Срочные новости раздела
Максим Севриновский рассказал о Сергее Маковецком и Аргентине:

Максим Севриновский рассказал о Сергее Маковецком и Аргентине: "Лучше, когда живешь дома"

«Вот кто самая красивая девочка?»

— Максим, «Генерал и его семья» вышел в прошлом сезоне, когда на широкий экран еще не вышел фильм «Праведник». Тем не менее спектакль бьет все рекорды по продажам несмотря на то, что идет он почти четыре часа и в нем нет ни одной вахтанговской звезды. Что в нем такого особенного и что делает его хитом?

— Мне кажется, что там много любви. Это не мои слова, а нашего режиссера Светланы Васильевны Земляковой. Любовь «Генерала» захватила огромную аудиторию: возрастную и молодежь, театралов и тех, кто редко заходит в театр.

— У тебя возрастная роль — генерал-майор Советской армии Василий Иванович Бочажок. Тебя, конечно, состарили, но ведь возраст достигается не гримом.

— Мне густые брови сделали, немного седины добавили. Но возраст в первую очередь играется за счет отношения к тем или иным событиям, к людям. Фокус в том, что надо по-настоящему вжиться в этого человека и сыграть его возраст изнутри. Чтобы зрители реально поверили — это взрослый человек. Кстати, родители одного нашего актера (он играет молодого героя) до сих пор думают, что мне пятьдесят с чем-то лет.

— Военные — особая категория, тем более советские. Как их играть человеку, который, во-первых, вряд ли помнит советскую жизнь — был маленьким, а во-вторых, насколько я знаю, ты не из семьи военных.

— Да, семья не военная. Но у моего генерала есть внутренняя установка на хорошо/плохо, и он борется за эти свои хорошо и плохо. Знаете, мой отец с ним очень похож.

— А отец видел этот спектакль?

— Нет, он болеет, давно уже не ходит в театр. Но у него ко мне такое качество любви, как у моего героя в спектакле к дочери. Вот я не могу похвастаться таким качеством любви, как у него. В отце меня всегда восхищало и восхищает его четкое представление о том, что такое хорошо, что такое плохо, а полутона не для него. Воспитание такое — честность возведена в культ, и самое главное — вопрос чести. Ты должен быть хорошим человеком, обязан быть честным. И не дай бог, если кто-то заподозрит (даже теоретически), что ты сделаешь что-то такое, за что тебе будет стыдно. И в спектакле у меня есть сцены, которые я взял как бы из личной жизни и попросил режиссера их добавить. Но главное там все же — побеждающая сила любви.

— Тем более это особый вид любви — отца к дочери. Ведь у тебя, если не ошибаюсь, тоже дочка растет?

— В спектакле есть фраза, которую я говорю: «Вот кто самая красивая девочка?» Ее не было у автора, да там много чего не было. Но я всегда это говорю своей дочери, и мне очень хотелось, чтобы она вошла в спектакль. Дочка у меня до какого-то возраста всегда отвечала на мой вопрос, достаточно провокационный: «Да, я!» Она говорила это очень уверенно, там не было никаких сомнений, и меня всегда это так восхищало, так мне нравилось. Сейчас ей уже пять лет, и она стесняется. Когда спрашиваю про самую красивую девочку, говорит: «Это нескромно». Но я этот момент всегда так любил… Я ей говорю: «Ты можешь не отвечать на этот вопрос, но для папы ты — сама красивая». Мне кажется, для папы дочка — это все.

— Ты сумасшедший отец.

— Ну, да… Но если вернуться к спектаклю «Генерал и его семья», то дело не в случившемся событии: взрослая дочь приехала к отцу беременной. Дело в любови отца к ней. И ты в любом случае играешь эту отцовскую любовь и таким образом про себя рассказываешь.

В математике есть форма и в театре есть форма

— Мне кажется, что для тебя это еще и очень личный спектакль, потому что тебя воспитал отец…

— Да, меня папа воспитал. И дочь, которая есть, тоже теперь воспитывает. Ну конечно, это все так перекликается со спектаклем.

— А отец спрашивал: «Кто самый красивый мальчик?» Или у тебя суровое мужское воспитание?

— Нет, он так никогда не говорил. И у меня не было сурового воспитания. Конечно, мог что-то сказать, и по-разному, но без суровости точно. Мне кажется, характером отец… в общем, он меня любит сильно.

— Что он сказал, когда ты его поставил перед фактом, что пойдешь поступать в театральный: «Папа, хочу быть артистом»?

— Он сказал: «Никогда». У вас матом тут ругаться нельзя, а то я бы повторил, что он мне тогда ответил. Он у меня с хорошим юмором, но тогда сказал жестко. Ему это очень не нравилось: ему казалось, что это такая профессия дурацкая, и она не кормит. Он считал, что мне нужно знать английский и компьютер.

— Он сам — технарь?

— Он часовщик.

— О, люди, что работают со временем, особенные.

— Да, особенные. Должна быть профессия, которая у тебя в руках, которая кормит, считал он. Поэтому я сначала поступил в хороший экономический вуз. Он входил в пятерку лучших вузов Москвы — Государственный университет управления (ГУУ). Не знаю, как сейчас он котируется, но в мое время это была вышка — Плехановский, ГУУ, дальше все остальные.

— Так ты в случае чего можешь быть грамотным управленцем в Театре Вахтангова.

— Я ничего не знаю, не разбираюсь в этом.

— Как же тебе удалось получить диплом?

— Помню, что первый год учился хорошо, хорошо знал математику. Там был матанализ, и мне кажется, что в театре это очень помогает, потому что ты себе можешь роль строить.

— Каким образом? Вот как архитектор это делает, я еще могу представить, но математик…

— Математика — это точность. В математике есть форма и в театре есть форма. В математике есть точность, и если ты точен, то это работает, и точность должна быть во всем.

— Может, ты по формуле роль вычисляешь?

— Нет, но если ты структурируешь то, что у тебя происходит во время спектакля, то есть структурно понимаешь, откуда пришел, ушел и зачем, четко понимаешь, что делать. В общем, если у тебя мышление математическое, то оно помогает. Кстати, много режиссеров, которые математический или физический институты оканчивали.

Гульнуть где-то «Около»

— Ты востребован в Театре Вахтангова — много играешь, главные роли. Но тем не менее «гульнул» в театр «Около», где у тебя несколько ролей и одна выдающаяся — Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак». Потом «гульнул» в театр Елены Камбуровой. От чего это происходит: не ждешь милости от природы? Скучно играть то, что есть?

— Почему «гульнул»? Когда я выпускался из института, мне хотелось попасть в два театра: Вахтанговский и в театр «Около» — мечта такая была. Потому что, когда я первый раз пришел в театр «Около» и увидел «Женитьбу» Юрия Николаевича Погребничко, понял — здесь играют по-другому, в институте мне такого не рассказывали даже близко.

— Да, это другая школа.

— Это вообще другой мир. Помню, как на «Женитьбе» я один в зале стал смеяться, просто началась истерика. Я даже сказал вслух и громко так: «Во, блин, дает!» Я увидел театр, который мне очень интересен и очень близок. А Погребничко знает про театр что-то, чего не знает никто. Секрет, который знает Юрий Николаевич, никто не знает. У него театр — не способ демонстрации, показа, впечатления, а способ восприятия жизни. Он много вещей говорил, которые за ним хоть записывай. «Надо заниматься театром, чтобы правильно жить» или «С помощью театра ты правильно живешь».

— Твой Сирано не производит впечатления сильно романтического героя. Он ироничен, саркастичен и даже местами злой. Но можешь ответить на один вопрос…

— Я даже знаю, какой вы зададите — почему Сирано признался в любви Роксане только через 15 лет после смерти Кристиана? Хотя мог бы и не признаться. Вопрос, конечно, правильный.

— Нет, другой: почему в сцене под балконом она не отличила голос Кристиана от голоса Сирано, когда тот говорил от имени первого?

— Это кульминация признания в любви. А любовь — это немного сказка: ну, услышала другой голос… Если поставить себя в реальные обстоятельства, можно сейчас напридумывать все что угодно: ночь, тишина, оба говорили похожими голосами, старались говорить низко, или их плохо слышно, они постоянно орут… Но это все ерунда, ерунда... Тут — кульминация любви, а в любви есть элемент чуда. Вот вам и сказка…

Что украсть у Маковецкого

— Веришь ли ты в то, что роли сами выбирают артистов?

— Нет, не верю.

— Как же? Вот в спектакле «Наш класс» ты играешь Абрама. Пройдет несколько лет, и в фильме «Праведник» ты сыграешь похожего персонажа — Аббу Ровнера.

— Похожего. Но все равно это не подтверждает правило.

— Ведь это же удивительный спектакль — «Наш класс» Натальи Ковалевой, где блеснули актеры твоего поколения. Думал ли ты тогда, что будет «Праведник», а ты вернешься в те же страшные обстоятельства Второй мировой войны?

— Не думал, не мог себе представить. Но чтобы поддержать конфликт в разговоре, я все же не согласен с утверждением, что роли нас выбирают. Случай, случайность есть во всем. Но он всегда может повернуться в ту или другую сторону — вот такая странная вещь. И еще, получится спектакль или нет — тоже дело случая.

— А какой случай тебя привел на съемочную площадку «Праведника» к замечательному режиссеру Сергею Урсуляку?

— Думаю, это произошло, потому что Сергей Владимирович единственный из режиссеров, кто в театр ходит.

— Он пришел на «Наш класс»?

— Нет, когда-то давно ему понравился спектакль «В Париже», точнее, наша сцена. И помню, он вызвал меня на пробы какого-то фильма и говорит: «Надо бороду отрастить». Меня фоткали с бородой, а я все не становился похож на восточного человека. И тогда Сергей Владимирович говорит: «Давай ты у меня сыграешь другую роль — в «Ненастье», и я сыграл. Так что он меня уже знает, мы с ним дружим. Мне кажется, это какой-то невероятный режиссер, с невероятным чувством юмора. Если он актера видел, он ему очень доверяет. Помню, я пришел на читку, и он: «Ну, давай почитай». Я читаю и чувствую, что плохо. Думаю про себя: «Ну что ты читаешь?» И тогда он показал, а я просто за ним снял звук, грубо говоря.

— Ты его спародировал?

— Манеру речи. Главное, что у него очень сильное доверие к артисту, знает, что тот сыграет. Он, мне кажется, думает: «Он — артист прекрасный, сейчас его направлю». Какой-то монолог может дать, и вот — ты уже играешь. Мне кажется, он великий режиссер и еще человек прекрасный.

— Скажи, с Сергеем Васильевичем Маковецким ты встретился на съемочной площадке «Праведника». А на сцене встречались?

— Мы ничего не играем, но снимаемся.

— И какой он для тебя, человека другого поколения, партнер?

— Отличный — и поможет, и подскажет. И поговорить с ним можно потом. Вообще съемки в «Праведнике» были очень интересные — по людям, актерам, по режиссеру, по истории.

— Что бы ты хотел у него «украсть», то есть позаимствовать?

— Конечно, хотел бы поработать с ним. Мне кажется, что когда он что-то делает, точно понимает, куда сводится роль, про что он играет, и под это все остальное подгоняет. Непонятно объясняю?

— Понятно, но мне кажется, все актеры так делают.

— Далеко не все. А если и делают, то в разной степени. Просто это, мне кажется, одно из самых важных качеств. Я наблюдаю за ним и вижу, как он это делает.

«Ах, стейки аргентинские, стейки аргентинские…»

— Ты недавно летал на съемки в Аргентину. Что за фильм там снимали?

— Честно, я не знаю, как он будет называться. Режиссер Сергей Мокрицкий. Это сценарий про старообрядцев, которые из России уехали очень давно и жили в Латинской Америке коммунами, сохранили там свою веру. Но есть и современная жизнь, в их уклад, в любовь извне вмешиваются какие-то события. Что касается Аргентины… Представьте, вы прилетели из Москвы, из ноября, где люди ходят уже в шубах, в жару, и первое, что бросается в глаза, когда идешь по улице, — это синее дерево.

— Реально синее?

— Оно прямо фиолетовое и огромное, как дуб. И таких деревьев там много — синие-фиолетовые и розовые. С одной стороны, архитектура европейская, испанская, но глаз постоянно к этим деревьям приковывается. Они цветут фиолетовым и розовым, это завораживает, потому что ты такого никогда не видел. Я еще попал как раз в Новый год, в сезон, когда купаются. Зашел в океан, присел и вышел — холодно. Купаться можно, но по-нашему это как конец мая. Туда приезжают в конце декабря — это как у нас июль-август.

— Как тебе национальная кухня?

— Все хвалили стейки. Говорили: «Ах, стейки аргентинские, стейки аргентинские…» Ничего не понял про эти стейки — мясо и мясо, хорошо и хорошо — но не шашлык… Мне кажется, у нас круче то, что делают в Азербайджане, в Грузии. Когда мы на Кавказ ездили, вот там они разбираются в мясе по-настоящему. Еще я заходил в какой-то перуанский ресторан и там взял пять маленьких блюд: что ел, не знаю, но это было прямо такое, чего я никогда не ел. Ну, и вообще Аргентина — это солнце, люди визуально немножко другие, деревья, парки… Это лето, и ты знаешь, что приехал в него почти из зимы. Очень сильное впечатление. Пробыл я там дней 15.

— Смог бы там жить?

— Нет, конечно. Хорошо, когда океан, много солнца, но мне кажется, лучше, когда ты живешь дома и имеешь возможность в любой момент поехать на солнце.

— И, замечу, там нет Театра Вахтангова и театра «Около».

— Естественно, ты живешь там, где у тебя все родное. У меня родная сестра (сводная, по маме) в Америке живет. Много родственников по маме приехали туда из Баку, и раньше они нам предлагали: «Может, вы тоже приедете?» Я говорю: «Нет. Что я там делать буду?» Это совсем другая жизнь, там нет театра, нет места, где я родился. Можно перечислять все плюсы, но ты же здесь родился.

— А ты привязчивый?

— Конечно. Я иногда думаю — в какой ситуации сам могу уехать? Представляю себе очень пожилого человека, и у него никого нет, а дети, внуки в другом городе или в другой стране. Или он тут один будет, или поедет туда, где у него близкие, — тогда я понимаю мотивацию.

— Вот твой генерал Бочажок тоже один остался: жену похоронил, дочь с мужем из СССР свалила за бугор…

— Там другой характер. Если человек едет, значит, он в слабости находится, не знает, за что зацепиться. Нет, у генерала другое: во-первых, он родину очень любит, а во-вторых, у меня отец такой же, и меня тоже так воспитали.

— Отличное воспитание.

— И мама, и папа с детства приучили делать так: 9 Мая, парк культуры, берешь гвоздики и всем, кого видишь, их надо раздать. У мамы отец, дед мой, воевал, подполковником был, если не путаю. На фотографии у него брови вверх торчат, и я предложил в спектакле повторить эти брови. Я его помню, он был суровый. И мама, и сестра рассказывали мне про него разные истории. Очень интересный мужик был в плане поступков, очень смелый в проявлениях.

Не ждал не гадал, а оно упало на тебя

— В театральном институте ты делал самостоятельный отрывок по Шекспиру — из «Ричарда III». Прошли годы, и ты сыграл в своем театре Ричарда. И после этого будешь отрицать, что роль тебя не настигла?

— Да, мистика есть, согласен. Значит, я что-то делал, чтобы приблизить к себе эту роль.

— Может, ты что-то и делал, но могли роль не дать, а режиссер из Грузии мог не приехать на постановку. Кстати, когда ты репетировал «Ричарда», ты смотрел записи Михаила Александровича Ульянова, который в свое время тоже играл Ричарда в Вахтанговском?

— Конечно, я много смотрел, и эту запись тоже: спектакль Юрия Бутусова с Константином Райкиным и постановку театра «Одеон». Там режиссер, ему, как и мне, тоже 35 лет было, сам сыграл Ричарда, и грандиозно сыграл. Он такую птицу делал — очень круто. Смотрел спектакль Остермайера. У всех свое видение, свои трактовки, у каждого свои выдающиеся плюсы. А я…

Помню, когда мы с Римасом Туминасом репетировали «Минетти», я приносил ему этюды из «Сирано», из «Ричарда». Римас тогда увидел, как я читал из них как бы монологи. И мне кажется, что тогда он запомнил это. Конечно, здесь есть мистика, но я пытался сказать, что движение от тебя к роли тоже должно быть. Вы говорите: «роль находит», т.е. ты не ждал, не гадал, а оно упало на тебя. А я всегда что-то делал в этом направлении, какое-то движение с моей стороны было. Хотя всегда хотелось, чтобы что-то упало.

— Ты серьезный адвокат этого душегуба. Ричард настолько мощный, что хочется его прижать к груди и пожалеть.

— Да, в нем есть какая-то недолюбленность от мамы, какая-то недосказанность. Но в нем есть любовь. Вот к нашему предыдущему разговору: жесткая история, но у человека внутри есть какое-то стремление к любви, к матери… Есть живая кровь, чувства, стремление к чему-то светлому. Да, все загублено, захвачено стремлением к власти… Из серии — теоретически могло быть по-другому.

— Но за все и расплатился.

— Да. И в этом плане это удивительный спектакль, потому что он требует очень сильной отдачи. Это единственный спектакль, когда я прихожу очень рано в театр. Где-то часа за четыре минимум.

— И в буфет не зайдешь?

— Почему? Это все входит в подготовку. Ты ходишь, ходишь по театру, без всякого дела… Этот спектакль совсем не развлекательный, но его всегда очень хорошо принимают. Я могу на пальцах перечислить, что у нас на Новой сцене принимают так, как «Ричарда». Зрители встают, крики… Во время спектакля ты понимаешь, что они были с тобой, вместе мы провели в напряжении три часа. Ты чувствуешь эту тишину. И потом — такая сильная отдача.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...