Срочные новости раздела
Три регистра русской жизни показали в рифмах: в РОСИЗО открылась выставка-поэма

Три регистра русской жизни показали в рифмах: в РОСИЗО открылась выставка-поэма

На первом этаже выставочного пространства в Петроверигском переулке чувствуешь, что жизнь – и правда, поэзия, порой суровая, иной раз изматывающая, но вместе с тем вдохновляющая.

Первый зал погружает в суровые страницы истории. Здесь многое напоминает о Второй мировой войне и других трудных временах, например, освоении территорий с суровым климатом. Графику и живопись, в основном представленную мужественными портретами, сопровождают цитаты из писем солдат.

Рукописи с фронта занимают целую стену – коллаж на фотообоях сделал так, что письма походят на летящих журавлей. Тут как в бессмертных строках Расула Гамзатова: «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю эту полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей».

Рифмой к графике Юрия Пименова (портрет солдата военного времени) и живописи Владимира Воробьева («Крестьянин», 1919 г.) выступают работы знаменитых художников по стеклу – Светланы Рязановой, Галины Антоновой, Людмилы Золиной, Дмитрия и Людмилы Шушкановых. Со временем трагическое прошлое стекленеет, но оно всегда щемит где-то на подкорке – это генетический код.

Второй раздел – о мирной жизни. Повседневные будни послевоенного времени, так похожего на сегодняшнее настоящее, рассказано не только через стихи, а с помощью предметов. Аутентичные коньки 1940-х годов перекликаются с живописным сюжетом, где мальчик в ушанке, кажется, только что вернулся с катка.

Перед ироничным пейзажем Леонида Сойфертиса, изображающим зимний пленэр и парочку художников, разложены советские тюбики с краской, рядом стоит термос. Особое место занимает графический рисунок Евгения Кибрика: перед нами юноша, спящий на газете в полной электричке. Рядом с зарисовкой, вероятно, сделанной с натуры, – газета «Труд» 1967 года, поверх которой художник Шамиль Маметов нарисовал рыбу. Идея этой инсталляции-рифмы принадлежит куратору выставки Андрею Райкину. Так повседневная сцена обретает дополнительный подтекст, в котором заложен и христианский код (самопожертвование), и советский (практика обертывания рыбы в газету была общим место и отразилась во многих произведениях искусства). Словом, будни приносят как радость, как и грусть, тут и встречи с друзьями и ранние подъемы на работу, и суета, и моменты отдохновения.  

Третья глава поэмы – мечта о красоте и свободе, будущее, которые неизменно видится светлым. Быть может, этому уснувшему в электричке юноше снится именно оно: бескрайнее море, парящие женские образы, солнечные пейзажи, собранные в третьем разделе из воздушной скульптуры, керамики, графики и живописи. Работы таких авторов, как Виктор Цигаль и Яковом Ромасом, рифмуются со строчками Давида Самойлова: «Но все же в звездные минуты / Мы обольщаемся мечтой. / И кровь кипит. И судьбы вздуты, / Как парус, ветром налитой».

– На выставке показаны три регистра русской жизни, которые существуют параллельно, – говорит «МК» куратор выставки Андрей Райкин. – Они делают жизнь наполненной и многоплановой: обращенная в прошлое печаль и память, выраженная через суровые образы, обыденная жизнь, показанная предметно, и будущее – мечты о прекрасном и возвышенном. Мы разделили их на три главы, но все эти параллели наполняют нас одновременно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...