Срочные новости раздела
В Музее толерантности рассказали о «Культур-Лиге»

В Музее толерантности рассказали о «Культур-Лиге»

Несмотря на то что кураторы предпочли особо не комментировать архитектурное решение экспозиции, созданное Евгением Ассом и Надеждой Корбут, оно достаточно красноречиво и, пожалуй, является стержнем концепции. В ее центре — условная реконструкция дома в Москве, где в 1922 году проходила выставка Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Выставка называлась «Культур-Лига» — так же, как объединение, основанное еврейскими художниками, писателями, режиссерами в Киеве в 1918 году. Внутри «реконструкции» — яркие стены, на которых представлены работы, имеющие большую музейную ценность и сыгравшие свою роль в истории искусства (правда, работы Марка Шагала представлены проекциями: оригиналы — из постоянной экспозиции Третьяковки — получить не удалось). По бокам от нее — два белых зала, в центре которых два черных, как бездна, ритуальных бассейна. Точнее, в этих геометрических подиумах, покрытых блестящей краской, словно нефтью, есть намек на микву, куда, согласно иудейской традиции, следует окунаться, чтобы очиститься от «нечистоты» (ниды). Но метафора, конечно, шире религиозного ритуала и напоминает супрематическое произведение. В то же время здесь есть связь с историческим контекстом.

Дело в том, что до революции евреи могли жить только в черте оседлости, а покинуть местечко (штетл) можно было только получив специальное разрешение. Марк Шагал, например, такое получал, и на выставке есть уникальные эскизы к вывеске торговой лавки в духе Пиросмани — округлые, почти лубочные фигуры, изобилие фруктов, стол, на которым парят плюшки и хлеб. Он показывал свою работу комиссии, состоявшей из маляров, и в итоге смог покинуть местечко в 40 км от Витебска — поехал учиться в Петербург. Здесь же рассказывается о еще одном уроженце Витебской губернии — Семене Ан-ском, который в 1910-х организовывал этнографические экспедиции в еврейские местечки и собрал много материала и экспонатов, которые легли в основу Еврейского музея. Он был открыт в Петрограде в 1916 году. Предметы, которые можно найти в этом зале, вполне могли находиться и в том музее. Например, центральный объект — навершие Арон Кодеш, украшенное орлом в короне, традиционно занимает важное место в синагоге и должно обязательно висеть на восточной стене, обращенной в сторону Иерусалима. Смысловой контекст представленных материалов отражает цитата из статьи Абрама Эфроса: «…наконец случилась эта — издавна предопределенная — наша встреча с народным (еврейским) искусством. Внутри нас прорастает и заполняет душевный наш небосвод огромное предчувствие приближающегося Возрождения. Мы уже хмельны будущим».

В этой пьянящей надежде творилась история «Культур-Лиги», которая из киевского кружка быстро разлилась по разным городам и весям. В 1920-м Государственный еврейский театр переехал из Петрограда в Москву и получил здесь здание в Большом Чернышевском переулке (ныне — Вознесенский переулок). Театр патронировало московское отделение «Культур-Лиги», организованное в 1919 году. Абрам Эфрос, входивший в совет театра, рекомендовал режиссеру Алексею Грановскому пригласить на работу Марка Шагала, что тот и сделал. В течение года художник работал над оформлением первого спектакля Еврейского театра в Москве — «Вечер Шолом-Алейхема» — и над панно «Введение в еврейский театр». Проекции этих работ занимают центральную часть выставки в условном еврейском «доме». Композиции построены на геометрии в духе своего авангардного времени, при этом в них «зашито» космическое строение мироздания, мыслимое иудеями. В двух соседних залах — лучшие работы Натана Альтмана и Давида Штеренберга, где все та же авангардная геометрия сходится с еврейским контекстом. Они представлены на ярком желтом и оранжевом фоне, что символизирует тот самый подъем, о котором говорил Эфрос.

Но выйдя из «дома», мы вновь оказываемся среди белых стен и упираемся взглядом в тьму условной миквы. Только в финальном зале над супрематической бездной возвышается деревянный черный бюст. Здесь много редких и известных работ, связанных с Еврейским театром, созданных участниками «Культур-Лиги». Есть, например, знаменитые фигурины Эль Лисицкого и малоизвестные работы Александра Тышлера — эскизы костюмов к спектаклю «Шабтай Цви» (псевдомессия XVII века) по пьесе Ш.Аша и Е.Жулавского для Еврейского театра (1922). Художнику тогда было всего 24. Но как же мощно смотрятся карандашные рисунки, сделанные будто на одном дыхании, в неосознанной ярости. В этой экспрессивной штриховке читается предсказание надвигающейся тьмы. Совсем скоро евреи опять будут подвергаться гонениям, и всем художникам «Культур-Лиги» придется влиться в общие ряды. Еврейское искусство ассимилируется, сохранив какие-то культурные коды, понятные только своим. Некоторым из представителей «Культур-Лиги» придется эмигрировать, другие займутся соцреализмом и будут скрывать свои авангардные опыты, чтобы избежать обвинений в формализме.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...