Срочные новости раздела
Продолжение «Гардемаринов» показало: спустя 236 лет у России те же враги

Продолжение «Гардемаринов» показало: спустя 236 лет у России те же враги

Журналисты чуть не «загнали» Харатьяна

Дмитрий Харатьян в своем далеко не молодом возрасте очень хорошо обращается со шпагой. В кадре он прекрасен — это факт. Для сравнения: Брюс Уиллис в некоторых последних фильмах своей блистательной карьеры играл человека, фактически стоящего на одном месте и говорящего через гарнитуру с персонажами, которые делают за него всю работу. Но русский гардемарин — он и на «пенсии» гардемарин.

Умиляет финальная песня в титрах: «Едины парус и душа,/Судьба и Родина едины» поется на этот раз одним голосом. Создается впечатление, что мелодию специально сделали чуть медленнее, чем три десятка лет назад. Но от этого узнаваемость не страдает, и любовь к Харатьяну со стороны зрителей не уменьшается: в кинотеатре «Мосфильма», где вторую часть дилогии «Гардемарины 1787» показали 10 ноября, его встречали как звезду первой величины.

«Народный артист России Дмитрий Харатьян», — объявили громогласно, и толпа всколыхнулась, устремившись к поднимающемуся по лестнице человеку. Сразу стало понятно, кто тот «гвоздь», на котором все держится. Журналисты не давали Харатьяну покоя. За несколько минут до начала показа актер просто отошел в сторону, зажал под мышкой цветы и пил воду из бутылки, как спортсмен после кросса. Его явно «загнали» в тот вечер.

Светлана Дружинина, приглашая актеров на сцену, называла каждого своим другом — «мои друзья» звучало чаще, чем любые другие слова. Режиссер заставила зрителей огромного зала аплодировать каждому, кто работал над ее кинолентой, включая операторскую бригаду, художников по костюмам и технических работников. Но овации были заслуженными и искренними.

Молодым везде у нас дорога

От Харатьяна, способного еще дать пару уроков фехтования молодежи, не отстает и Александр Домогаров. Он как бы разменял седьмой десяток, но лихо скачет на лошади и, по словам Дружининой, без седла, эффектно и профессионально.

Михаил Мамаев тоже не изменил статусу супергероя екатерининской поры, Ольга Машная уже не просто возлюбленная, а супруга и мать — естественно эволюционировала с момента последних событий. Боярский — бесспорный мэтр, его появление в фильме — кратковременное, но зрители понимают: да, это тот самый де Брильи (пусть и «воскресший»), и его присутствие в сиквеле не нужно оправдывать придумками, как было с преклонным Шварценеггером в «Темных судьбах».

Однако «старая гвардия», как во многих продолжениях, призвана сделать одно — передать бразды правления новым героям. Между «уйти на покой» и «уйти на второй план» есть огромная разница, но неизбежно придется полностью сосредоточиться на том, что происходит с детьми гардемаринов. И дело зрителя — принять их и с таким же увлечением, как в 1987 году, следить за их приключениями и любовными похождениями или не делать этого.

В обеих частях — обозначенных словами «Мир» и «Война» во второй части названия — события вертятся вокруг детей героев первых «Гардемаринов». Это сын Алеши Корсака и Софьи Александр (Андрей Лаптев, актер 1998 года рождения, выпускник «Щепки») и его возлюбленная Александра Ягужинская, как можно догадаться по фамилии — дочь Александра Белова. Ее роль исполнила дебютантка Ника Здорик, причем Андрей Лаптев со своей задачей справился чуть лучше, Ника слишком жеманничает и местами переигрывает, но, видимо, так видит образ роковой красавицы.

Историческим фоном любви выступает русско-турецкая война. И да — если цель киноленты, поддержанной в том числе РВИО и Минобороны, показать, как русские били турок, нарушивших Кючук-Кайнарджийский мирный договор и покусившихся на Крым, — без сексапильной пары нескучно это сделать было невозможно.

Даже в СССР Бог был с русскими

И здесь возникает резонный вопрос — не слишком ли много патриотизма в киноленте «Гардемарины: 1787. Война». Да, его там более чем достаточно. Но и в «Гардемаринах, вперед!» европейские державы хотят загнать Россию обратно в леса и болота, мечтают, чтобы она свернула с пути, проложенного Петром I. «Россия должна стать морской державой», — патетично говорит Алешка, и в разгар перестройки никому ухо это не резало. Все мечтали освободиться от советской действительности и вернуться к национальным истокам русского государства. «Пора вернуть эту землю себе», — пел тогда нынешний рок-музыкант-иноагент.

И неудивительно, что в продолжении, созданном в 2023 году, акцент сделан на Крыме, на турках, которым французский специалист помогает строить фортификационные сооружения на песчаном берегу (съемки этих сцен велись на территории полуострова) и вообще наставляет, как бить «русских свиней». Естественно, безуспешно: наши пробрались в стан неприятеля, ужалили в самое сердце и победили (без спойлеров подробнее об этом рассказать невозможно).

«Крым — наш» XYIII века воспринимается нормально, а через полвека будет смотреться как киноклассика. Улыбку вызвало многократное упоминание мариупольцев: «Как там сражаются мариупольцы? Молодцы мариупольцы!». Это сделано, чтобы показать связь с реалиями новых территорий РФ — мол, выходцы из сегодняшнего Донбасса, бахмутские и луганские казаки служили России, поэтому их не бросили в 2014 или 2022 годах. Но мне показалось, что все же это малоизвестная страница истории, и зрителю, особенно молодому, сложно будет сделать так, чтобы в массовом сознании мариупольцы стали такими же крутыми парнями, как донские казаки, советские чапаевцы/буденновцы и так далее. Но может быть, мы стоим у истоков нового исторического «бренда».

Упомянуть стоит еще о том, что новые «Гардемарины» изобилуют сценами, где персонажи молятся или обращаются к Богу за помощью. В Первую мировую, по свидетельству тогдашних офицеров, солдаты были очень религиозными, что тут говорить о современниках Екатерины Великой. Но все же частота повтора кажется избыточной. Есть фильмы целиком христоцентричные, как православный шедевр Павла Лунгина «Остров», где молитва звучит постоянно, к чему обязывают монастырские стены и отшельничество персонажа Мамонова. Молятся командиры и матросы в киноленте «Адмирал», попав в безвыходное положение, — и Бог показывает явно, что он с русскими. Но там религиозный компонент выступает зерном, из которого в душе зрителя вырастает дерево Веры, но само дерево не снимают крупным планом, если выражаться метафорически.

Наконец, местами фильм показался слишком кровавым. Да, в нем звучит пожелание, чтобы «ножи резали только хлеб», но эти самые ножи в тела русских и неприятелей вонзаются (с фонтанирующей кровью) опять-таки часто. Условного младенца убивает осколком в кукольную головку, и это демонстрируется крупным планом. Ядро сносит голову лошади — все это кровь и кровь, при возрастном допуске «12+».

В титрах мы прочтем, что ни одно животное не пострадало — но это слабое утешение. В песне «Мушкетеров» был «в грудь влетающий металл кровопролитья, кровопролитья», но там для зрителей была «анестезия» в виде удали и юмора, а здесь все прямолинейно и буквально.

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...