Срочные новости раздела
«Бородинская панорама» будет реставрироваться на глазах у посетителей

«Бородинская панорама» будет реставрироваться на глазах у посетителей

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в павильоне на Чистых прудах в Москве в августе 1912 года. На нем  присутствовал сам император Николай II. Полотно было написано  в Мюнхене в течение 11 месяцев. Его длина составляет 115 метров, а высота – 15. Холст с красочным слоем  весит 3 тонны. На нем запечатлено сражение при селе Бородино 7 сентября 1812 года Кисти Рубо также принадлежат панорамы «Штурм аула Ахульго» (1896) и «Оборона Севастополя» (1905).

После революции полотно демонтировали. Оно хранилось в нескольких помещениях, включая Донской монастырь и сад «Эрмитаж», и даже под открытым небом. В 1948- ом его решили восстанавливать. Тогда и выяснилось, что 142 кв.м безвозвратно утрачены, а изображение неба настолько обветшало, что не подлежало реставрации.  Пришлось его отделить. Холст истлел, на нем образовались  складки и разрывы. Краска осыпалась, часть полотна была в пятнах. В 1959-ом группа реставраторов под руководством Павла Корина занялась восстановлением. А летом 1962-го живописное полотно установили в специально построенном музее на Кутузовском проспекте, который открыли в октябре того же года в присутствии Юрия Гагарина, министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, маршалов Буденного и Ворошилова. Но в 1967 году пожар уничтожил  часть полотна. Восстанавливали  его быстрыми темпами за 4 месяца. При помощи осетрового клея уцелевшие куски приклеили к новому полотну, а художники студии Грекова дописывали утраченную часть панорамы. Для написания батальных сцен при помощи оптических приборов на холст проецировались снимки с цветной кинопленки  4-ой серии «Войны и мира» Сергея Бондарчука, а также фотографии немецкого фотографа Шраде. 

В 2011-ом проводилась работа по удалению загрязнений, но полномасштабной реставрации полотно не знало с 1967-го года. Осетровый клей, при помощи которого наклеивали оригинальный и уцелевший холст Рубо на новый, теперь приходится убирать, поскольку холст утратил эластичность, на нем образовались фалды.

Часть панорамы находится в аварийном состоянии, о чем не подозревают посетители. Для того, чтобы понять, что происходит, нужно спуститься вниз, пройти под смотровой площадкой. Тогда все изъяны времени станут очевидны.    

На протяжении прошлого года велась исследовательская работа, отрабатывалась методика реставрации на основе подлинного фрагмента площадью 3 кв.м., уцелевшего во время пожара. В этом же году будет спроектировано и изготовлено инженерное оборудование для реставрационных работ в панорамном зале, смонтирована новая система освещения. В 2022-2023 годах  реставраторы начнут работу аварийного участка. Посетители смогут наблюдать за процессом, участвовать в мастер-классах. Откроется Школа молодого реставратора, где можно будет поработать  руками. Недоступные пространства посетители смогут  увидеть во время трансляций с использованием VR-технологий. В сентябре будет готова 3-D модель, которая позволит зафиксировать все дефекты панорамы и то, что будет в итоге сделано по их устранению. Часть восстановительных работ пройдет в сложных условиях, поскольку полотно близко прилегает к стене здания.  

Вместе с директором музея Владимиром Пресновым мы побывали не только в панорамном зале, но и в помещениях, куда открыт доступ только его сотрудникам,  специалистам и реставраторам. Работа там идет, просто посетители ее не видят. 

-   После войны панорама была в ужасном состоянии – прогнившая, заплесневевшая. Жуть! Пришлось все отрезать по линии горизонта, заново прописывать небо, - рассказывает во время нашего путешествия Владимир  Преснов. - После открытия музея в 1962 году вдруг обнаружилось, что здесь очень душно. Некоторые посетители падали в обморок. Установили систему кондиционирования, которая на тот момент была  даже хорошей. Но в 1967 году случился пожар в панорамном зале, и две трети полотна погибло в огне. Уцелело пять фрагментов.   Представьте себе, в конце июля 1967-го случился пожар, а  в ноябре панораму уже открыли. Я не могу сейчас представить такие сроки, ведь надо все расчистить, принять решение, найти холст, краски и самое главное – специалистов.  За 4 месяца художники студии Грекова практически создают то же самое, что было создано за 11 месяцев. Тогда же выяснилось, что нет даже хорошего слайда, фотографий, на основе которых можно было бы все воссоздавать. Вспомнили, что какой-то немецкий турист делал здесь слайды. Была организована экспедиция в Восточную Германию, слайды привезли. И все это за 4 месяца. Торопились к 50-летию Октябрьской революции. Тот материал, который тогда был использован, - хороший, но прошло более 50 лет. Клей утратил эластичность, начал ломать приклеенную часть, появились фалды. Спешка  ни к  чему хорошему не приводит. Но я не брошу камень в этих людей. Они сделали все возможное. И сейчас вроде бы все идеально, но  глаз реставратора  и художника сразу заметит изменения. Вы их сейчас увидите и поймете, что мы все это затеяли не от хорошей жизни. Сегодня вы увидите этого «больного». Мы его будем лечить, вылечим  обязательно, и все вместе будем радоваться. Панорама «Бородино» считается одной из лучших в мире. Она создана по всем канонам, создает эффект присутствия. Нам хочется спасти полотно. 

Все, что мы делаем, будет доступно для посетителей. В этом году мы проектируем и разрабатываем железные конструкции, лестницы, подиумы, на которых будут работать реставраторы не только перед полотном, но и  за ним, а это  сопряжено с определенными сложностями. Полотно близко прилегает  к стене здания. В таких сложнейших условиях будет проходить реставрация. 

Мы находимся около аварийного фрагмента. Вы видите фалды, которых невидно сверху. Ломается холст.  Изменения произошли из-за неправильного климата. Наша задача – не снимая полотна, все отклеить, вычистить, посадить на новый более современный и эластичный клей, который позволит существовать этому полотну еще много десятилетий. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

О том, как произошла их первая встреча, как продолжилась работа, спустя несколько лет, нам рассказал кинорежиссер Мурад Алиев, которого Лановой называл как Станиславского – Константином Сергеевичем.
подробнее...

Артистка опубликовала снимок из самолета, причем, поклонники разглядели на руке Светланы помолвочное кольцо."Прилетела. У меня для вас есть новость. Все подробности завтра", - загадочно подписала
подробнее...

10:13 Звучит музыка из фильма "Офицеры". Легендарная песня "От героев былых времён" в исполнении Ланового. Пробирает до мурашек.10:11 Пока со сцены не звучат речи. Только голос Ланового. Стихи в его
подробнее...

Дело происходит в Готэме, где и полагается обитать Бэтмену. Но город этот не вымышленный американский, а наш  советский.  Сергей Епишев играет  «темного рыцаря застоя» Толю Дудочкина, напоминающего
подробнее...

- Василий Семёнович многие десятилетия был членом нашего учёного совета и настоящим другом музея, – говорит Евгений Богатырёв. – Традиция дружбы музея с театром им. Вахтангова существовала всегда, но
подробнее...

О смерти актера сообщил директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.16 января Лановому исполнилось 87 лет.Ранее сообщалось, что Василий Семенович в начале января был доставлен в больницу с
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

На показ картины на большом экране собрались в основном выпускники и студенты ГИТИСа. Павел Деревянко был приглашен в качестве гостя, представил фильм,  в котором снимался, наряду с другими
подробнее...

- В тот день даже представить было невозможно, что больше мы с ним не встретимся на сцене. «Последние Луны» уже стояли в афише на февраль, работа шла своим чередом. Хотя в тот день Василий Семенович
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Но она, сама Алла, — это часть единого целого, часть такой крепкой ее любви, советской ячейки общества со Стаханом Рахимовым. Йошпе и Рахимов — это нераздельное, это само собой разумеющееся, это инь и
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

В семилетнем возрасте родители отправили Василия Ланового вместе с сестрами к дедушке и бабушке. Там, под Одессой, он пережил страшные минуты, когда немецкий солдат полоснул огнем над его головой.
подробнее...

9.00. Старый Арбат. Театр им. Вахтангова. У главного входа собираются телевизионщики с камерами. На светящихся афишах по всему фасаду, где обычно можно видеть фото из спектаклей, — только Василий
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Таким образом, еще до того, как были проведены хоть какие-то следственные действия, музыканту фактически объявили бойкот, а его карьера вполне может оказаться в руинах. Деятельность шок-рокера всегда
подробнее...