Срочные новости раздела
Николай Цискаридзе отмечает юбилей

Николай Цискаридзе отмечает юбилей

— На этой фотографии мне одиннадцать лет, я учусь в младших классах хореографического училища в Тбилиси, и все три года мы, школьники, танцевали в «Дон Кихоте» танец «Жмурки».

Когда Надежда Павлова приехала в Тбилиси, я сбегал с уроков, чтобы посмотреть, как она занимается, как репетирует. Но, так как я был круглый отличник, на мои чудачества закрывали глаза, понимая, что я побежал в театр, что мне нужен только балет. А я обожал Павлову, вырезал ее фотографии из журналов — в 70-х годах она гремела. Сол Юрек (легендарный американский импресарио. — М.Р.) говорил, что сначала он привез в Америку Анну Павлову, а теперь — Надежду Павлову, и теперь может спокойно умереть. Когда моя мама ругалась и говорила: «Никакого балета!» — я доставал с полки энциклопедию: там была фотография Надежды Васильевны, у нее была высоко поднята нога, и я тоже поднимал ногу, как на картинке: «Вот видишь, я так же могу!» — показывал я маме.

И когда Надежда Васильевна приехала в Тбилиси танцевать «Дон Кихота» и «Жизель», то у нее был такой успех, что ей добавили спектакли. И там я с ней танцевал «Жмурки».

Когда я уже стал артистом Большого театра, то Надежда Васильевна со мной очень быстро нашла общий язык, хотя человек она нелюдимый, не особо любит разговаривать, когда работает. Очевидно, потому что я все время стоял и широко распахнутыми глазами смотрел на нее. Мы подружились, и когда подошло время мне станцевать в «Жизели», я подошел к Надежде Васильевне: «Вы знаете, я пошел в балет, потому что я в вас влюблен. Хочу, чтобы моей первой Жизелью были вы». Она благосклонно согласилась, и ровно через десять лет, как была сделана эта фотография, 22 мая 1996 года, в День святого Николая, она меня ввела в «Жизель».

После «Жизели» мы с ней танцевали «Видение Розы», «Сильфиду» и «Шопениану», которая стала ее последним спектаклем в Большом театре.

Это мой педагог Петр Антонович Пестов — я к нему попал в класс, когда из тбилисского перешел в московское училище, и это, конечно, определило мою судьбу. Он был признанный гений в мире, и отовсюду к нему приезжали учиться, как надо преподавать балет, потому что все его ученики были премьерами, народными артистами СССР — Гордеев, Богатырев, Анисимов… Никто бы меня никогда не выучил так, как Пестов.

Мне вообще с первого дня везло, как я решил заняться балетом. На мои феноменальные способности всегда находился тот педагог, который был нужен этим способностям. Когда Петру Антоновичу сказали, что в Тбилиси есть способный мальчик, и попросили посмотреть меня, он ответил: «Да не буду смотреть. Если ты говоришь, что мальчик способный, отчислить я его всегда успею». И он меня взял. Я пришел в класс, который он учил уже не один год. Там были свои звезды, свои наработки, победы, недостатки, но через месяц я стал лидером класса, и детям было обидно, что внимания Пестова мне доставалось больше, чем им. И так было до последнего дня, пока я не окончил школу.

Петр Антонович был самым главным для меня судьей, я всегда привозил его на все спектакли из Штутгарта. Он сам был учеником легендарного педагога Александра Ивановича Пушкина, который вырастил Нуреева и Барышникова. Что интересно, Пушкин — одноклассник Марины Тимофеевны Семеновой, которая меня учила танцевать и преподавать в Большом театре.

Учеба у Петра Антоновича — это не кружок «Умелые ноги», а дисциплина нечеловеческая. В армии, я думаю, было гораздо легче. Все было жестоко и жестко, но в этой жестокости к нам была необыкновенная любовь и забота о нас. Он учил профессии точно так же, как теперь учу я. Он был «священной коровой» Московского хореографического училища. Его многие не любили, но с ним никто не спорил нигде и никогда. Все доводы оппонентов разрушались о его гениальность, потому что каждый его выпуск заканчивался выдающимся танцовщиком, а выпуски оппонентов очень часто заканчивались ничем.

На его строгость никто не обращал внимания — наоборот, когда ученик стоял за дверью и плакал, проходившие мимо гладили его по головке: «Ничего-ничего, скоро звездой будешь». Раз Пестов выгнал — значит, карьера уже удалась, а крик Пестова означал, что ты самый выдающийся ученик.

Марина Тимофеевна Семенова. На этом фото — ее 90-летие на сцене Большого театра, сделанное прямо во время ее юбилея 30 мая 1998 года. Он начинался с небольшого класса, где мы, ее ученики, показывали урок. Надо сказать, что мне ужасно повезло в том, что когда я пришел в Большой театр, эта выдающаяся женщина обратила на меня внимание. Я пришел в сентябре, а в октябре мы уехали на большие гастроли в Лондон. Тогда Юрий Николаевич Григорович сразу решил сделать из меня премьера, и все мои премьеры случились именно в Лондоне. После первого спектакля (это было 13 января 1993 года) стало очевидно, кого зрительный зал принимает громче всех. А мне только что исполнилось девятнадцать…

Когда закрылся занавес, ко мне подошли три человека. Галина Сергеевна Уланова, которая спросила: «Мальчик, ты откуда?» Я рассказал, что только выпустился из школы, и три месяца, которые они меня не видели, я готовил роли, а в Большом еще ничего не танцевал. Потом Марина Тимофеевна Семенова поинтересовалась: «Мальчик, хочешь хорошо танцевать?» «Да», — ответил я. «Ну тогда приходи завтра в класс». А третьим был Григорович, безумно счастливый, потому что его авантюра выпустить девятнадцатилетнего мальчишку сразу на премьеру в Лондоне сработала. Пресса была великолепная, и сколько бы я потом ни танцевал, главный балетный критик Англии Клемент Крисп не раз вспоминал тот бум, что произошел на «Ромео и Джульетте».

Кстати, одна ученица Семеновой, услышав тогда ее слова, мне сказала: «Если ты не дурак, не упусти эту возможность». Я позвонил маме из Лондона, рассказал все, и мама сказала: «Ника, пойди, она будет твоей второй мамой». Я решил, что это ее очередные чудачества, но пошел.

Дальше Марина Тимофеевна учила меня одиннадцать лет; вместе с Пестовым также учила меня преподавать. И она действительно стала для меня второй мамой, бабушкой, самой близкой подругой, доверенным лицом. Мы настолько были близки и дружны, что она стала одним из самых важных людей в моей жизни. Она меня по-настоящему сформировала, вырастила из меня артиста, в чем-то принципиального и несгибаемого человека. Понимая, что в балете я еще ребенок, что мне многие завидуют, не прощают раннего успеха, она много лет меня прикрывала, не давала никому обидеть. Уланова и Семенова объединились и защищали меня в то время.

Когда я уже окреп и подрос, она сказала: «Ну все, Колька, ты — самостоятельный». А в 2003 году ей исполнилось 95, и она решила, что больше не придет в театр, что устала преподавать, и свой класс, который вела более шестидесяти лет, отдала мне. Так я стал педагогом Большого театра и с тех пор, как она ушла, без остановки вел класс.

Она никогда нас не журила при людях — тогда еще был приличный театр. Но когда пришло другое руководство, оно стало вести себя очень некрасиво, они оскорбляли и Уланову, и Семенову, театральная этика стала совсем не очень. И вот один раз закончился спектакль, руководитель балета (не буду называть его имя) подошел к ученице Марины Тимофеевны и при ней же стал высказывать замечания ее ученице. Я стоял рядом. Марина Тимофеевна оборвала его: «Если у вас есть замечания, вы прежде всего должны их высказать мне. Нельзя так себя вести с балеринами, с премьерами. Вы должны уметь владеть собой». И этот руководитель, который, кстати, был одним из ее учеников, резко повернулся к ней: «Да что вы помните? Вы в том возрасте, что уже ничего не помните». Не подав вида, она впилась ногтями (а они у нее были длинные) в мою руку так, что я думал, она ее проткнет. Но ни один мускул на ее лице не дрогнул, и мы с ней ушли.

«Пойдем выпьем вина», — сказала она, и мы пошли в ресторан, сидели, разговаривали. «Колька, запомни, так по-плебейски себя вести никогда нельзя», — сказала она. Она не опускалась до выяснения отношений, этот человек для нее просто умер. Она даже не повернула в его сторону головы. Однажды сказала, что его из театра скоро выгонят, и действительно выгнали через несколько месяцев — я уверен, что она к этому приложила руку. И я в этом очень похож на нее стал: тот человек, который оскорбил мою профессию, мой театр, моего ученика… этим людям я не завидую.

Уланова и Васильев. 1996 год. Владимир Васильев решил, что я должен танцевать Нарцисса в одноименном балете, и меня включили в программу концерта, где я должен был исполнять эту партию. Галина Сергеевна со мной ее готовила. Фотография сделана в тот момент, когда я уже показывал им готовую партию.

Так получилось, что сначала я приходил на репетиции к ее ученицам — к Алле Михальченко, Нине Семизоровой, они были моими постоянными партнершами. С Ниной мы танцевали «Сильфиду», посмотрев которую, Галина Сергеевна сказала: «Коленька, вы очень хорошо танцуете. Но то, что играете, не имеет никакого отношения к этому спектаклю. У вас не сделана роль». Я попросил ее помочь. Она согласилась, но прежде позвонила Семеновой: «Марина Тимофеевна, можно я буду с Колей готовить роли?» — «Конечно, Галина Сергеевна». И я приходил к ней, и она потихонечку начала заниматься со мной по системе Станиславского, учила настоящему русскому психологическому театру. Это были в основном занятия по актерскому мастерству, по пантомиме. Мы с ней переделали роль, а после смерти моего педагога она помогала мне и с другими ролями. Если бы не Галина Сергеевна, то мой взгляд на исполнительское мастерство артистов балета был бы совсем другим. Я обязан ей всеми своими актерскими работами. Я изучал все ее роли, и теперь, если поставить видеозапись какого-нибудь спектакля, я с закрытыми глазами могу сказать, что она в данный момент на сцене делает.

Николай Фадеечев. Это я с ним репетирую Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери». Николай Борисович — один из самых выдающихся танцовщиков XX века. Когда умер мой педагог Симачев, то Уланова и Семенова в один голос повторяли: «Тебе надо работать с Колей». Я пришел к нему, а он говорит: «Колька, если ты будешь меня слушать — возьму». И так мы с ним до конца его жизни и работали.

Он был главным принцем Советского Союза, партнером Улановой, Плисецкой. Культуру танца, которую прививал он, не мог привить никто. В отличие от Пестова и Семеновой, которые были громогласными людьми, он, как и Уланова, был тихим, но с юмором. Показывал потрясающе, по залу со мной бегал, прыгал. Пианисты, которые работали с ним по многу лет, рассказывали, что с другими артистами он, репетируя, со стула не встает.

Когда его не стало, жена его старшего сына, невестка, рассказала, что, вспоминая своих учеников, обо мне Николай Борисович говорил так: «Коко — это десерт». Я иногда возмущался: «Николай Борисович, ну почему вы не требуете от других учеников (а у него их было немало) того, что все время требуете от меня?» «А они не Цискаридзе», — отвечал он, глядя на меня лукаво. Или, когда я стал взрослеть, предлагал ему что-то опустить в танце, на что он неизменно отвечал: «Коля, автор жив». Если он после спектакля подходил и говорил: «Сегодня было удачно», это означало — Госпремия. Но если говорил: «Не надо так делать», я понимал, что Верховный Совет издал строгий приказ…

Ролан Пети. Этот снимок сделан в Москве, когда Ролан приехал ставить в Большом театре «Пиковую даму». Успех, который получил этот спектакль, описать трудно: всевозможные награды, включая Госпремию, — Ролан Пети по сей день остается единственным иностранцем, который получил Государственную премию России. А на этих фотографиях мы репетируем с ним характерную роль Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери». Танцовщики моего уровня — танцоры-нобль — никогда не танцуют характерные. Но Ролан понял, что я хочу раздвинуть свое амплуа, и пошел к руководству. И вот на фотографии запечатлен момент репетиции сцены, когда Квазимодо убивает Флер де Лиса и скидывает его с собора.

Встреча с Роланом Пети — это встреча с фантастическим пластом культуры. Он многое изменил во мне, приоткрыл абстрактную манеру игры, которая оказалась присуща русскому драматическому театру, и я ею владел на тот момент. И потом, где бы мы ни встречались — в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Париже, — везде ездили с ним по каким-то удивительным местам, музеям, замкам, он мне все показывал. Уходил он сложно, у него был Альцгеймер, но общались мы практически до его последнего дня.

Екатерина Максимова. Эта фотография сделана в Лондоне. Я повел Екатерину Сергеевну в Тауэр. А ей как раз только исполнилось шестьдесят лет, но она выглядела как девочка. Приходим, стоим в очереди за билетами, и я читаю объявление: «Людям старше шестидесяти лет вход бесплатно». Спрашиваю: «Екатерина Сергеевна, у вас паспорт с собой?» Когда же она узнала, для чего нужен паспорт, засмеялась: «Коленька, посмотри на меня — кто тебе поверит, что мне шестьдесят?..»

Когда я пришел в театр, Екатерина Сергеевна очень быстро обратила на меня внимание. Она раньше многих приходила на класс, всегда делала разогревающую гимнастику. А я тоже приходил рано, садился на шпагат и разгадывал кроссворды, которые у меня всегда были с собой. «Почему вы не греетесь?» — спрашивала она. — «А мне не надо». И так мы познакомились, а потом стали общаться. Всех ее учениц, если это был мой спектакль, я вводил в роли. Когда мы летели куда-то на гастроли с Большим театром, зная, что мы дружим, нас сажали всегда рядом. А я когда сажусь в самолет, сразу засыпаю, а она без снотворного не спала и поэтому каждый раз толкала меня: «Ну поговори со мной хоть минутку». То, что она со мной дружила и подпустила к себе, — большой подарок для меня.

Джон Ноймайер. Это репетиции балета «Сон в летнюю ночь». Я сижу у его ног в образе Тезея герцога Тосканского (в спектакле у меня было две роли), а он показывает Свете Захаровой, что нужно делать ее Ипполите. Великий хореограф приехал в Москву ставить свой спектакль, а для меня он был совершенным воплощением Шекспира на сцене. Джон окончил университет, у него степень шекспироведа. «Николя, в моих балетах нет ничего случайного», — говорил он, продолжая рассказывать, когда я его торопил репетировать: «Все очень интересно, Джон, но у нас мало времени». Он был удивлен, сколько я знаю о Шекспире, и по-особенному ко мне относился. Потом я летал к нему в Гамбург по его приглашению, участвовал в его гала-концертах.

Юрий Григорович. Он для меня — все. Этот человек определил мою судьбу 4 мая 1992 года, в день государственного экзамена. Только что развалился Советский Союз, но в Большом театре действовали еще старые правила. Параллельно со мной училось очень много актерских детей, и все места в театре были заняты ими и знакомыми знакомых. Было всего десять мест. Когда закончился госэкзамен, Григорович сказал: «Грузину — «пять», и взять в театр». Ему сказали, что все места заняты. «Дайте список». Дали. Он посмотрел, понял, что ни одну фамилию вычеркнуть не может, и тогда своей рукой сверху списка, выстроенного в алфавитном порядке, написал мою. Этот список никто не посмел перепечатать, и номером один я был принят в театр, а потом уже эти десять человек.

И когда я пришел в сентябре в труппу, мне сообщили, что меня вызывает Григорович. А восемнадцатилетних туда не вызывали. Прибегаю, он со мной поговорил и нарисовал план на ближайшие три года. Туда входили «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Голубая птица», «Легенда о любви», где для меня есть роль, о которой я не мог и мечтать, — Ферхада. Эту роль исполняли обычно маскулинные артисты. Я удивился, а он сказал, что роль придумывал на Рудика Нуреева. «Но он не танцевал, а теперь появился ты», — добавил Юрий Николаевич.

Он очень грамотно вводил меня на все роли, очень бережно относился к «материалу», который получал, и никогда не давал роли не по амплуа. Первым у него для меня шел «Щелкунчик»: меня протестировали и решили подождать. На следующий год — то же самое. Меня выпустили только через два с половиной года.

Когда в Большом в 1995 году был переворот, против Григоровича подписали бумагу все, кроме меня. И он никогда этого не забывал. Хотя нас не раз пытались столкнуть, рассорить, ни у кого ничего не получилось, потому что он как Марина Тимофеевна Семенова: для него есть вещи, из-за которых он никогда не повернет головы. Я обожаю его спектакли, даже те, в которых не танцевал, например «Иван Грозный».

Две недели назад я с ним разговаривал, спрашивал про здоровье, а он рассказывает мне, как я великолепно танцевал и как много сделал для академии сейчас: «Колька, ты такой честный, так хорошо работаешь, я хочу, чтобы ты это услышал».

● ● ●

Люди, с которыми я общался, — я у них у всех учился: как Максимова преподает, как занимается, часами наблюдал, как Григорович ведет репетиции, массовые или сольные. Мне все интересно, потому что сейчас я все это стараюсь претворить в своей работе.

И самое ценное во мне — то, что я русский артист, русский танцовщик, премьер Большого театра. Я один из тех людей, при упоминании чьей нерусской фамилии у всякого человека возникает цепочка: русский балет — Большой театр. И если бы не было этих людей, о которых я рассказал, не было бы и меня.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...