Срочные новости раздела
О Есенине без вранья: кто убивал поэта

О Есенине без вранья: кто убивал поэта

Нам в советской школе о Есенине не говорили ни слова. Пушкин был, но кусочками: «Дни поздней осени бранят обыкновенно…» или «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…» Полностью «Евгения Онегина» в советской школе нам пытались подать в восьмом классе. Рановато! Что-то мы старательно зубрили и читали на уроках по литературе, но очень дурно. У нас была мудрая учительница — Л.А.Нестерова. Она в нарушение правил перестала нас спрашивать и три урока читала нам вслух «Евгения Онегина». Класс слушал как зачарованный. Не знаю, как другие, но я тогда, в 15 лет, открыл для себя величие русской культуры — языка.

Позже, в полуголодные аспирантские годы, я спасался тем, что читал вместо еды сам себе вслух стихи Пушкина. Дореволюционное издание мне досталось от деда жены — букиниста. Из того, что у него не национализировали коммунисты, осталось и несколько книжек в формате «Чтец-декламатор». Там впервые мне встретились стихи раннего Есенина из сборника «Радуница»: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, будто серебром…» Впечатление было такое: продолжение Пушкина, но никак не подражание ему, и это опять великий и могучий русский язык.

Уверен, что это не фантазия нашего старшего поколения. Мой младший сын Иван Сергеевич (14 лет) легко и с удовольствием запоминает стихи Пушкина и Есенина. Что-то нудное, от бесталанных, ему плохо дается (читает перед уроком, но злится). Старшая внучка Елена (9 лет) вообще взбунтовалась в школе. Всему классу по литературе задали выучить стихи Ю.Мориц. Елена их изучила, но на уроке читать отказалась, так как стихи ей не понравились. Вместо этого она предложила учительнице на выбор: А.С.Пушкин — «Осень» или С.А.Есенин — «Письмо к матери». Учительница замахала руками: мол, Пушкина нет в программе за третий класс, а Есенина… вообще нет. Закончилось тем, что учительница оставила Елену после урока, и та ей прочитала и Пушкина, и Есенина. Получила «пятерку» официально, но из подполья. На кратком семейном совете я внучку поддержал.

Я в советской школе терпеть не мог Маяковского с его «серпасто-молоткастым советским паспортом» и прочим о Ленине и партии. Есенин с Маяковским поневоле общался, но своему коварному другу Мариенгофу как-то сказал: «Я поэт отчего-то, а Маяковский — для чего-то»; «Меня забудут, а ему на Тверской памятник поставят». И ведь стоит, а памятник Есенину скромно приютился на бульваре. Но хоть не забыли поставить монумент поэту, который, в отличие от Маяковского, не призывал ломать монастыри (Страстной — на месте памятника Пушкину) и воспевал Москву, которую любил всей душой: «Я люблю этот город вязевый, пусть обрюзг он и пусть одрях, золотая дремотная Азия опочила на куполах…»

В 1992 году мне позвонил тогда министр по делам национальностей (было такое) Н.Д.Егоров. Как правило, мы с ним общались по вопросам возрождения казачьих войск, а тут он меня удивил вопросом: «Ты стихи Есенина любишь?» Отвечаю: «Не только люблю, но и многое знаю наизусть». Он мне: «Ну, тогда завтра он к тебе зайдет». — «Кто-кто?» — «Ну, народный артист Никоненко Сергей Петрович. Это Есенина касается, помоги ему… Твоему начальнику Лужкову звонить не хочу».

Пришел Никоненко — скромен и обаятелен. Проблема была в том, что он нашел одну из квартир, где более года проживали Есенин, его мать и сестра. Артист за свои деньги квартиру подремонтировал, нашел предметы мебели и ряд личных вещей Есенина. Хочет сделать там музей-квартиру, но чиновники низшего звена мэрии против, да и вообще все квартиры по адресу: г. Москва, ул. Сивцев Вражек, дом 44, подлежат приватизации. Квартиру №14 мне с помощью Лужкова удалось из приватизации исключить и сделать частным музеем с хозяином Никоненко. Этот музей и сейчас числится за ним, и все расходы на нем. Квартира не шикарная: три маленькие комнатки и кухня. Маленький туалет с умывальником. С.П.Никоненко много раз предлагал Департаменту культуры мэрии Москвы сделать упомянутую квартиру городским музеем или присоединить ее к Дому-музею А.С.Пушкина на Арбате, где поэт провел несколько счастливых месяцев после свадьбы с Н.Н.Гончаровой. Тем более это совсем рядом — пятнадцать минут ходьбы. Ан нет: отговорок хоть отбавляй.

Есенин пережил всю историю всероссийского погрома, учиненного ленинцами. И ему достались полуголодное существование и откровенная травля его поэзии. Даже своего постоянного угла не было. А рядом был, как тень, Мариенгоф, явно подставленный чекистами для пригляда. Он старательно таскал Есенина по кабакам, и подпаивал, и спаивал, написав позже книгу «Роман без вранья», где выставил поэта в самом неприглядном свете. Непонятно, когда Есенин успевал писать свои замечательные стихи, поэмы… Видимо, по его книге отец и сын Безруковы поставили отвратительный фильм про Есенина — пьяницу и дебошира. Сейчас не где-нибудь, а во МХАТе идет спектакль «Женщины Есенина» (автор З.Прилепин) — как будто гений славен тем, что по бабам шлялся.

В энциклопедических словарях о смерти Есенина часто встречается версия, что тот «в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством». Версия удобная, чтобы не пытаться выяснить действительные обстоятельства его гибели в ночь на 25 декабря 1925 года. Депрессии быть не могло. Есенин приехал в Питер для того, чтобы принять участие в издании сборника своих стихов. Наконец-то! Рядом не было Мариенгофа — и, значит, в кабак никто не потащит. Он выбрал себе гостиницу, но его поселили в «Англетере», где все решали чекисты (она была на балансе ВЧК). Все видевшие Есенина вспоминали, что он был в прекрасном настроении.

Номер Есенину подобрали в помещении, к которому до революции примыкала аптека, и из нее, через дверь, задвинутую шкафом, было легко попасть внутрь. Он попросил швейцара никого к нему не пускать, кроме поэта Н.Клюева, но когда тот пришел, швейцар ему сказал, что Есенин ушел в город и вернется очень поздно, т.е. нежелательных свидетелей нарочно устранили.

Теперь о самом номере Есенина. Во времена СССР попасть туда было очень трудно: он был закрыт и значился на ремонте. В 70-е годы прошлого века я служил в Военной коллегии Верховного суда СССР, у меня был допуск к секретам, и меня с подружкой в этот номер впустили. Никакого ремонта там не велось. Стояли стол, стулья, кровать, шкаф (тот самый, который закрывал дверь в аптеку). По версии официальной власти, Есенин повесился на крюке от люстры под потолком. Высота потолка — 3 м 75 см! Я это уточнил. Представьте себе, как, не будучи артистом цирка, туда можно было попасть… И потом, по протоколу вызванного милиционера (составленному весьма небрежно), Есенин лежал около батареи отопления, и на его шее не было удушающей петли: веревка с узелком была просто наброшена на шею. В пепельнице — окурки папирос, а Есенин если и курил, то только трубочку. На посмертном фото — следы побоев, а на кистях рук — масса глубоких шрамов…

Там еще много фактов, говорящих против версии самоубийства, в которое и сейчас многие не верят. Не верила и З.Н.Райх, имевшая от Есенина детей и в 1937 году написавшая Сталину смелое письмо с требованием раскрыть тайну смерти поэта. Это письмо, конечно, до Сталина не дошло, но на Лубянке быстро приняли решение, и Зинаида Райх была убита (более 40 ножевых ранений). Вот если и вспоминать женщин поэта, то Зинаиде Николаевне надо памятник поставить на том же бульваре, где памятник Есенину.

Попало и В.Мейерхольду — тогда супругу З.Райх. В военной коллегии мы выдавали справку о реабилитации Мейерхольда, осужденного по одному из пунктов печально известной ст. 58 УК РСФСР за шпионаж в пользу Японии. Это, конечно, было сочинение чекистов, так как «шпионаж» заключался в том, что Мейерхольд на приеме в МИДе разговаривал с послом Японии. В надзорном производстве по таким следам — два-три документа: постановление следователя госбезопасности и решение «тройки» или Особого совещания, но режиссер проходил по делу как Мейерхольд-Райх. Я спросил своего опытного начальника: «А зачем еще и Райх?» Ответ: так было убедительнее, поскольку З.Райх была антисоветчицей и женой антисоветчика Есенина. В чем был проявлен антисоветизм Райх, непонятно, и тем более — антисоветизм Есенина. Ведь поэт вышел, что называется, из народа: «У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын». Но при этом Есенин чувствовал, что советским властям он шибко не нравится. Ведь против него возбуждалось уголовное дело… за антисемитизм. Он прилюдно недоумевал: у меня, мол, жена еврейка (Райх), и дети от нее — евреи. И, чтобы хоть что-то поправить, написал: «Я теперь стране советской самый яростный попутчик». Маловато! Надо было некую поэму о Ленине написать, но лгать до такой степени Есенин не мог: «Я сердцем никогда не лгу…»

Да и, потом, он не хотел, как Маяковский, быть поэтом «для чего-то». Кстати, последнему не помогли все «сто томов его партийных книжек», и его смерть также плохо напоминает самоубийство.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...