Срочные новости раздела
В Театре Вахтангова щедро показали Пушкина

В Театре Вахтангова щедро показали Пушкина

На чёрном занавесе, который не раздвинется, а уплывет вверх, чуть выше центра светящимися буквами простого шрифта написано - «Повести». Их будет четыре из пяти, как четыре времени года, которые за три часа сменятся на Исторической сцене. И не условно, а во всей природной красе, с щедростью, так присущей пушкинской прозе - энергичной, лаконичной, богатой на образы, в свою очередь рождающие чувства различного свойства. Но чувства, которые пробуждают разум  ото сна. 

Шульев, который в прошлом сезоне отметился более чем успешным «Амадеем» с Гуськовым и Добронравова в главных ролях, свой пушкинский эпос начал почему-то с последней повести - «Барышня-крестьянка» и с пестрого лета. Масштаб постановки заявлен с первой же картиной - открытая, точно распахнутая сцена с неровным и разно уровневым ландшафтом, три мощных ствола вековых сосен, чьи кроны скрываются где-то под колосниками, играющие светом рассветы, сменяемые закатами… Открывшейся картинке не хватает разве что хора девушек из оперы «Евгений Онегин»: «Девушки, красавицы, подруженьки…». Средь трёх сосен бурно «младая жизнь кипит» сентиментальным сюжетом «Барышни-крестьянки», которой Пушкин, кстати, заканчивает повести ничем особо неприметного Ивана Петровича Белкина, являющегося литературной маской. Но у Шульева тут свой расклад, и логика его пасьянса становится понятна по мере того, как развивается  действие, а одно время года эффектно сменяет другое. 

«Барышней-крестьянкой» заявлен и жанр постановки - вполне себе реалистичный (натуральные сарафаны девушек, пальба из ружей и пистолетов в руках помещиков да господ офицеров, щебет птиц пробудившегося леса и так далее). К такому столичный зритель сегодня настроен будет скептически, не обнаружив в нем каких-то новых или радикальных смыслов. Но, во-первых, надо спасибо сказать молодому главрежу Вахтанговского, что не загрузил бедного Пушкина тем, чего в нем не было заложено на момент создания повестей в 1830 году, а оставил прозрачность и чистоту историй, передав их исключительно театральными средствами. Что, и это во-вторых, открывает красоту самого литературного произведения, сделал его живым, сегодняшним, несмотря на все реалии прошлого, существующие в них - от социальных сословий до отдельных слов, теперь не входящих в словарь современного человека. 

Но важная поправка - Анатолий Шульев все же ученик Римаса Туминаса. И будучи хорошим учеником Мастера он, оттолкнувшись от первого сентиментального сюжета, в следующих повестях обязательно произведёт слом реальной картины. Причём вдруг, внезапно, взяв в заговорщики себе все выразительные средства - резкие для остроты моменты световые переходы (Александр Матвеев), музыку (Полина Шульев) и, разумеется сценографию Максима Обрезкова, чья фантазия больше и богаче любых технических ухищрений современного театра. 

Во всяком случае счастливо завершившуюся летнюю историю любви первой повести буквально сдувает осенний листопад, налетевший с ветром и принёсший с собой «Выстрел». Тревога, сменившая озорную безмятежность «Барышни-крестьянки», будет постепенно набирать напряжения вокруг загадочной фигуры Сильвио, пока вдруг не перейдёт в отчаянный короткий танец офицеров, погруженный в приглушённый красный свет. И мизансцена так же быстро вернётся в спокойную исходную точку. 

Надо признать, что слом реальности исходит и от игры. В «Выстреле» - от исполнителя роли Сильвио - Александра Горбатова. Он и своей фактурой (высок, статен, глуховатый странный голос) выделяется на фоне остальных, и игрой, как будто жёсткой, ломкой, но магнетичной, во многом он соответствует представлению о пушкинском персонаже. Не случайно, именно после «Выстрела», завершающего первый акт, на сцену, как подрубленное, не падает, а буквально обрушивается одно из деревьев. Падая с грохотом, точно в рапиде, с характерным скрипом разламывающейся от собственной тяжести  древесины, оно разделит сцену на две части, став в акте втором стенографической метафорой. Метафорой потерянных, изменившихся, и не всегда в лучшую сторону, судеб героев других повестей. В отличие от так счастливо соединившихся влюблённых только в «Барышне-крестьянке».

Потери, разлука, случай и его игра людьми, как мячиком, рождают тот самый слом, который неизбежен в жизни каждого. Самый яркий произойдёт в «Метели», начало которой один в один рождественская открытка: благополучное семейство Гаврилы Гавриловича (Юрий Шлыков) с мирным укладом сельской жизни, обильно посыпаемого мягко и беспрестанной падающим снегом. Здесь счастлив даже кучер Тимошка. Скульптурность этой и других групповых сцен - явный поклон в сторону Туминаса, научившего Шульева выразительности пластического языка. И романтизация  планируемого тайного венчания Марии Гавриловны с Владимиром, и обаятельно-снежное, как детская игра, признание в любви вдруг опять опрокинется в мистическую картину венчания с незнакомым повесой, так похожую на страшный сон. Здесь режиссёр в одной сцене смонтирует две: страшный сон переходит в реальный рассказ о произошедшем с бедной Машей. И сыграна она чудесной Полиной Рафеевой в партнёрстве с Дмитрием Соломыкиным без видимых границ яви и сна. 

В своём спектакле Анатолий Шульев занял в основном актеров последнего поколения вахтанговской труппы, но чтобы те не чувствовали себя уж совсем щенками, брошенными в воду, укрепил корифеями и опытными артистами - Юрием Шлыковым, Александром Рыщенковым, Анной Антоновой - у них построенные на деталях обаятельные характерные образы. А Александр Рыщенков в заключительной повести «Станционный смотритель» предстал ещё и трогательным маленьким человеком Самсоном Выриным. 

В роли Ивана Петровича Белкина (в спектакле он назван человеком дороги) - Валерией Ушаков, и это единственный персонаж, проходящий через все повести и активно в них занятый на многих ролях. Игра Ушакова, актера музыкального, плотно занятого в репертуаре, нарочито неброская, но не лишенная иронии: ведь он на подаче и от него во многом зависит, как пойдёт игра, которую он начинает пушкинским стихом, стоя перед чёрным занавесом. И стихом же заканчивает - про младую жизнь, которая будет расти. Вопреки всему и всем смертям назло. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...