Срочные новости раздела
Суровый стиль и Бабл-Гам: наследие суриковцев показали с разных сторон

Суровый стиль и Бабл-Гам: наследие суриковцев показали с разных сторон

– Это первая выставка нового цикла. Мы уже показали две выставки с дипломными работами ведущих московских вузов, а теперь будем говорить о вековом наследии художественных институтов. Это логичное развитие темы. Думаю, что после Суриковского института покажем Строгановку, которая в следующем году отметит 200-летний юбилей, – рассказывает «МК» глава отдела выставочных проектов «Зарядья» Дмитрий Шишкин.

Масштабный выставочный проект расположился в нестандартном арт-пространстве на парковке. Экспозиция разбита на два основных блока – живопись и скульптура. В нее вошло более 280 работ 198 художников. Самая ранняя написана 1924 году, самая свежая – абстракция Егора Плотникова – в 2024-м. При этом большая часть работ почти неизвестна широкой публики. Скульптурная часть поскромней, но она легко дает понять, что горизонт Суриковки широк. Здесь можно найти как вполне классические бронзовые бюсты, как и весьма авангардные. На входе встречает конкурсная модель для мемориала в Алжире, посвященная независимости страны. Павел Бондаренко, который был ректором Суриковского института и преподавал там скульптуру с 1970 по 1989 годы, сделал эту работу в 1963-м. Перед нами женщина, устремляющая руки и все свое естество, в небо. Выиграл в том конкурсе другой проект, эта модель оказалась в частном собрании, и известна разве что специалистам.

Недалеко от символа независимости – другой образ свободы – многим известный. Это скульптура Виктора Цоя, восседающего на мотоцикле, словно на лихом коне. Дипломная работа Алексея Благовестнова, который учился в Суриковке в мастерской Александра Рукавишникова, лишь спустя 10 лет после создания была установлена близ БКЗ «Октябрьский» в Петербурге. За эту скульптуру автор еще в 2004-м получил первую премию в номинации «Скульптура» на Всероссийском конкурсе молодых имени Третьякова. Ее модель украшала кинотеатр, где состоялась премьера фильма Сергея Соловья «Асса» накануне его повторного выхода в прокат.

Стена за Цоем занята масштабными авангардными конструкциями из проекта «Город будущего». Здесь можно найти самый ранний экспонат выставки – это нереализованный проект Константина Мельникова 1924 года под названием «Ленинградская правда». Правда выглядит как объемная супрематическая конструкция с рельефными выступами. Она эффектно подсвечена так, что свет струится вокруг скульптурной композиции, подчеркивая ее авангардную форму. А одна из самых современных вещей в этом разделе создана в 2021 году Натальей Барановой и называется «Путь к сердцу женщины». Перед нами фигура девушки в красном платье, которая беззаботно поднимает руку вверх, словно отдаваясь ветру. На ее одеянии виднеется лесенка, по которой пытаются взобраться вверх маленькие мужские фигурки, но падают вниз. Скульптура с юмором.

Живописная часть намного масштабнее. Здесь рассказывается вся история вуза, начиная с натурного класса, образованного в 1832 году. Из него потом вырастет Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое будет работать до революции, а после закроется и на его фундаменте вырастут несколько учебных заведений, включая Суриковский институт. Его 90-летняя история разбита по поколениям – от довоенного периода до наших дней. Особенно в первом этапе чувствует преемственность, мягкий колорит московской живописной школы, восходящий еще к Коровину и Архипову. При этом выставка наполнена на разными, иногда очень контрастными полотнами. Например, по соседству можно обнаружить сдержанный, аскетичный натюрморт кисти одного из основоположников «сурового стиля» Таира Салахова и яркое, пышущее цветом, полотно кисти Зураба Церетели, который по сей день преподает в институте. 

Есть тут и автопортрет Игоря Грабаря, который возглавил институт, когда вынужден был уйти с поста директора Третьяковской галереи в 1925 году. Художник руководил вузом в самые сложные годы – с 1937 по 1943-й. На автопортрете он в шубе. Работа не детализирована и больше напоминает эскиз. Похожий, только полноростный портрет, выписанный во всех деталях, что хранится в Третьяковской галерее – он был одним из главных экспонатов недавней ретроспективы мастера в ГТГ. Видимо, это подготовительный набросок к знаменитому полотну, который никто прежде не видел.

Кстати, именно при Грабаре, несмотря на войну, вуз разросся и масштабировался. В годы ВОВ ректор добился, чтобы всех студентов и преподавателей отвезли в эвакуацию в Самарканд и выделили место в центре города. На выставке есть несколько работ из эвакуации, живописующий тихий узбекистанский дворик. Студенты и преподаватели жили там в очень аскетичных условиях, но все же имели возможность продолжать работать. Такие редкие произведения делают эту выставку по-настоящему ценной как для специалистов, так и для широкой публики.

Вот, например, работа Розы Королевой – ученицы Александра Дейнеки. Яркая, в духе Малявина, «Девушка в красном сарафане» никогда прежде не покидала стен Суриковского института. Судьба художницы трагична: она скончалась в 1957 году на пятом курсе, не успев окончить образования. Что стало причиной смерти – неизвестно, говорят, несчастная любовь. Но с тех пор поколения студентов наблюдают красавицу в сарафане каждый день. И только теперь она впервые вышла в «свет». Это одна из 15 работ, которая никогда не бывала на выставках.

В разнообразной экспозиции – проекты архитекторов, живописцев, графиков, плакатистов. Особое внимание привлекают работы Мирона Лукьянова, который после Александра Дейнеки возглавил кафедру графики. Он создал афиши для фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и не менее знаменитого «Белого солнца пустыни». Произвел революции в плакатной графике.

– С его поколением связан расцвет советского плаката. Милон Лукьянов много лет преподавал у нас, он умер в 2007 году, – комментирует художник Павел Павлинов, заведующий кафедрой истории и история искусств, чьи графические работы выставлены как раз напротив (вокруг собралась интересная компания: рядом с плакатами Лукьянова – еще работы Фаворского, который тоже преподавал в Суриковке).

– Андрей Рублев вообще очень важен для института, – продолжает Павлинов. – Все студенты проходят полноценный курс истории искусства, и про Андрея Рублева всегда подробно рассказывали. Даже в тяжелое советское время, когда шла борьба с религией. Несмотря на запреты эта тема жила. Вот еще один Рублев – из пластика (Павел показывает на скульптуру в кирпичных и зеленых тонах), она была на многих выставках, была даже в Париже.

– Каков сегодня Суриковский институт? Все-таки у него большая академическая история, насколько приветствуются современные формы, эксперименты?

– Мы сочетаем элементы элитарности и демократизма. После второго курса студенты выбирают направление – графику, живопись, скульптуру, архитектуру, историю искусств. Внутри каждого из факультетов можно выбрать специализацию и, соответственно, мастера. Только сценографов готовят с первого курса. Всего сейчас более 800 студентов учится на шести курсах. Ни много, ни мало. Здесь продолжаются традиции московской живописной школы, в то же время есть место для эксперимента и фантазии.

Что, кстати, подтверждают финальные аккорды – в виде воздушной скульптуры Лады Рещенко под названием «Бабл-Гам» и абстракции Егора Плотникова.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...