Срочные новости раздела
Прометей Сивцева лондонского Вражка

Прометей Сивцева лондонского Вражка

Скрупулезный реалист Андрей Платонов сформулировал ту же озабоченность прямолинейнее: персонажи романа «Котлован» строят многоэтажный просторный дом для новых поколений, но дальше вырытой ямы дело не движется. Ибо представления кондовых зодчих о добре и зле донельзя искорежены предыдущими издержками и предрассудками самодержавного самоуправства. Россия не знала себя (и не могла знать): царская цензура душила любые попытки непредвзято анализировать политическую и экономическую ситуацию разбалансированной державы. Стоило Радищеву репортажно бегло, без далеко идущих обобщений обмолвиться о негативных нюансах путешествия из Петербурга в Москву, его сурово покарали, а тираж книги уничтожили. Чаадаев поделился соображениями касательно особенностей национального самосознания соотечественников и был объявлен сумасшедшим. Лишь из Лондона, где Александр Герцен и Николай Огарёв издавали «Колокол» и «Полярную звезду», приходили заслуживающие доверия сведения: о декабристах, отбывающих каторжный срок во глубине сибирских руд, о самоубийстве деморализованного поражением в войне с Турцией Николая Первого, о заговорщическом коллективном убийстве Пушкина, о подковерных интригах против Павла Первого и его казни... Информацию конспиративно пересылали сочувствовавшие вольной герценовской печати соотечественники. «Нашими устами, — подбадривал их Герцен, — говорит Русь нарождающаяся, Русь вольная, юная, живая, скрывающаяся дома, но гласная в изгнании... Русь, о которой мы свидетельствуем миру и для гласности которой мы оторвались от родины... Мы на чужбине начали открытую борьбу словом в ожидании дел». И еще: «Где не погибло слово, там и дело еще не погибло».

Память об исполине духа, защитнике угнетенных, на которого удары судьбы сыпались один за другим, а он оставался неколебим, не сломлен, трепетно хранит и преумножает маленький (пространственно маленький) музей на Сивцевом Вражке. Но стоит переступить порог скромного особнячка, где прошли молодые годы русского Прометея, и ощущаешь: границы времен и расстояний раздвигаются до вселенских масштабов (под стать личности великого подвижника), условности теряют значимость, на первый план выступает преемственность эпох. Герцен и в ХХ веке, после физической смерти, продолжил (в своем московском любовно оберегаемом доме, сделавшемся прибежищем талантливых индивидуалов) вести линию сплочения неконформистски настроенной интеллигенции.

Изящно написанная книга директора музея Ирены Желваковой «Касание времени» повествует о знаковых величинах мира искусства: Ираклии Андронникове, Лидии Либединской, Евгении Евтушенко, Григории Поженяне, Василии Аксенове, Натане Эйдельмане (авторе многочисленных исторических исследований, проделавшем громадную работу по разысканию архивных материалов и потомков корреспондентов Герцена, присылавших статьи в редакцию «Колокола»). Долгие годы Эйдельман обитал в коммуналке на Арбате (дом, где располагался магазин «Консервы»), поблизости от музея, был частым гостем герценовских пенатов. Увлекательны главы об опосредованном (из Парижа) участии Андрея Синявского и Марии Розановой в пополнении экспозиции уникальными артефактами, о помощи в раздобывании реликвий, причастных биографии Герцена, его праправнука Франклена Риста, адвоката и музейного дарителя, о приватной переписке Герцена и банкира Ротшильда, спасшего от секвестра капиталы матери Герцена, на которые зарился Николай Первый, но остался ни с чем, о странствиях самой Ирен Желваковой по аукционам и блошиным рынкам — ради вверенного ей мемориала. А еще — забавную притчу о Булате Окуджаве, «перекинувшем через забор» музейного гнезда, в редакцию находившегося в соседнем здании детского журнала «Колобок», свою сказку «Прелестные приключения», где персонажи ведут невинные, но с подвохом разговоры: «Что делаешь?» — «Что хочу, то и делаю». — «Нельзя хотеть, что сама хочешь, а надо хотеть, что все хотят». Выдуманные герои Окуджавы декларируют (без ложного пафоса) нежелание существовать — расхоже, трафаретно, унифицированно.

В зале, где рояль и традиционно проходят встречи с писателями, музыкантами, актерами, режиссерами (достаточно назвать творческие вечера Вадима Абдрашитова, Гарри Бардина, Эдуарда и Лидии Графовых, Рафаэля Клейнера), на видном месте — выпущенное в советские времена многотомное собрание сочинений Герцена. Поразительно: глашатай свободы, восставший против всех видов порабощения, пользовался лояльностью коммунистических бонз — поскольку был отмечен тавро гонимого страдальца, вышвырнутого за пределы прогнившего отечества. Если бы приверженцы партийной давильни вчитались в строки «Былого и дум» и публицистических воззваний Герцена, пожалуй, остереглись бы пропагандировать революционный опыт неугомонца. Однако есть подозрение: даже внимательно ознакомившись с наследием правдолюбца, ратовавшего за непопрание человеческого достоинства, псевдограмотеи попросту не поняли бы, о чем горюет и из-за чего негодует отверженный космополит. Косвенным подтверждением предположению служит: нераскупленные тома этого собрания распродавались по 20 копеек. Страшно далеки оппозиционные провозвестники от народных масс! Возможно, объяснение еще и в том, что школа, мастерски умеющая отбить охоту к чтению и литературе, приложила максимум стараний для дискредитации классика, неумеренно, неуемно и неумно расхваливая его не понятые педагогами идеи.

...Какая реакция на вызывающе дерзкое поведение бунтаря Герцена, на его жесточайшую критику царского режима должна бы воспоследовать? Надо тихо (понимая: резонанс будет громким) устранить подстрекателя. Подослать киллера с ледорубом. Или тараканьей отравой. Но тенденция уничтожения политических оппонентов, ставшая нормой в ХХ веке, еще не возобладала. Соперничающие с Россией страны поведут охоту на неудобных и неугодных русских — преимущественно на российских территориях (косвенно поучаствуют в покушении на Григория Распутина, не предоставят убежище Николаю Второму — пусть гибнет в своей эпидемиологически заразной резервации, профинансируют антантовские армии, а приглашенные на стажировку немецкие летчики в канун Второй мировой станут открыто шпионить в пользу Германии...). И явится моральная мотивировка повсеместной борьбы с предателями-врагами народа: советские агенты-резиденты займутся не столько диверсиями против государственных и негосударственных деятелей антагонистических держав, сколько устранением соотечественников-перебежчиков (Савинков, Троцкий, Галич), считая изменников более вредоносными, чем явные противники закордонной маркировки.

Герцена предают гражданскому остракизму, а телесно уничтожить не решаются. Превалирует боязнь предстать на мировой арене не вегетарианцами.

Тем удивительнее выглядят потуги нынешнего повторного дезавуирования Александра Герцена и Николая Огарёва (обоим воздвигнуты памятники возле старого здания Университета на Моховой). В недавней яростной публикации Огарёву ставят в политическую и идеологическую вину нетрезвый зарубежный образ жизни: де утонул в сточной канаве Лондона, постыдная смерть — закономерно позорный удел эмигранта, предателя Родины. Выходит, если бы утоп в московской или петербургской сливной клоаке, то по праву слыл бы патриотом?

Схожим недугом страдали Есенин, Куприн, Мусоргский, их в отсутствии любви к «березовому ситцу» не упрекнешь. Страдалец за Россию Николай Некрасов любил приложиться к рюмочке. Куприн и Бунин (сын алкоголика) бежали от большевиков наперегонки с трезвенниками Гиппиус и Мережковским, за которыми впоследствии обнаружились грешки более щекотливого свойства. Гениальное «Лето Господне» Иван Шмелёв написал на чужбине (после того как его сын был расстрелян в Крыму Землячкой и Бела Куном). Герцен и Огарёв, дабы продемонстрировать единство с отторгнувшей их отчизной, должны были сгнить в Петропавловской или Шлиссельбургской крепостях и возносить хвалу мракобесию Николая Первого? Или за то, что спасали свои жизни и отмежевались от преступлений царизма, нет им прощения? А Сергею Рахманинову и Федору Шаляпину пристало ждать заклания в молохе красного террора? Если бы того и другого пустили в расход, как пустили тысячи безвестных талантов в Бутово и на других полигонах (а до Шаляпина и в заграничье дотянулись долгие руки ЧК!), мир стал бы серее, бледнее, беднее. Ну а Достоевский, вот ужас-то, притом что неумеренно выпивал (и верноподданнически дарил свои книги царю), просаживал немалые суммы в европейских казино, то есть выводил деньги за границу, чем подрывал промышленный потенциал много давшей ему (и в каторжном смысле тоже) империи. Давайте и Галичу поставим в издевку неисправный радиоприемник/телевизор фирм «Панасоник», «Хитачи», «Филипс», а не «Рубин». Пользовался бы ламповым ящиком, остался бы жив, а он променял на презренную электронику, которая не на Пресне!

Нет бы восхититься высотой интеллекта, бессребреничеством идеалиста Огарёва, но нет, тренд: вымещать злобу на не могущих возразить поносителям мертвецах. Пусть века и потомки определят степень дарования художника, это будет более точный и беспристрастный приговор. Ангажированный пасквиль срикошетит в итоге по спекулянтам.

Если бы светочи русской литературы, вокала, живописи столкнулись с агрессией, огульностью, заушательством, доносами и мелочными проверками себя на патриотизм, изрыгаемыми ничем другим не умеющими занять себя прокурорами, культура лишилась бы созидателей гармонии, безраздельно заправляли бы разрушители. Против диктатуры бездарностей и воевали Герцен и Огарёв.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

Предыдущая песня «Не Беспокойся за Меня», вышедшая из тайных пугачевских творческих недр в начале марта, – пронзительное откровение о себе самой, адресованное, конечно, и друзьям, и недругам: «Видишь
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...