Срочные новости раздела
Выставка «русского еврея с американским гражданством» Марка Ротко проходит в Булонском лесу

Выставка «русского еврея с американским гражданством» Марка Ротко проходит в Булонском лесу

Это первая ретроспектива Марка Ротко во Франции после долгого перерыва. Предыдущая выставка проходила 25 лет назад - в 1999 году в парижском Музее современного искусства.

Напоминающее летучий корабль и одновременно айсберг здание Фонда Louis Vuitton было построено в 2014 году по проекту создателя не менее фантастического музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери.  Рядом – Булонский лес, на который можно полюбоваться с открытых площадок необычного строения. Правда, к нему все ближе подступает китайский развлекательный центр с аттракционами, так что, помимо крон деревьев, открывается панорама восточного сада с типичной китайской беседкой и прудами. 

Посетители могут добраться до выставки от Триумфальной арки на специальном шатле, что очень гуманно со стороны  дирекции фонда. Несмотря на некоторую удаленность от центра, непогоду, многие готовы потратить время на дорогу и отстоять под дождем очередь, даже имея билеты. У нас Марка Ротко широкая аудитория практически не знает, хотя его выставки проходили в Эрмитаже и Музее современного искусства «Гараж».  

Марк Ротко, а его настоящее имя - Маркус Роткович, родился 25 сентября 1903 года в бывшей Российской империи в Двинске - нынешнем Даугавпилсе (Латвия). Он был четвертым ребенком в еврейской семье, а через десять лет после появления на свет эмигрировал в США с матерью (она родилась в Санкт-Петербурге) и сестрой.  Они уехали в Портленд, куда тремя годами раньше отправились  отец Маркуса  и два брата, опасаясь службы в царской армии накануне Первой мировой войны и еврейских погромов. 

Судя по приведенной на выставке биографии Ротко, на родину он никогда не возвращался. Его отец рано умер, и детям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Маркус, а впоследствии Марк, жил, учился, работал и умер в США. Художником он стал в Нью-Йорке, куда переехал один, без семьи, не имея определенной цели и каких-либо перспектив.  

Экспозиция располагается на нескольких этажах. Можно подниматься и спускаться по лестницам или на лифте, выбирая залы, в которые нет очереди, выходя на открытые террасы. В финале путешествия посетители могут  увидеть  лестницу под открытым небом, по которой стекают потоки воды. К выставке Ротко она отношения не имеет. Это одна из достопримечательностей Фонда.

Одним из кураторов выставки стал сын художника Кристофер Ротко. Комментируя особенности появления столь грандиозной экспозиции своего отца, он заметил, что в наше время осилить подобное способны единицы,  поскольку это дорогое удовольствие. Стоимость доставки работ, особенно с другого континента, их страховка достигли  фантастических цифр. 

Всего выставлено 115 картин. Это внушительное собрание из  Национальной галереей искусств  Вашингтона, лондонской галереи Тейт, частных американских коллекций, включая принадлежащую  семье художника. 

Работы Марко Ротко представлены в хронологическом порядке. Они как путешествие по его жизни. Внизу – ранняя фигуративная живопись в основном 1930-х годов, способная удивить даже знатоков. Это сцены на улицах  и в метро Нью-Йорка 1930-х,  кинотеатр, автопортрет художника 1936 года, портреты обнаженных женщин без названия, семейные сцены. Такое ощущение, что люди в этих городских пейзажах вросли в архитектуру и  интерьеры, слились с колоннами и креслами.  

Ротко - мастер цветописи и светописи. Его картины в полутьме залов словно бы мерцают. Кажется, что все работы ранней поры написаны совсем другим художником, у которого иное мироощущение и стиль. И это совсем не тот человек,  который представлен  на верхних этажах, где можно увидеть более известные его черные, серые, пурпурные, красные и желтые квадраты и прямоугольники. Там собраны абстрактные работы, написанные в основном после Второй мировой войны.  Сам Ротко их не считал абстрактными. Многие определения родились в художественной среде помимо его представлений и мироощущения.

Так называемые «цветовые поля» занимают большую часть экспозиции. Многие работы без названия. Марк Ротко часто оставлял их безымянными. Указан только номер и год  создания. Это принципиально.  Как знак свободы от ограничений. 

Цвет у Ротко густой, размытый, фактура подобна бархату, особенно в работах последних лет. Цвет важнее геометрии. Он вне формы, сам по себе.  В полутьме залов можно подолгу рассматривать все эти квадраты и прямоугольники, медитировать, сидя на скамье, если в зале в этот момент нет скопления посетителей, которые бесконечно фотографируются на фоне картин. 

Специально для выставки композитор Макс Рихтер написал музыку, которую можно скачать по QR-коду, чтобы, по замыслу кураторов, лучше понять суть представленных работ. Не всем нужна такая подсказка для погружения. В небольшом зале с дневным светом представлены также фотографии и рукописи художника.  

Серия из девяти картин создана для интерьера ресторана в небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Однако она так и  не отправилась  по назначению. Марк Ротко решил пообедать в этом ресторане, где понял, что люди, готовые отдать сумасшедшие деньги за еду, не будут смотреть его картины. Все эти работы художник отправил в лондонскую галерею Тейт.    

Серия Black and Gray 1969 года, созданная для парижского бюро UNESCO, соседствует со скульптурой Альберто Джакометти, как и вне выставки в обычное время. Публику такое соседство забавляет, поскольку оно действительно необычное.

В последнем зале выставлено полотно 1967 года из коллекции Йельского университета, где когда-то учился Ротко, прежде чем выбрал совсем другую профессию. Завершает экспозицию и панно всех оттенков черного, созданное для Хьюстонской часовни по заказу  коллекционеров Джона и Доминик де Менил. Марку Ротко не довелось увидеть  свое творение в интерьерах часовни,  которую открыли после его смерти. В 1970 году художник добровольно ушел из жизни, вскрыв вены. Причина трагедии – депрессия и болезнь. 

Его неоконченная работа (пурпурная) была найдена в студии художника после самоубийства.  

В Даугавпилсе в 2003 году Марку Ротко установили памятник, а спустя десятилетие открылся Арт-центр, носящий имя художника. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

Предыдущая песня «Не Беспокойся за Меня», вышедшая из тайных пугачевских творческих недр в начале марта, – пронзительное откровение о себе самой, адресованное, конечно, и друзьям, и недругам: «Видишь
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...