Срочные новости раздела
Стартовал амбициозный проект Константина Богомолова «Голоса страны»

Стартовал амбициозный проект Константина Богомолова «Голоса страны»

На ВДНХ в здании советского ДК с колоннами много народу — пришли все, кому повезло зарегистрироваться. Здесь представляют первый из двенадцати моноспектаклей, созданных на основе историй реальных людей, которые просто живут, просто работают и каждый день — свой или чужой — стараются сделать светлее. Первый называется красиво — «Школа этикета». Он представляет немолодую женщину, которая лучше многих разбирается в том, что сегодня совершенно не востребовано, — в этикете, Анну Эрнстовну Валл из Петербурга. Она приехала из Северной столицы, чтобы посмотреть, как актриса МХТ им. Чехова Александра Ребенок представляет ее на сцене. Анна Эрнстовна хрупкая, невысокого роста, в темно-синем платьице с белым воротничком, седые волосы аккуратно уложены, круглые очочки, через которые на тебя смотрят умные, живые, не без искры любопытства глаза. Сейчас она волнуется. За кого больше — себя, актрису, ее изображающую, или этикет, убежденным апологетом которого она является? Итак, смотрим.

На сцене стол под белой скатертью, на нем три бокала, немного тарелок, пара стульев, спинки которых в перекрестных планках. Актриса в строгом костюме светло-коричневого приятного цвета берет микрофон, как будто вот-вот прочтет собравшимся лекцию об этикете.

— Этикет… Кого это сегодня интересует? Моя героиня Анна Эрнстовна Валл живет в Санкт-Петербурге, ей 69 лет, и она занимается… Впрочем, лучше будет, если она сама о себе все расскажет. Хотя она, я уверена, начала бы по-другому.

Актриса Ребенок отходит к правому порталу. Становится в профиль к залу. Небольшой наклон головы со светлыми в пучок уложенными волосами. Пауза. Развернулась, и вот она уже не актриса, а Анна Эрнстовна Валл собственной персоной. Хотя ни голосом, ни фигурой, ни тем более гримом не изменилась.

За час, что идет действие, мизансцена практически одна и та же: специалист по этикету возле стола в разных его точках, которые она неспешно меняет, может быть, пару раз присядет. Но нет ощущения стоячей воды, напротив, жизнь Анны Эрнстовны как будто пролетает, своей внутренней энергией увлекая за собой в ее собственное прошлое (родилась в Караганде, тоскует по ней), настоящее (живет в Петербурге, ездит на метро, любит шаурму, которую на питерский манер называет шавермой), погружая в мало кому известное искусство этикета, а в результате — в свою собственную жизнь, в которой чего только не было: от комического до безысходно-трагического.

— Но слово лечит, — говорит нам Анна Эрнстовна, спокойно, как психотерапевт. — Поэтому в клинике, где я работаю, разговариваю не только с врачами, но и с пациентами. Поздний вечер. Мы смотрим в окно: пациент говорит: «Падает снег». А я говорю: «Вы обращали внимание, что снег может падать или идти, а дождь только идет». И мы начинаем разговаривать. «Дождь не может лежать, а снег лежит». И пациент улыбается. И к концу дня у меня и у пациента хорошее настроение — это очень важно для выздоровления.

И снова об этикете. Многие считают, что он для богатых, которые обедают и ужинают в ресторане. А зачем бедному этикет? — спрашивает она и отвечает картиной Ван Гога «Едоки картофеля». Картина немного анимирована.

Драматург Валерий Печейкин специально, как и все участники проекта, ездил к своей героине в Питер, беседовал с ней не раз. Ему явно повезло с визави, за которую не нужно ничего придумывать — так она интересна. Но он сумел перевести ее жизнь и род занятий, которые, судя по всему, философски неразрывны, в монолог глубокий, но тонкий и с юмором. И так в свою очередь прочитал драматургический материал режиссер Талгат Баталов, сумевший создать иллюзию отсутствия границ между жизнью и театром. Александра Ребенок, которая выросла в большую актрису, элегантно и просто воплотила эту иллюзию.

В самом деле, довольно быстро забываешь о разнице в возрасте между актрисой и реальным человеком, не волнует их внешняя несхожесть. Очевидны театральные приемы, ненавязчивое оформление в виде документальных снимков или рисованных картинок. Не смущает даже изображение Анны Эрнстовны, сгенерированное искусственным интеллектом. Актриса разговаривает с ним о юморе.

«Всем привет, кого не вижу», — сказал слепой, входя в бар», — не очень-то живым голосом шутит «продукт» ИИ. На что сценическая Анна Эрнстовна с приятной живой интонацией отвечает своим анекдотом: «Когда умер Моцарт и предстал перед Создателем, тот сказал: «Я доволен тобой, Моцарт, я назначаю тебя главным композитором рая». Моцарт смутился: «Я благодарю Тебя, но мне кажется, на эту должность лучше подходит Бах». — «А Бах — это я».

Легкость, остроумие, тонкие ремарки, которые сопровождают монолог специалиста по этикету в самый неожиданный момент, уже ближе к финалу, вдруг споткнутся и замрут на коротком рассказе о потерянных детях. Единственный эпизод всего спектакля, когда включается камера и изображение актрисы дублируется на экране.

И все-таки кто попал на этот удивительный спектакль, унесет с собой усвоенные пять правил этикета. Первое: главное за столом — это осанка. Второе: умейте взаимодействовать с любым бокалом, где есть напиток. Третье: благодарите и умейте приносить извинения даже там, где, казалось бы, вы ничего не сделали. Правило четвертое: этикет — это забота о другом. Человек этикета может не знать, как пользоваться вилкой, но мы его видим по общению не со столовыми приборами, а с людьми. И, наконец, пятое, последнее: умейте сделать комплимент, будьте великодушными.

Если с остальными моноспектаклями, в которых будут участвовать Александр Семчев, Игорь Миркурбанов, Иван Агапов, Алексей Вертков, Наталья Щукина, Александра Урсуляк, так пойдет и дальше, то, безусловно, можно утверждать, что проект о свете и лучшем в российской действительности носит не формальный, лабораторный характер. Во всяком случае, «Школу этикета» уже можно рассматривать как полноценный спектакль, который украсит афишу любого большого зала.

После долгих аплодисментов, уже выйдя из зала, раскрасневшаяся от волнения Анна Эрнстовна призналась мне, что она потрясена увиденным: «Я очень многое поняла. И прежде всего про себя».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

Предыдущая песня «Не Беспокойся за Меня», вышедшая из тайных пугачевских творческих недр в начале марта, – пронзительное откровение о себе самой, адресованное, конечно, и друзьям, и недругам: «Видишь
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...