Срочные новости раздела
В «Ночном дозоре» нашли свинец

В «Ночном дозоре» нашли свинец

Большой научно-исследовательский проект по изучению «Ночного дозора», начатый в 2019 году и получивший название «Ночная вахта», нужен для того, чтобы реставраторы могли на века сохранить знаменитый шедевр XVII века. А для надежной консервации необходимо понять текущее состояние полотна. Исследование выяснило прежде неизвестные данные. Оказывается, прежде чем взяться за живописную работу, Рембрандт сначала нанес на холст размером 379,5 × 453,5 см масляный слой с высоким содержанием свинца, затем смесь глины, кварца (песок) и красной земли (богатой оксидом железа — Fe2O3), а потом снова покрыл полотно свинцовым маслом. Прием грунтовки глиняно-кварцевой смесью с добавлением земли художник использовал и в некоторых других работах. А вот обнаружение свинцового масла в «Ночном дозоре» стало открытием. Зачем художнику надобился такой эксперимент?

Очевидно, для того, чтобы полотно было более устойчиво к влаге, ведь заказчик, капитан Франс Баннинг Кок, изначально поместил его в «Большом зале» (grote zaal по-голландски) дома Стрелкового общества гражданского ополчения Нидерландов — на длинной наружной стене. То есть во влажной среде. Только спустя 55 лет, в 1715 году, картину перенесли в здание Ратуши: как раз тогда ее обрезали по бокам, чтобы она вошла в пространство между двумя колоннами.

Художник работал над масштабным полотном для только что построенного здания «Зала встреч» стрелков-ополченцев три года. На ней изображены 34 члена общества во главе с капитаном Коком — его фигура в черном камзоле с красной перевязью в центре. Это была одна из семи картин, заказанных разным художникам ополченцами, однако только произведение Рембрандта отличилось удивительной игрой света и тени, ощущением движения, необычной композицией и загадочностью — и в итоге вошло в историю. За эту работу художник получил 1600 гульденов, что по тем временам большая сумма. К заказу мастер отнесся с большой ответственностью уже на этапе подготовки, хотя и использовал доступные материалы.

Вначале исследователи сомневались, сколько слоев свинцового масла нанес Рембрандт, ведь ионы этого элемента распространились по всей картине. В итоге пришли к выводу, что два: свинцовое масло — глина с землей — снова свинцовое масло. Основная функция такой обработки, по версии исследователей, — защита от влаги. Для «связки» красочного слоя с холстом Рембрандт мог использовать и клеевую основу, как делали многие его современники и он сам. Но тут художник отошел от стандартного метода. Вероятно, рецепт свинцового масла он почерпнул в трудах врача и писателя, современника Рембрандта, Теодора де Майерна, опубликовавшего свои записи бесед с художниками, среди которых Рубенс и ван Дейк. Тот рекомендует использовать богатое свинцом масло вместо клея в случае, когда картине предстоит находиться во влажной среде. Если использовать клей, краска может отслоиться, свинец же дает более надежную связку материалов. А чтобы защитить картину с обратной стороны, Рембрандт покрыл задник смесью из пчелиного воска и смолы. Причем он потратил на эту процедуру не менее 70 часов.

Несмотря на то что свинцовое масло и правда оказалось надежной защитой от влаги, у него есть свои минусы. Со временем «мигрирующие» ионы тяжелого металла могут образовывать на полотне так называемое «свинцовое мыло» — белесые пятна. Теперь команде исследователей, куда входит несколько десятков человек из разных институций, предстоит понять, как этого не допустить.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...