Срочные новости раздела
Урсуляк дебютировал в театральной режиссуре, поставив спектакль по произведениям Шварца

Урсуляк дебютировал в театральной режиссуре, поставив спектакль по произведениям Шварца

В начале сезона худрук Маяковки Егор Перегудов вспоминал, как Галина Волчек говорила о возможности приглашения на постановку в «Современник» Сергея Урсуляка. Не случилось по разным причинам. Как рассказал «МК» сам Урсуляк, желания ставить в театре у него никогда не было. По три-четыре подобных предложения в год поступало, но он на них всегда отвечал: «Не дело кинорежиссера — ставить в театре». Однако Перегудов убедил попробовать в порядке эксперимента. «Труппа хорошая, артисты прекрасные. Если я не подведу, то все закончится добром», — сказал режиссер, приступая к работе. Так он говорил и о молодом составе сериала «Тихий Дон», рождавшего у многих сомнения: «Если молодые и талантливые актеры не сыграют, значит, виноват только я».

Впервые ему пришлось выбирать лучших актеров не со всей страны, а из отдельно взятой труппы, для которой Урсуляк стал лакмусовой бумажкой, выявив ее преимущества и изъяны.

Такое ощущение, что жанр «дуракаваляния» он придумал, чтобы подстелить соломки, обезопасить себя на случай неудачи, поскольку пришлось начинать с чистого листа. Урсуляк окончил Щукинское театральное училище и больше десяти лет проработал артистом в «Сатириконе», прежде чем всецело посвятил себя кино. Его жена Лика Нифонтова, дочери Александра и Дарья Урсуляк — прекрасные театральные актрисы. Так что театр из его жизни никуда не уходил, но самому вернуться на сцену, да еще и в новом качестве, оказалось нелегко.

В театральной программке Урсуляк выразил благодарность Роберту Стуруа, Константину Райкину и Александру Ширвиндту — «за воспитание художественного мировоззрения». В данном случае не обошлось и без влияния Марка Захарова и его «Обыкновенного чуда».

Материал для постановки Урсуляк нашел сам. Выбор не удивил, поскольку он приверженец советской драматургии, а Шварц близок ему по духу и отвечает сегодняшнему состоянию души. К «Голому королю», написанному в 1934 году по мотивам сказок «Новое платье короля», «Свинопас», «Принцесса на горошине» Андерсена, добавил «Тень» (это уже 1937–1940 годы), «Дракона» (1942–1944), фрагменты киносценария «Каин XVIII», написанного Шварцем совместно с Николаем Эрдманом.

К пьесам Шварца Сергей Урсуляк подошел вольно, перелопатил их вдоль и поперек, частично изложил своими словами. «Король сказал, что мы лучшая нация в мире, и мы другие языки начисто забыли!» — так теперь звучит адаптированный текст. Ткачи тут стукачи.

А молодой актер Мамука Патарава, сыгравший Христиана, пародирует Григория Лепса.

В нашем недавнем интервью режиссер сказал: «Я не экспериментатор, а традиционалист. У меня не будет ОМОНа. Это постановка ретрограда, не модное искусство, представителем которого я никогда не был. Прелесть Шварца в том, что он в каждое время к месту».

Первых зрителей Урсуляк призвал быть снисходительными: «За кулисами 25 человек готовы к суициду. Сохраните им жизни». Главная проблема, видимо, заключалась в невозможности зафиксировать желанный результат, ведь любая репетиция, а теперь уже и каждый спектакль — нечто эфемерное. «Каждый раз, приходя на прогоны, я понимаю, что у меня есть шанс увидеть совершенно новый и другой спектакль. Редко это изменение радует, чаще огорчает. Я поражаюсь доживающим до 50 лет театральным режиссерам. Это такая работа, за которую нужно отдельно платить. Они должны на пенсию в 45 выходить, как балетные работники», — сказал Сергей Урсуляк после первого показа.

По его словам, в кино от артиста требуется хотя бы один удачный дубль. Потом режиссер соединяет его с другим удачным дублем другого артиста. А в театре вчера что-то получилось у одного, сегодня у другого, 

и неизвестно, что произойдет завтра. Актерам Урсуляк не без иронии говорил, что его ждет катастрофа. Судя по всему, от дальнейших экспериментов в театре он пока воздержится. Что будет с ранее запланированным «Евгением Онегиным» в Большом театре, после смены руководства непонятно. Хотя работа с художником уже идет.

Для «Другой сказки» сценограф Евгения Шутина выстроила самое обычное сказочное пространство, какие мы видим на детских спектаклях. Разве что фрейлины выходят в гимнастерках. В сочетании с глубоким декольте получается зрелище на грани.

Принцесса Генриетта в коротеньком подростковом платье (Алена Васина) полюбила простолюдина Генриха (Никита Языков). За что? Бог весть. Он какой-то недотепа, а она — секси. В «Обыкновенном чуде» Марка Захарова принцессу сыграла Евгения Симонова — нежнейшая из принцесс. Теперь ее дочь Зоя Кайдановская играет мужеподобную королеву, появление которой с ружьем производит неожиданный эффект. Выбор дочери ее не устраивает, и она быстро найдет ей достойного жениха в соседнем королевстве. Ничего, что он немолод, невеликого ума, да просто дурень, и красавцем его не назовешь. Но даже она быстро поймет, что король-то голый. Его виртуозно сыграл Вячеслав Ковалев, обладающий редкой природной органикой. Король падок на лесть, и Первый министр — Евгений Парамонов — постоянно режет правду-матку «прямо, грубо, по-стариковски», что он венец творения.

Юная принцесса не готова к такому замужеству. Генрих и его друг Христиан проводят операцию по ее спасению: наряжаются жандармами и ткачами, шьют королю костюм из невидимой дуракам ткани. Молодые всегда побеждают. За ними — будущее. Они на стороне света, не тьмы, хотя случаются и исключения.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...