Афины, заявила министр культуры страны.

Как пишет The Guardian, Лина Мендони пообещала, что почитаемые греческие галереи лондонского музея никогда не опустеют.

“Наша позиция ясна, - сказала глава греческого Минкульта. – Если скульптуры будут воссоединены в Афинах, Греция готова организовать чередующиеся выставки важных предметов старины, которые заполнили бы образовавшуюся пустоту”.

На вопрос, запрашивались ли Лондоном конкретные произведения, министр – классический археолог по образованию – настаивала на том, что продолжающиеся обсуждения не распространялись на “конкретные артефакты”.

Но впервые она дала представление о том, как далеко Афины были готовы зайти, чтобы компенсировать Британскому музею отказ от скульптур, считавшихся вершиной искусства классической эпохи, заявив, что любые предметы старины, отправленные в Великобританию, также привлекут внимание толпы.

“Они заполнили бы пустоту, поддерживали и постоянно возобновляли интерес международных посетителей к греческим галереям Британского музея”, - сказала Мендони, хотя и предупредила, что “любое соглашение и все его детали должны соответствовать греческому закону о культурном наследии”.

Идея культурного обмена стала обсуждаться вскоре после того, как правоцентристская партия премьер-министра Кириакоса Мицотакиса “Новая демократия” пришла к власти в 2019 году. С тех пор ходили слухи, что сокровища, в том числе маска Агамемнона – золотая погребальная маска, описываемая некоторыми историками как "Мона Лиза доисторических времен", – можно было бы отправить в Британию в обмен на статуи Парфенона.

В результате заметного отхода от ожесточенности, которая доминировала в самом продолжительном культурном споре Европы, обе стороны начали говорить о “партнерстве”, которое могло бы предложить “беспроигрышное” решение для разрешения спора.

Джордж Осборн, председатель Британского музея, откликнувшись на стремление Афин воссоединиться с древним мрамором, проявил больше решимости заняться этим вопросом лоб в лоб, чем кто-либо из его предшественников.

Он является первым музейным руководителем, публично признавшим противоречие вокруг присутствия предметов старины в Британском музее. Музей купил их в 1816 году у обанкротившегося лорда Элгина, бывшего посла в Османской империи, который сам приказал изъять их из храма Парфенон и других мест Афинского Акрополя с помощью мраморных пил.

Бывший канцлер Великобритании не раз в этом году намекал, что компромиссное урегулирование может быть не за горами. “Мы хотим создать надлежащее партнерство, - сказал Джордж Осборн депутатам комитета по культуре, СМИ и спорту в октябре. - Один выход означал бы прибытие сюда предметов из Греции, предметов, которые потенциально никогда раньше не покидали Грецию и, конечно, никогда раньше не были замечены, и предметов из коллекции Парфенона, которые потенциально путешествуют в Грецию”.

Осборн пообещал, что переговоры, направленные на заключение кредитной сделки, будут продолжены, несмотря на дипломатические последствия, последовавшие за отказом премьер-министра Великобритании Риши Сунака встретиться с Мицотакисом в ноябре, пишет The Guardian.

Коллекция Британского музея включает в себя почти половину 160-метрового фриза Парфенона, изображающего процессию к храму Панафинейского фестиваля в честь богини-воительницы Афины, а также 15 скульптурных панно и 17 фигур на фронтоне, которые были частью его уникального убранства.

Глава минкульта Мендони, которая неоднократно заявляла, что Греция не может обсуждать заимствование сокровищ, которые были разграблены в первую очередь, добавила: “Парфенон, памятник Всемирного наследия, с его универсальным значением требует своей целостности в том месте [где были вырезаны скульптуры] и по причинам, которые его создали”.

Она отрицает, что идея создания филиала Британского музея в музее Акрополя, специально построенного для демонстрации статуй, снова на столе переговоров. “Такого обсуждения не было”, - сказала она.

Хотя Мицотакис сказал, что прогресс был медленнее, чем ему хотелось бы, многие греки считают, что моральный аргумент в пользу возвращения мрамора, по крайней мере, был выигран. Опрос YouGov, опубликованный в июле, показал, что 64% людей в Великобритании сейчас выступают за репатриацию украденных из Эллады сокровищ.

Некоторые комментаторы также истолковали то, что король Карл III был одет в цвета Греции, когда он выступал на климатическом саммите Cop28 в этом месяце, как официальное заявление об одобрении возвращения мрамора в страну, где родился его отец, принц Филипп.

Отвечая на вопрос, исключила ли Греция возможность подачи судебного иска к Британскому музею в то время, когда все больше спорных предметов возвращается в страны их происхождения, Мендони подчеркивает, что греческое правительство продолжит “в полной мере использовать возможности, предоставляемые диалогом и культурной дипломатией”.

На вопрос, считает ли она, что британцам не сказали правду об Элгине и обстоятельствах, при которых были приобретены мраморы, она сослалась на Хью Хаммерсли, члена парламента 19-го века, который в 1816 году заявил Палате общин, что решение британского правительства приобрести скульптуры у шотландского дипломата было “актом разграбления”.

Но Мендони также говорила о позитивном настрое, стоящем за великим “национальным делом” Греции. “Даже люди, которые в течение многих лет выступали против возвращения скульптур в Грецию, теперь поддерживают наше требование, - сказала она. - Если бы я не была оптимисткой, я бы не работала с рвением и верой ради национального дела воссоединения скульптур в музее Акрополя здесь, в Афинах”.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...