Срочные новости раздела
Греция предложила Британии сделку: «доисторическая Мона Лиза» за мрамор Парфенона

Греция предложила Британии сделку: «доисторическая Мона Лиза» за мрамор Парфенона

Греки готовы расстаться с некоторыми из своих величайших сокровищ, чтобы “заполнить пустоту” в Британском музее, если мраморные изваяния Парфенона будут возвращены в Афины, заявила министр культуры страны.

Как пишет The Guardian, Лина Мендони пообещала, что почитаемые греческие галереи лондонского музея никогда не опустеют.

“Наша позиция ясна, - сказала глава греческого Минкульта. – Если скульптуры будут воссоединены в Афинах, Греция готова организовать чередующиеся выставки важных предметов старины, которые заполнили бы образовавшуюся пустоту”.

На вопрос, запрашивались ли Лондоном конкретные произведения, министр – классический археолог по образованию – настаивала на том, что продолжающиеся обсуждения не распространялись на “конкретные артефакты”.

Но впервые она дала представление о том, как далеко Афины были готовы зайти, чтобы компенсировать Британскому музею отказ от скульптур, считавшихся вершиной искусства классической эпохи, заявив, что любые предметы старины, отправленные в Великобританию, также привлекут внимание толпы.

“Они заполнили бы пустоту, поддерживали и постоянно возобновляли интерес международных посетителей к греческим галереям Британского музея”, - сказала Мендони, хотя и предупредила, что “любое соглашение и все его детали должны соответствовать греческому закону о культурном наследии”.

Идея культурного обмена стала обсуждаться вскоре после того, как правоцентристская партия премьер-министра Кириакоса Мицотакиса “Новая демократия” пришла к власти в 2019 году. С тех пор ходили слухи, что сокровища, в том числе маска Агамемнона – золотая погребальная маска, описываемая некоторыми историками как "Мона Лиза доисторических времен", – можно было бы отправить в Британию в обмен на статуи Парфенона.

В результате заметного отхода от ожесточенности, которая доминировала в самом продолжительном культурном споре Европы, обе стороны начали говорить о “партнерстве”, которое могло бы предложить “беспроигрышное” решение для разрешения спора.

Джордж Осборн, председатель Британского музея, откликнувшись на стремление Афин воссоединиться с древним мрамором, проявил больше решимости заняться этим вопросом лоб в лоб, чем кто-либо из его предшественников.

Он является первым музейным руководителем, публично признавшим противоречие вокруг присутствия предметов старины в Британском музее. Музей купил их в 1816 году у обанкротившегося лорда Элгина, бывшего посла в Османской империи, который сам приказал изъять их из храма Парфенон и других мест Афинского Акрополя с помощью мраморных пил.

Бывший канцлер Великобритании не раз в этом году намекал, что компромиссное урегулирование может быть не за горами. “Мы хотим создать надлежащее партнерство, - сказал Джордж Осборн депутатам комитета по культуре, СМИ и спорту в октябре. - Один выход означал бы прибытие сюда предметов из Греции, предметов, которые потенциально никогда раньше не покидали Грецию и, конечно, никогда раньше не были замечены, и предметов из коллекции Парфенона, которые потенциально путешествуют в Грецию”.

Осборн пообещал, что переговоры, направленные на заключение кредитной сделки, будут продолжены, несмотря на дипломатические последствия, последовавшие за отказом премьер-министра Великобритании Риши Сунака встретиться с Мицотакисом в ноябре, пишет The Guardian.

Коллекция Британского музея включает в себя почти половину 160-метрового фриза Парфенона, изображающего процессию к храму Панафинейского фестиваля в честь богини-воительницы Афины, а также 15 скульптурных панно и 17 фигур на фронтоне, которые были частью его уникального убранства.

Глава минкульта Мендони, которая неоднократно заявляла, что Греция не может обсуждать заимствование сокровищ, которые были разграблены в первую очередь, добавила: “Парфенон, памятник Всемирного наследия, с его универсальным значением требует своей целостности в том месте [где были вырезаны скульптуры] и по причинам, которые его создали”.

Она отрицает, что идея создания филиала Британского музея в музее Акрополя, специально построенного для демонстрации статуй, снова на столе переговоров. “Такого обсуждения не было”, - сказала она.

Хотя Мицотакис сказал, что прогресс был медленнее, чем ему хотелось бы, многие греки считают, что моральный аргумент в пользу возвращения мрамора, по крайней мере, был выигран. Опрос YouGov, опубликованный в июле, показал, что 64% людей в Великобритании сейчас выступают за репатриацию украденных из Эллады сокровищ.

Некоторые комментаторы также истолковали то, что король Карл III был одет в цвета Греции, когда он выступал на климатическом саммите Cop28 в этом месяце, как официальное заявление об одобрении возвращения мрамора в страну, где родился его отец, принц Филипп.

Отвечая на вопрос, исключила ли Греция возможность подачи судебного иска к Британскому музею в то время, когда все больше спорных предметов возвращается в страны их происхождения, Мендони подчеркивает, что греческое правительство продолжит “в полной мере использовать возможности, предоставляемые диалогом и культурной дипломатией”.

На вопрос, считает ли она, что британцам не сказали правду об Элгине и обстоятельствах, при которых были приобретены мраморы, она сослалась на Хью Хаммерсли, члена парламента 19-го века, который в 1816 году заявил Палате общин, что решение британского правительства приобрести скульптуры у шотландского дипломата было “актом разграбления”.

Но Мендони также говорила о позитивном настрое, стоящем за великим “национальным делом” Греции. “Даже люди, которые в течение многих лет выступали против возвращения скульптур в Грецию, теперь поддерживают наше требование, - сказала она. - Если бы я не была оптимисткой, я бы не работала с рвением и верой ради национального дела воссоединения скульптур в музее Акрополя здесь, в Афинах”.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...