Срочные новости раздела
Женская проблематика: как художницы отстаивают право заниматься искусством

Женская проблематика: как художницы отстаивают право заниматься искусством

В последние годы можно отметить, что среди молодых художников и выпускников арт-школ (таких как Свободные мастерские при ММСИ, Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, Открытые студии на «Винзаводе») все больше девушек-художниц. Аналогичная ситуация и при поступлении на скульптурное отделение московской Строгановки и на кафедру художественной обработки металла Академии Штиглица в Петербурге. То есть не остаются без внимания и традиционно мужские медиумы, требующие физической силы.

В советское время в художественных училищах и вузах, как и на выставках, преобладали представители мужского пола. В среде академистов, я даже слышала такие выражения, как: «Женщина-художник – не женщина!». Лев Кропивницкий, бывший учителем Оскара Рабина, по воспоминаниям самого художника не сомневался в будущем зяте и муже для своей дочери Валентины, но все же попросил ученика задуматься, нужна ли свободному художнику семья? Жена официального художника в советское время должна была быть и музой, и образованной, и вежливой, в идеале — иметь искусствоведческое образование, но не для карьеры в итоге, а чтобы создавать условия для работы мужа.

Для многих представительниц старшего поколения важно, чтобы их называли именно “художник”, потому что “художница” принижает профессиональный уровень. То же самое режиссер, скульптор, дирижер – традиционно “мужские” профессии. Оппозиция “мужское-женское” в советском обществе в тоже время была более эластичной. Номинально женщины и мужчины были уравнены в правах, но элементы патриархата сохранялись и в искусстве, и в быту. В 1970-е появились имена, которые смогли составить серьезную конкуренцию мужскому миру искусства — Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ольга Булгакова и др.  А в 1990-е-2000-е формируется новое поколение художниц, некоторые из которых становятся международными звездами – Айдан Салахова, Ольга Тобрелутс, Ольга Чернышева и др. При этом, Айдан покинув мир арт-бизнеса, стала заниматься скульптурой в Карраре, Тобрелутс, продолжая следовать традициям Новой Академии, пишет масштабные полотна, в том числе батальные сцены. 1990-2000-е также запомнились целыми кураторскими проектами, посвященными женщинам-художницам. 

На выставке «Женщина в искусстве» в выставочном зале «Объединения музеев Ленинградской области» (27.07.89 – 15.08.89. Куратор: Олеся Туркина) можно было увидеть более ста работ женщин художниц. Наряду с „женскими“ работами были выставлены и 22 „мужские“. Все под женскими псевдонимами - Ребекка Крецер (Тимур Новиков), Валентина Терешкова (Георгий Гурьянов), Ас Макграйс (Олег Котельников). На открытии выставки состоялся перформанс Владислава Мамышева‑Монро, ставший первым появлением художника в образе Мэрилин Монро на художественной выставке. Выступала группа «Колибри».

В 1991 “Сердца 4-х” Веры Погодиной в Доме офицеров на Фрунзенской набережной в Москве и “Женственность и власть(ъ)” ЦДРИ в Москве. Кураторы: Наталья Каменецкая, Ирина Сандомирская (экспозиционер – Олег Кулик).

В 2002 году в Третьяковке состоялась масштабная выставка «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XV-XX веков» (кураторы: Н. Каменецкая, Н. Юрасовская). То есть с опозданием, но вполне в тренде зарубежной рефлексии, как она начиналось, например, в Штатах в 1977 году выставкой «Женщины-художницы 1550-1950» Бруклинский музей, Нью-Йорк, кураторы: Линда Нохлин, Энн Сазерленд или в 1987 выставка «Американские женщины-художницы, 1830-1930» Национальный музей женщин в искусстве, в Вашингтоне.

В 2010-м в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная выставка «Zen d’art», целиком посвященная вопросам женского искусства, феминизма, гендера и представившая историю вопроса в отечественном пространстве. Эти выставки посещало большое количество людей, выпускались каталоги и научные статьи. Мила Бредихина, Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян – считаются одними из наиболее авторитетных исследователей этой темы.

Одним из последних крупных проектов, посвященных женской проблематике, был фестиваль активистского искусства «МедиаУдар» на ЦТИ «Фабрика», проходивший с 2011 по 2016 годы.  

В последние годы, несмотря на рост соответствующей литературы и образования в сфере современного искусства интерес к женской проблематике на уровне институций упал. В выставочных планах ГТГ на 2024-25 не запланировано ни одной выставки женщины-художницы. Последнее исследование Ассоциации галерей также показало, что мир искусства остается шовинистско-мужским, более 50% резидентов галерей членов АГА - мужчины. Возможно, это объясняется тем, что художники-мужчины, особенно старшего поколения превосходят и в количестве, и по цене авторов женщин, и среди платежеспособных коллекционеров также преобладают мужчины. Очевидно, что по-прежнему женщины недооценены арт-рынком и музеями. В этой ситуации продолжают развиваться частные инициативы и небольшие самоорганизации. Например, художница  Ольга Божко организовала выставку, первая часть которой на тему силы в женском искусстве. В повседневной жизни эти понятия стереотипно закрепились соответственно за “мужской”, а “женской” идентичностью. Кураторский проект Ольги Божко в диалогической форме и средствами искусства предлагает подумать о том, что сила может быть не только “мужской” или “женской”, но также силой духа, силой мысли, физической силой, силой любви, эзотерической силой и так далее. 14 современных российских художниц с помощью графики, медиа и арт-объектов представят свои субъективные представления о “силе”, которая, как кажется, все больше переходит на сторону женщин в искусстве.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...