Срочные новости раздела
От деревенской бабы до светской дамы: Яковлева рассказала о своих героинях

От деревенской бабы до светской дамы: Яковлева рассказала о своих героинях

Расписание плотное — итого вместе с премьерами у нее 9 спектаклей в разных театрах, на разных сценах, в разных городах: от Театра Гоголя до Театра сатиры, от Москвы до Новосибирска, от деревенской бабы до светской дамы-философа. И ни одной похожей работы: «Я очень скрупулезно продумываю своих героинь, потому что не хочу иметь прямолинейные роли. И потом театр — это высказывание: комедийное или философское, драматическое или поэтическое, не суть. Это мое личное высказывание. Иначе просто неинтересно», — считает актриса и рассказывает «МК» о своих героинях.

Героиня №1: Москалева («Дядюшкин сон»,Театр им. Гоголя, реж. Александр Марин)

— Так случилось, что мой брат, Антон Яковлев, стал худруком Театра Гоголя. Я понимала, что все его планы должны быть связаны только с его театром, а я — актриса не Театра Гоголя. Но он решил включить спектакль в репертуар, и они с режиссером Сашей Мариным предложили мне роль Марьи Александровны Москалевой, а на роль старого князя пригласили Александра Семчева. В спектакле, кроме нас, занята одна молодежь.

— Но вы же понимаете — спектакль держится исключительно на вас?

— А вы знаете, я часто бываю локомотивом. Тут дело и в объеме роли, и в энергетике, которая должна проявляться на протяжении всего спектакля. Чтобы не было скучно, чтобы не было долго, чтобы было разнообразно и разнопланово. Меня научил этому Валентин Николаевич Плучек. Когда я пришла в Театр сатиры, Валентин Николаевич сказал: «У меня палитра красок: есть артисты эпизодов, есть артисты главных ролей. Если вы способны играть главную роль, вы должны убедить в этом меня и зрителей». И дал роль в спектакле «Босиком по парку», где я буквально крутилась, что называется, на пупе, потому что мой персонаж брал на себя всю энергетическую структуру постановки.

— Вы находитесь на сцене почти три часа. Как, извините, можно запомнить столько текста?

— Дело не в количестве текста, а в том, как его правильно донести. Я разбираю каждую фразу, каждый кусок, «прошиваю» роль — что хочет сказать моя героиня? За словами всегда должно что-то стоять, «слово должно быть беременным» — так нас учили педагоги. Мне нравится фраза Евстигнеева: «Посади персонаж на плечо и наблюдай за ним». То есть у меня всегда взгляд на образ чуть-чуть со стороны. Самое интересное в театре — лицедейство и даже некое хулиганство, если для этого есть основания, конечно. Тогда образ получается емкий. Меня во многом этому научило кино: там я сыграла 60 мам, но при этом старалась, чтобы все они получились абсолютно разными. Ищу, придумываю характеристики: социальные, внешние. Мне всегда нужно за что-то зацепиться.

— Москалева — хитрая, беспринципная, мечтающая хорошо выдать замуж дочь, пусть за старого и сумасшедшего, но лишь бы вырваться из провинциальной жизни, благополучно устроиться. И в финале все смотрят на нее, сочувствуя именно ей.

— В финале, одержимая своими идеями, она сходит с ума. Ломается, как кукла. Слишком высока была ее планка, слишком сильна одержимость. Именно этот момент и дает сильный энергетический толчок, заставляет зрителя сопереживать. Но существование на грани — это самое интересное. Иначе не надо выходить на сцену.

Героиня №2: Она («Скамейка», М-АРТ, реж. Михаил Цитриняк)

— Как-то я сидела в буфете Театра Гоголя с моим однокурсником Сашей Самойленко, разговорились, и он сказал, что всю жизнь мечтал сыграть «Скамейку». Я тогда подумала: если человек так хочет, значит, должно получиться. И получилось — такой человеческий, живой, очень теплый театр. Кроме актерского существования и режиссерского пребывания, там ничего нет — чистый Станиславский. Спектакль этот очень аскетичный, там почти нет декораций — экран, скамейка и фонарь, который как отдельный персонаж. Мы играем 70-е годы и пытаемся попасть в то время, существовать в философии тех людей — они были другие: никакого цинизма, наивные, что ли.

— И ваша героиня, она такая же?

— Да, она немножко наивная, и я хотела сделать ее лирической. Хотя временами бывает прямолинейна и грубовата, но это от боли. При этом такая… немножечко ненормальная. Не святая, но очень чистая. Как те люди из прошлого.

Героиня №3: Графиня («Пиковая дама», Современный театр антрепризы, реж. Олег Ильин)

— Однажды мне позвонили: «Хотим предложить тебе одну работу, но понимаешь, твоя героиня… не красавица». Я обрадовалась: ведь это счастье — сделать то, что не делала со времен училища. Я всегда говорю: «Начинала с комических старух, ими и закончу». Будучи еще студенткой, переиграла огромное количество старух — мне только их и предлагали. И только один раз, когда стала на сцене «молодой», меня взял в Сатиру Плучек. Так что я совершенно не боюсь старух.

Однако моя Пиковая дама не та, к которой все привыкли. Сюжет, конечно, абсолютно пушкинский: три карты, Германн и так далее. Но драматург выписал линию старухи очень интересно: весь сюжет пьесы нанизан на ее воспоминания. Я поставила только одно условие: «Буду в маске». И сначала увидела в лицах творческой группы сомнение, ведь зрители хотят видеть артистов живыми, да и, в конце концов, артисты должны быть узнаваемы. Недавно мы были в Питере, в антракте все стали спрашивать: «Что же вы Алену Яковлеву не привезли, ведь на афише обещали!». Не узнают. Только в самом конце спектакля я снимаю маску и выхожу в красивом платье и с чалмой на голове. Партнеры у меня замечательные: Макар Запорожский, Ваня Стебунов, Андрей Фролов, Анна Глаубэ, Наталья Скоморохова.

— Как вы не теряетесь в текстах, героинях, способах существования на сцене, как помните каждый рисунок?

— У меня все это лежит «файлами» в голове: когда нужно — достаю, когда не нужно — убираю. Был период, когда в кино у меня шло 12 проектов, и только такая система с «файлами» помогала. В театре, конечно, немножко иначе, потому что ты не можешь сразу выйти из роли. Бывают такие спектакли, когда необходим отдых — день до и день после.

Героиня №4: Миссис Хиггинс («Пигмалион», Театр сатиры, реж. Виктор Крамер)

— Когда Виктор Крамер предложил мне роль матери профессора Хиггинса, его играет Сергей Чонишвили, я сильно засомневалась. Я сказала, что мне неинтересна роль-функция, потому что в пьесе эта роль именно функция. И тогда мы придумали ход: я купила книги — переписку Шоу, его афоризмы, статьи, мы выписали все, что нам может пригодиться, и из всего этого собрали монолог. Я никогда подобного не делала. Более того, я впервые в жизни общаюсь с залом, задавая зрителям философские вопросы, — это отсутствие четвертой стены. Через текст придумывали прошлое героини, ее жизненный опыт, чтобы роль была объемной, и зритель все понимал про нее. Такой философской мамы у меня еще не было — сотканной из парадоксов, мудрой. «Лучше жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают», «В жизни есть только две трагедии. Одна — потерять любовь, а другая — обрести ее» — это Бернард Шоу говорит зрителям устами моей героини.

Моя героиня получилась немножко «над», немножко наблюдатель. Она любит сына, но со своей позицией и взглядом на жизнь. Авторитарная, но мудрая. Гранд-дама. А еще она немножко провокатор и манипулятор, но не в плохом смысле этого слова. «Великие люди не нуждаются в счастье», — говорит она сыну, провоцируя его на то, чтобы он стремился к счастью. Ведь Крамер сделал спектакль о любви. О любви между профессором Хиггинсом и Элизой Дулиттл. Эта любовь не может закончиться счастливым браком, именно поэтому в спектакле открытый финал: я обнимаю героиню Ангелины Стречиной, чтобы у зрителя была хоть какая-то надежда на счастливый конец, чтобы оставалась, как мы говорим, «свечечка». Обнимаю и говорю залу: «Жизнь не бывает легкой, но если ее не бояться, она может быть восхитительной».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

Предыдущая песня «Не Беспокойся за Меня», вышедшая из тайных пугачевских творческих недр в начале марта, – пронзительное откровение о себе самой, адресованное, конечно, и друзьям, и недругам: «Видишь
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...