Срочные новости раздела
Бесполое кино: зачем отменили женские и мужские награды на Берлинале

Бесполое кино: зачем отменили женские и мужские награды на Берлинале

Ликуют и многие актеры. Например, Тильда Суинтон, сыгравшая немало андрогинных и квир-персонажей, заявила, что делить себя на разные категории и ячейки — это пустая трата времени. «Сама идея того, чтобы быть вогнанными в те или иные рамки, вызывает во мне клаустрофобию, — красноречиво высказалась она. — Мне грустно от того, что нужно называть себя исключительно мужчиной или исключительно женщиной. От этого меня клонит в сон. Так что браво, Берлин».

Руководители Берлинале, Мариэтт Риссенбек и Карло Шатриам, объяснились на этот счет витиевато: «Мы считаем, что отмена разделения наград по признаку пола — это сигнал к более чувствительному пониманию в киноиндустрии». Как говорил один наш киногерой, «вон оно что, Михалыч!». А выглядит, если уже честно, как сигнал о простой немецкой экономии: кризис, мол, на дворе, нечего много металла пускать на статуэтки «Золотой медведь» для победителей. Но если отнестись к этому вопросу без шуток, то представителей киноиндустрии можно понять. Более того — понимание крайне необходимо, ибо эксперты уверены: скоро примеру берлинского фестиваля последуют и другие крупнейшие кинофорумы и премии, включая "Оскар".

Вот, допустим, Билли Портер блеснет талантом и будет претендовать на очередную высокую награду. Как оглашать его, яркого представителя квир-сообщества, в какую категорию смущенно заталкивать — лучший актер? Актриса? Все вместе?

Портер с февраля прошлого года известен даже тем, кого мало интересует кино. Явившись на вручение премии "Оскар" в платье, которое в верхней части представляло собой смокинг Джеймса Бонда, а в нижней — бальный туалет Анны Карениной, он в одночасье стал героем мемов и звездой Интернета. «Чувак, ты лучше всех!» — писали ему свои люди, а также пользователи с чувством юмора. Радикалы всех мастей молча плевались. Они же зашлись в криках возмущения в начале этого года, когда было объявлено, что, на минуточку, афроамериканец Портер сыграет фею-крестную в очередной версии «Золушки».

Трудно сказать, лидировали ли по части эмоций консервативные россияне, но можно быть абсолютно уверенными — не плелись в хвосте. Хотя нам ли переживать за судьбу феиной идентичности? Вспомним, у нас в старой доброй «Золушке» 1947 года волшебница не одна, ее, можно сказать, полторы, ибо крестную сопровождает мальчик-паж. И, заметьте, ребенок выполняет важнейшее, можно сказать, сюжетообразующее действие: вручает хрустальные башмачки. Опять же, можно повеселиться и предположить, что Евгений Шварц, автор одноименной пьесы и сценария, следовал негласным советским догмам, звучащим примерно так: «Бабе серьезного дела поручить нельзя, она его враз завалит! Надо с ней отправлять хоть какого-нибудь мужика». Однако он, скорее всего, ввел парнишку для того, чтобы у крестной был повод произнести слова: «Мальчик влюбился! Мальчуганам полезно безнадежно влюбляться. Они тогда начинают писать стихи, а я это обожаю». Таким образом, с высоты нашего времени мы можем обвинить Шварца в объективизации женщины и воспевании манипуляций. Справедливости ради отмечу, что в фильме эти слова не прозвучали, их вычеркнули из сценария.

Но вернемся к гендеру. Еще одна наша «Золушка», современная — ромком «В ожидании чуда». Там к девушке Майе, страдающей без дружбы и любви, является не кто-нибудь, а фей Пафнутий! Кстати, в дипломе у него указано «Фея». «Опечатка, девчонки в деканате проглядели», — смущенно жалуется фей. «Знаем мы эти ваши опечатки!» — с таким выражением лица слушает его Майя.

Куда было деваться иностранцам? В начале 70-х на экраны вышла чешско-немецкая сказка «Три орешка для Золушки», в одночасье ставшая популярной во всем мире. Так там в качестве феи выступает… орешник! (Кстати, существительное мужского рода.) Сейчас это можно воспринимать, многозначительно выгнув бровь, — учитывая, что года два-три назад в разных странах мира были зарегистрированы браки человека и растения.

Много позже не осталось в стороне американское кинопроизводство: в популярном сериале «Удивительная миссис Мейзел», истории про Золушку стендапа, фея Сюзи имеет облик крепкого сантехника с вантузом (волшебная палочка, если кто не догадался).

Но еще до Мейзел американские криэйторы в одной из версий лишили неприкосновенности главную героиню: в комедии 2015 года «Модная штучка», очередной вариации сказки, Золушка-Кейт на время с помощью костюма и грима превращается в юношу. В этом обличье она влюбляется в симпатичного молодого человека, создавая тем самым весьма щекотливые, к счастью, вполне невинные моменты…

Не про Золушку, но тоже про принцессу (и это опять наша история): в киносказке «Веселое сновидение, или Смех сквозь слезы», снятой в 1976 году, сын шахматного короля и по совместительству правителя Страны игр, болезненный мальчик по имени Чихалья, в итоге оказывается… девочкой! Правда, тут причина травести вроде бы как весомая: у короля должен быть наследник, а наследница — это практически дурной тон. Так что мы можем отсюда, из 20-х годов XXI века, обвинить автора сценария Сергея Владимировича Михалкова в пропаганде сексизма.

Что касается Билли Портера, который сейчас уже наверняка усиленно зубрит: «Ах, милая фея!» и что-то подобное из роли... Сдается мне, его легко можно было отстранить от роли силами какого-нибудь фемдвижения. Представьте: группа голливудских активисток пишет письмо титанам индустрии, жалуясь на то, что факт передачи женской роли Портеру является не чем иным, как ущемлением прав дочерей Адама и Евы. Для большей убедительности авторки бряцают тезисом, что это, дескать, возврат к замшелому Средневековью, когда в театре играли только Адамовы и Евины сыновья. Ну, а в конце выдвигают своего кандидата — например, красавицу Зендаю. Тоже брюнетка, красавица и талант, и тоже не подпадает под определение «белый человек». Но такого, разумеется, не будет: в эпоху толерантности все предпочитают помалкивать во избежание громких скандалов. Дрязг на фабрике грез и так хватает, а спокойно работать и хорошо зарабатывать хотят все.

Оно вроде бы как и правильно: новое время, тренды, герои. Кто знает, может, Портер так сыграет, что защемит сердце у всех его критиков, что все они напишут ему покаянные письма с признаниями, что, дескать, тебе, любезный Билли, удалость-таки сказать новое слово там, где никакой оригинальностью уже и пахнуть не должно. В конце концов, и паж из нашей старой «Золушки» мил, и Пафнутий из новой обаятелен. Однако тут два «но». Во-первых, «В ожидании чуда» — не история замарашки-принцессы в чистом виде, которую с самого детства любят миллионы людей, а вольный пересказ. Во-вторых, подлинная сказка с архетипом «мудрец», в качестве которого выступает Фея, имеет очень глубокий смысл, она о женском становлении, обряде инициации. Взрослая женщина показывает и рассказывает юной, каков он, этот мир. И, на мой взгляд, размывание этой идеи крайне нежелательно.

Но, коль мир сегодня настолько ратует за терпимость и равные возможности, то так тому и быть. Тогда, кстати, и актрисы, наверное, в скором времени будут получать приглашения на роль Супермена и крестного отца итальянской мафии.

В конце концов, чего бояться россиянам? Возмутительные фильмы, бьющие по личным ценностям, можно не смотреть. Детям подробно объяснять, что к чему, передавать свои убеждения (не факт, что они их примут, но это уже дело второе). И баланс будет вполне соблюден.

Я, признаться, опасаюсь такого уровня толерантности, когда нам станут объяснять, что грешно колотить авоськой по голове грабителя, встретившего нас в темном переулке словами «Жизнь или кошелек?», что необходимо в целях дальнейшей гуманизации общества кротко отзываться: «Карта? Наличные?» Искренне надеюсь, что к этому человечество не придет.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

Как только опустили занавес, после паузы от пережитого публика начинает аплодировать, ждет выхода артистов на поклоны. Но вместо этого открывается совершенно неожиданная картина — на сцене появляется
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

26 сентября Всероссийский юношеский симфонический оркестр дал первый концерт в рамках тура по России. Оркестр участвовал в праздновании 500-летия города Тулы, однако без Юрия Башмета, который должен
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

Победителей определяли по двум номинациям: приз зрительских симпатий и Гран-при. Тут мнение взыскательного жюри и пришедших на церемонию поклонников поэзии разошлись. Зрительское голосование отдало
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

В тактике полного абстрагирования от ожиданий есть немало плюсов. Собираешься на спектакль не известного тебе театра, где нет громких фамилий артистов, и не надеешься на гарантированно отличный исход.
подробнее...

К 100-летию мастера киноканал «Мосфильм.Золотая коллекция» показывает его дебютный фильм «Судьба человека», снятый в 1959 году о  русском солдате, прошедшем немецкий плен, но  и не утратившем
подробнее...

Во время виртуальной пресс-конференции между Россией и Китаем организаторы признались, что из-за пандемии они столкнулись с беспрецедентными трудностями, которые не позволили провести форум, как
подробнее...

На полюсах при этом сходятся все векторы и линии магнитных полей, защищающие жизнь на Земле от смертоносной радиации — этого жуткого, темного, мрачного, безвоздушного, жестоко-тоталитарного космоса.
подробнее...

Этот роман Хораса Маккойя хорошо известен по знаменитой экранизации режиссера Сидни Поллака (1969 г.). Речь в нем идет о танцевальном марафоне времен Великой депрессии в США. Роман написан в 1935-м,
подробнее...

Напомним, что премьера второй части картины прогремела в конце августа в Сыктывкаре. Город был выбран не случайно: именно в столице Республики Коми настоящий Максим Шугалей стал депутатом Госсовета от
подробнее...

Олег из тех, кого можно смело назвать музыкальным умельцем. Он родился в Приморском крае и начал разрабатывать ниву влад-попа еще до активного вмешательства Ильи Лагутенко. Чубыкину не так везло на
подробнее...

Чаще всего автор МК, изнемогая от жажды справедливости, попросту меняет местами причину и следствие. Так, он пишет, что я, «обидевшись» на театр им. Вахтангова за то, что мой спектакль «Козленок в
подробнее...

Дебютное стихотворение «Первенец» Луиза Глюк выпустила в 1968 году и довольно быстро получила признание как один из самых значительных современных поэтов. У лауреата Нобелевской премии немало регалий
подробнее...

НежностьОна была полная, зеленоглазая, с наглым взглядом и хищными, как у кошки, ногтями. Мурашки по коже пробегали, когда брала в руки принесенные пиджак и брюки.Но деться некуда: срочно требовалось
подробнее...

Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский,
подробнее...