Срочные новости раздела
В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

Этот проект имеет двойное посвящение. С одной стороны — мастеру, чьи работы в экспозиции, — Владимиру Вейсбергу. С другой — Анне Чудецкой, которая готовила выставку, но не дожила до ее открытия. В конце прошлого года в Нижнем Новгороде ее сбила машина. Финальный раздел как раз об Анне Юрьевне, но и весь проект — дань почтения большому искусствоведу.

В первом зале зрителей встречают натюрморты и портреты, синонимичные Полю Сезанну. Вейсберг был фантастическим колористом и почитателем таланта французского импрессиониста. В этих работах 50-60-х годов проявляется его живописное мастерство. В фокусе его внимания самые простые предметы, вроде апельсинов, лежащих на столе, зонтика в прихожей, газеты. Даже моделей, а чаще это женщины, он пишет словно натюрморты. Потом многие натурщицы оставят воспоминания о том, что он писал их словно яблоко. В этих работах чувствуется тепло оттепели. Вейсберг играет на контрасте теплых и холодных тонов, создавая легкие впечатляющие образы.

Прологом к белому периоду, который начнется в 70-е, служит таблица, где художник исследует восприятие живописи. В частности, первый столбец озаглавлен «Опыт самонаблюдения за живописной информацией», в ней три пункта: информация мгновенная — она воспринимается как «чувственный сигнал»; информация длительная — воспринимается как «аналитический сигнал»; информация бесконечная — воспринимается как «подсознательный сигнал». К первой информации Вейсберг относит живопись Матисса, ко второй, длительной, Сезанна, к третьей — «самые высокие периоды творчества у многих живописцев обычно в конце жизни» (авторы не уточняются). Как раз в это время художник начал преподавательскую деятельность, в частности в школе повышения квалификации при МАРХИ. То есть его идеи не только прорастали внутри него, но и среди его учеников. Кстати, существует миф о том, будто бы Вейсберг не признавал авангарда. На самом деле это не так. Он восхищался «Черным квадратом» Малевича, но говорил, что, с его точки зрения, «Черный квадрат» «надо взять и написать», в том смысле, что прописать черный колористически с помощью мазков и оттенков. Именно это он делал в своем белом периоде. В разделе, который предшествует ему, можно найти работу «Арбуз и виноград» (1960), которая как раз является оммажем (посвящением) Малевичу.

Предваряет знаменитый белый период серия графических работ, где художник использует акварель, графитный карандаш и уголь. Для него это часть преломления его чувственного восприятия живописи. После него начинается живопись светом. Толчком для нее стал фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963 год), удостоенный двух премий «Оскар». В фильме мы наблюдаем музыкантов, которые превращаются в абстракции. Эти фигуры стали первым объектом, который Вейсберг изобразил в своем белом стиле. Картина называется «Девять колонн». Это почти сливающиеся с пространством холста высокие столбы. Примерно в то время Вейсберг получил собственную мастерскую на Арбате. Ее стены он тоже выкрасил в белый и постарался сделать все содержимое комнаты обесцвеченным. Такова его живопись с этого момента.

Все, что он ни писал, будь то женская фигура, цветы или конусы, шары и кубы, все написано цветом, где белый играет разными оттенками. Можно заметить, что одни его натюрморты с позолоченным отливом, словно отблесками солнечного света. Другие в зеленоватых тонах, как будто написанные на исходе дня. Однако финальная работа под названием «Азарх» (80-е) вновь возвращает цвет живописи Вейсберга. Перед нами скромная девушка в светлом платье ниже колен с опущенными глазами. Она написана на темно-зеленом фоне, сквозь который, тем не менее, струится белизна.

Владимир Вейсберг был из тех художников, которых не понимали современники, но понимали художники, искусствоведы и ценители искусства. Он, как и другие нонконформисты, не вписывался в советский официальный канон, однако спустя годы стал одним из главных мастеров своей эпохи. Гением, который искал выход из реальности и способ сохранить себя, обесцвечивая живопись. И все же его белый не абсолютно чистый. В нем много оттенков, акцентов, полутонов, междометий и многоточий.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...