Срочные новости раздела
Римас Туминас учил артистов играть небесам

Римас Туминас учил артистов играть небесам

«Он 15 лет стоял у штурвала Вахтанговского корабля. И они стали эпохой Возрождения Театра имени Евгения Вахтангова - эпохой «нежной силы» Римаса Туминаса. Один из самых «русских» литовских режиссёров... Ученик Эфроса и Гончарова, выпускник ГИТИСа, он испытывал благоговейный трепет перед русской культурой. Свой вильнюсский Малый драматический театр он открывал чеховским «Вишнёвым садом», а его первой работой в Вахтанговском театре стал «Ревизор» Николая Гоголя», - сообщает на своём сайте театр, который погрузился в траур. Какие бы политические вихри не владели миром - театр и те, кто его по настоящему, сердцем строил и строит, остаются над… вихрями, схватками, громкими заявлениями, протестами и  санкциями всех мастей. Римас Туминас был как раз из тех, кто над…

Да, он был особенным. Сноб, важный, многозначительный, посвящённый в  художественные тайны - это точно не про него. Немногословный, сдержанный, но мог и вспыхнуть, сказать, как рубануть. Скромный, простой, точно он сосед ваш по дому, столяр или садовник, который понимал как запасы на зиму заготовить и мебель своими руками сделать. Художник и хуторянин в одном лице, знавший что то такое про землю и ее обитателей.  Но эта его простота оказалась сродни гениальности, сродни озарению, свидетелями которой мы  стали.

Что такого было в его спектаклях? Из чего они были сделаны? Из каких материальных и нематериальных веществ, из каких чувств скроены? Ответ - из самых простых, которые в какой-то момент вдруг оказывались высокими истинами! А он оборачивал наши глаза  в … детство. «Ищите там. Дядю Ваню нашли в капусте», - объяснял он Сергею Маковецкому образ Ивана  Петровича Войницкого.  И Маковецкий сыграл лучшую свою роль, да  так, что по ней одной можно теперь изучать тип русского интеллигента в русской литературе. Как и возрастного Онегина в его же исполнении,  а о молодом  Онегине судить  по работе Виктора Добронравова. Татьяна русская душою в исполнении Ольги Лерман, Евгении Крегжде, а теперь юной Ксении Трейстер… Это он их такими создал. Где трепет, решимость соединяются  с тонкой поэзией и юмором, иронией.

Многие долго недоумевали - как этот литовец русской театральной выучки пришёлся Вахтанговской школе, Вахтанговскому театру. Тут вопрос и удивление одновременно, но результат - поразительный, всколыхнувший театральную Москву, избалованную, взыскательную в своих запросах, очевиден: он вдохнул новую жизнь в академический театр, подарил дивные роли его актёрам разных поколений, продлив сценическую жизнь Борисовой, Максаковой, Маковецкому, Симонову, Князеву, Лановому, Этушу, Купченко, Коноваловой, которую в ее 90 с лишним сделал своим талисманом. А про Максакова говорил так: «Когда играет, я  за спектакль спокоен». Он открыл и успел воспитать  новое поколение актёров,  которых всегда учил главному -  играть надо по законам небес: «И тогда ангелы, вместе с нами и зрителями, улыбнутся».

Не могу забыть его спектакль «Пристань», сочиненный к 90-летию театра? Он - как грандиозная поколенческая идея об истинных, а не мнимых ценностях, о памяти, который не все высоколобые критики тогда оценили. Даже национальная театральная премия тут явно промахнулась, отметив спектакль всего лишь навсего спецпризом, по сути унизительным и для театра, и для Мастера. А идея то была - великая, провидческая, и принадлежала она Римасу Туминасу.

Мощный художник с отменным вкусом, но скромного телосложения, он ваял масштабные, эпохальные полотна - «Царя Эдипа» выпускал в греческом Эпидавре, «Войну и мир» -  в Москве. И это была для него ещё та  война… С неизлечимой болезнью, с самим собой.  Кто присутствовал осенью 2021-ого года на репетициях не верил - ему и себе, что Мастер дойдёт  до премьеры. Сравнивали его с Вахтанговым, чей уход  он, похоже, повторял: сто лет назад. Создатель театра погибал, выпуская свою «Принцессу Турандот». А Туминас репетировал роман-эпопею Толстого, приезжая из клиники, где проходил курс химиотерапии. Она его иссушила, лишала сил, она его убивала, а он, с трудом держась на ногах, упорно возвращался в зал и продолжал разбирать, распутывать судьбоносные узлы российской истории, связывая их с судьбами тех, кто для русского человека давно стал не образом даже, а символом - Наташей Ростовой, Андреем Болконскоим, Пьером Безуховым. Шла его собственная борьба за жизнь, и в ней он не давал слабины, он был все тот же Римас, что и всегда - немногословный, ироничный, модно одетый…

Он болел, был мучим недугом, а герои Толстого на сцене любили и как красиво любили! Или некрасиво притворялись, что любят. А он снова отсылал их в детство, реконструируя ту самую детскую с куколками и пальмой, где неуклюже впервые признавались в любви, а повзрослев отчаянно вальсировали. И полетный белый танец Наташи, спустя три с лишним часа переходил в чёрный танец смерти - символичный плач по убитому князю Андрею…Проклятая война…Римас ее как будто предчувствовал ещё задолго до всех событий. Он говорил: «Мир ждёт война». В тот раз он прорвался, и смерть, мотивы которой всегда звучали в его постановках, отступила.

Тогда же, к 100-летию Вахтанговском он придумал «День тишины», и так, как отметили вековой юбилей в театре на Арбате не отмечали нигде и никогда. Театр с утра открыл двери для своего зрителя, который наслаждался историей и современностью без шума, привычных речей и оркестра. Официальному он противопоставил человечное - тихое, доброе, мудрое, вечное. Он что-то понимал про вечность, в которую теперь ушёл… Ушел мгновенно - в лёгком разорвался тромб.

Вслед ему театр написал: «Прощайте, Мастер! Прощайте, дорогой Римас Туминас! Низкий поклон и благодарность – за счастье быть рядом с Вами – работать, учиться и постигать великое чудо – Театр!»

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...