Срочные новости раздела
Вдова Михаила Жванецкого рассказала о находках в архиве мужа

Вдова Михаила Жванецкого рассказала о находках в архиве мужа

— Наталья, нам никак не обойти тему непонятного хейта на открытии памятника Жванецкому в Ростове-на-Дону. Какое объяснение вы можете дать, мягко говоря, странной реакции на увековечивание памяти о вашем муже? И почему именно в этом городе установили?

— Сразу скажу, что памятник сделали на «народные деньги», нашими с Мишей ростовскими друзьями. Почему Ростов? Мы там каждый год бывали на чтениях на «барже» — так подпольно называлось это судно, но это на самом деле был теплоход, где Жванецкий читал произведения, написанные летом.

С 2009 года такие встречи проходили в Одессе — слушатели прилетали к нам туда, но с 2014 года мы решили перебраться в Ростов.

И вот теперь ребята, которые нас всегда там встречали, заказали памятник местному скульптору.

— Как вы оцениваете его работу?

— Мне понравилось. Делалось с фотографии, конечно же. Но моя точка зрения такова, что нет смысла говорить: похож, не похож. Михаила Михайловича никто похожим не сделает, его образ только со мной. Но я работой однозначно довольна.

— И тем не менее возникла волна недовольства.

— Пусть меня простят все, но противники установки памятника показались мне какими-то маргинальными… Одна дама, выступая, сказала, что Жванецкий в чем-то там обвинил ребят, сидящих в окопах... Как это комментировать, если Миша не застал спецоперацию? Также мне показывали явные фейки с наложенным звуком. Еще один ярый противник — фамилию его не называю, чтобы лишний раз не рекламировать, — был против просто потому, что он антисемит.

— С подобным мы сталкивались во время прощания с поэтом Львом Рубинштейном, что тут скажешь. Давайте поговорим о хорошем. Какие события готовятся к 90-летнему юбилею?

— 6 марта на доме в Москве, где жил Миша, мы откроем памятную доску. На телевидении будут выходить десятки моих интервью — меня сейчас записывают по нескольку раз в день, ТВ, подкасты, газеты. Признаюсь, столько я не готова была беседовать, но когда идет такой юбилей, мои возможности никого не должны волновать — обязана отработать по полной… Так что я, как робот, рассказывала, рассказывала, рассказывала. Старалась быть эмоциональной, но в какой-то момент поняла, что где-то повторялась, — теперь надежда на то, что наши люди не все каналы одновременно смотрят.

— Я знаю, что задолго до знаковой даты начали готовиться выставки.

— Да, на днях откроется выставка в дружественной галерее, 5 марта, вечером, для своих, 6-го — для всех посетителей.

— Что там будет?

— Афиши, рукописи — в общем, та часть архива, которую организаторы посчитали наиболее интересной. Плюс рисунки Резо Габриадзе.

Они еще подключили журнал «Магазин Жванецкого» — его Миша выпускал лет пятнадцать. Помните, там в создании номеров участвовали Иртеньев и почти все известные наши юмористы? А еще карикатуристы — оригиналы их рисунков представлены в галерее наравне с журналами. Я уже эту выставку посмотрела — очень симпатично получилось.

А со вторым проектом мы едем в Норильск в марте, а в апреле в Новосибирск — туда надеемся добавить кроме Резо еще и рисунки жены Норштейна Франчески Ярбусовой. Она рисовала животных — а я собрала в отдельную книжку рассказы Жванецкого о питомцах и зверях: результат этого сотрудничества мы тоже покажем публике.

Наконец, наши известные артисты, включая Юрия Стоянова, Игоря Золотовицкого, Сергея Маковецкого и Нонну Гришаеву (плюс с ними много молодежи), попробуют читать Мишу со сцены.

— В 2023 году все СМИ опубликовали новость об открытии мемориального кабинета Михаила Жванецкого.

— Он пока не открылся. На этом этапе только помещение перешло в собственность «Москонцерта», они основали на его базе новую площадку, разместили в коридоре у бывшего рабочего кабинета Миши старые фотографии, плакаты, потрет, цитаты из произведений. Начало положено.

Но здание старинное, с плохой крышей, потолок постоянно заливает — пока город не отремонтирует, с места сдвинуться нельзя, такой масштабный ремонт не в моих возможностях.

— Данное место заслуживает того, чтобы стать первым в России музеем Жванецкого?

— Это его главный кабинет из тех, которые были в общественном пространстве. Ближе ему был только тот, который находится в нашей квартире.

— В силу нынешнего политического разделения Украины и России есть проблема доступности общесоюзной доли культурного наследия, оставшегося на украинской территории. Что касается архива Жванецкого: всё ли в Москве или значительная часть его жизни предметно осталась в Одессе?

— Конечно, большая часть здесь. В Одессе есть что-то, но это домашние вещи, не самое важное.

Про видеоряд не знаю, что принадлежит Украине — с этим всегда сложно, в разные годы снимали различные компании. Я на видео авторских прав не имею, только на тексты.

— Осенью 2022 года мы беседовали с вами о процессе разбора «архивных завалов» — тогда вы к ним только подступались. Что нашли наиболее яркое и ценное за это время? Какое из неизвестных произведений вас больше всего удивило?

— Я нашла миниатюру, которая никогда не печаталась. Она представляет собой разговор молодого обеспеченного сына с пожилым отцом, которого он везет в Париж. Меня поразило, как Михаил Михайлович показывает восторженность первого и растерянность второго, что-то есть в этом глубоко человеческое: я вспоминаю своих уже покойных родителей, как я звала их в Иерусалим, а они отвечали: «Как-то уже не хочется».

Все, что Миша писал, он через себя пропускал, наверное, тоже считал, что что-то для него уже поздно. Как-то мы собирались на раскопки в старинный город, Миша ответил: «У меня прекрасная фантазия — я знаю, что там увижу. Можно меня туда не везти?»

— Разрешите «МК» опубликовать эту находку?

— Конечно.

— Последнее собрание сочинений Жванецкого увидело свет в 2021 году — обнаруженные тексты как скоро вынудят делать переиздание?

— Я все время сотрудничаю с одним и тем же издательством — именно они выпустили семь томов неповторяющихся произведений. Жванецкий в последний год своей жизни собирал новую книгу — к этому массиву я еще не подступила, просто не хватило времени, — но вот вам готовый том.

И я обнаружила целую коробку с рукописями — там все не известно читателю.

— Каких лет эти тексты?

— И старые, и новые. Из старого я отдаю себе отчет, что не все нужно издавать — есть фельетоны на чисто производственные темы, что было принято в СССР.

— В стилистике киножурнала «Фитиль»?

— Да. А вот современные произведения, как ни странно, очень острые, там есть даже рассуждения о будущем, которые сегодня лучше не обнародовать, потому что их истолкуют совершенно не так, как надо, хоть на лбу пиши, что это создавалось десять лет назад.

— Я всегда с содроганием думаю, что портфель Жванецкого был «театральным реквизитом», вокруг которого сложилась некая мифология. И в какой-то момент ее развенчают.

— Как именно?

— Окажется, что неизменных атрибутов выступления было несколько — а не один-единственный, принадлежавший отцу Михаила Михайловича и покрытый «патиной» времени.

— Если бы он был не единственный, откуда тогда столько желающих его купить за нереальные деньги? У меня, правда, ощущение, что это не покупатели, а пранкеры, пытающиеся выяснить, как я себе поведу, как я стану продавать этот портфель. Не знаю, зачем это делается. Но портфель был единственным на 100 процентов, он точно отцовский, всегда один и тот же на протяжении всех лет выступлений.

— Какие ваши доказательства?

— А вы на него посмотрите. Эта вещь издалека смотрится прилично, а вблизи замечаешь: все края изодраны, заделаны степлером — это Михаил Михайлович его самостоятельно ремонтировал.

Жванецкий свой портфель никогда не носил в руках — была специальная сумка на колесиках, а там записные книжки, запасные очки, лекарства, кошелек — и специальное отделение для портфеля…

— Складывается впечатление, что сатирики (и я здесь на примере Михаила Зощенко и Аркадия Аверченко основываюсь) к старости становятся все более сентиментальными и лиричными, постепенно уходят от «смехачества» и озорства юности.

— Несомненно. Грустным Миша, конечно же, не стал, но смотрел на проблемы общества и человеческие слабости мягче. Молодежного задора выскочить на сцену и всех удивить у него уже не было…

Он же не специально говорил смешные вещи, а наблюдал какие-то явления, у него «срабатывали мозги», он выходил на сцену и высказывался. Причем в советское время это было чревато. Миша что-то говорил в микрофон, появлялись какие-то люди, кричавшие: «Где он!» А Жванецкий садился в машину и быстренько уезжал…

Его поздние вещи прекрасны, они пронзительные, но более лиричные, хотя что-то получалось очень смешным. Но это нам смешно — а он всегда писал серьезно.

До последнего дня писал что-то здесь за столом…

— В каком из текстов Жванецкого вы видите последнее обращение к читателю, прощание с современниками и слова, адресованные потомкам?

— У него есть несколько прощальных текстов, и написаны они были далеко не в его последние дни. В своем творческом, театральном образе он несколько раз пытался сказать публике: «Я ухожу» — его воображение так работало. Свой знаменитый «Портрет», где были слова «О себе я могу сказать твердо. Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье», Миша написал в молодые годы, до тридцати лет. Вчитайтесь: это монолог очень взрослого и мудрого человека.

А если брать именно последние прощальные, то это его маленький рассказ «Я заболел» — помните, про птичек, сад, дом, траву, про все, что предстает перед глазами и умиляет смотрящего, где есть слова «надо было заболеть, чтоб это увидеть».

С позволения Натальи Жванецкой «МК» публикует в нашей новой рубрике «КС» три произведения, два из которых выходят в печати впервые.

Только что ему этот Париж

Из Москвы в Париж рейс 1811 Air France. Сын лет сорока:

— Папа, давай сумку.

Папа, я тебя укрою.

Папа. Хочешь виски?

Папа... лет восемьдесят. Седые волосики, синие губы, обреченные безразличные глаза. Еле двигаются веки. Смотрит прямо перед собой. Клетчатый галстук на клетчатой рубахе. Пиджак снял и прижал к груди. Радуется сын:

— Наконец-то, папа! Париж! Осталось 40 минут. Мы прилетели рано, в 10 утра.

— Рано, сынок, рано... Поздно, сынок, поздно!

* * *

Прекрасно сидеть весь день и смотреть на термометр.

Сразу за ним — море.

За морем — небо.

А за мной — все, кто старше.

Скоро мы тронемся в сторону моря.

Все увеличивая скорость и не производя ветра.

Вот бы на нас посмотреть!

Движемся лишь по прямой.

И впервые нам плевать на Америку. На Британию.

Да кто ж их вспомнит в этом мареве, в этом великом, свободном полете.

Ни голоса, ни звука. И воздух не забивает рот.

И незнакомых нет.

Всё из людей…

Уходим многоточием…

В красивую тишину падают лекарства, телефонные книжки, блокноты, подарки, поздравления.

Всё не нужно.

Все опоздали.

* * *

Мой путь

В нашей стране я ухожу с эстрады одинокий и непобежденный. Я всю жизнь боролся с плохой работой такси, магазинов, сферы обслуживания, руководством, и я могу сказать: «Пора.

Ничья. Я ухожу. Я уступаю дорогу молодым. Я прощаюсь с публикой.

Я делал то, что я хотел.

Я делал то, что вы хотели.

Я смешил вас и расстраивал себя. Когда меня полюбила первая публика, я начал понимать: я боролся за людей, а меня любили за талант. Я страдал и выкорчевывал, а они любовались моим темпераментом.

Я истекал кровью, а у них поднималось настроение, и когда я почувствовал, что занимаюсь не жизнью, а литературой, я сказал себе: Пора. Живи тихо. Смотри сквозь лист бумаги.

У меня были увлечения. Были минуты постоянства. Но главный огонь я получал в той молодости, когда думал, что помогаю людям не смеяться, а жить... А когда я почувствовал, что не помогаю жить, а помогаю смеяться, я понял, что мне пора и я ухожу.

Я, конечно, далеко не уйду.

Я, конечно, буду с вами, я, конечно, буду рядом, но это уже будет не тот, кто думал, а тот, кто понял. Я буду с вами, сколько смогу. Но тот, который думал, ушел, проводим его, граждане, аплодисментами».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...