Срочные новости раздела
Герои романа Достоевского ожили на полотнах Бориса Непомнящего

Герои романа Достоевского ожили на полотнах Бориса Непомнящего

В беседе с корреспондентом «МК» Борис Непомнящий рассказывает, что впервые сделал несколько иллюстраций к роману «Братья Карамазовы» в 1978 году. Это были четыре графических листа, выполненные в технике цветного офорта. Исследователи обращают внимание, что «образы офортов отстранены от зрителя, они где-то там, далеко. Они очищены от бытовых черт, но вместе с тем вполне узнаваемы и не противоречат тексту». Особенно ярок образ Ивана Карамазова, демонстрирующий размышления героя над «проклятыми» вопросами о мире, Боге, «слезинке ребёнка». Непомнящий воплотит в рисунке, пожалуй, самую ключевую сцену романа Достоевского – историю о Великом инквизиторе, которому противостоит Христос.

- Когда я её читал, меня поразило, что в ней выражено ровно то, как я себе и представляю государство: не важно в каком времени – до нашей эры, в наше время, западноевропейское или российское, – делится впечатлениями художник. – Идея Бога у Достоевского наиболее ярко выражена именно в «Братьях Карамазовых». Особенно это чувствуется в рассуждениях старца Зосимы.

Портрет Зосимы сам Непомнящий считает наиболее удачным своим рисунком в этой серии. Он выступает своеобразным противопоставлением Великому инквизитору, олицетворяя смирение, духовную стойкость, верность избранному пути. По словам художника, передать мировоззрение Достоевского о человеке было невероятно сложно.

- В романе каждый герой со своей правдой, – говорит Непомнящий. – На мой взгляд, ошибка литературоведов, искусствоведов в том, что они начинают думать за писателя. Каким образом он хотел продолжить роман, как бы сложилось судьба Ивана, Дмитрия, Алексея? Якобы Алёша должен был стать кем-нибудь из революционеров. Хотя я мало в это верю. Алёша слишком добродетелен и наивен.

Куратор, новгородский искусствовед Татьяна Володина среди иллюстраций Непомнящего особо выделяет Федора Павловича Карамазова и Смердякова. Последний – один из зловещих персонажей романа – предстаёт молодым человеком, чьи глаза смотрят исподлобья. Старший же Карамазов отчасти напоминает актёра Марка Прудкина, сыгравшего Фёдора Павловича в знаменитом фильме Ивана Пырьева. Впрочем, при всех трактовках иллюстраций художника нельзя не отметить, что они блистательны по рисунку.

- Это паутинка, которая плетётся, и возникает законченный узор, – объясняет Татьяна Володина. – Непомнящий – художник-философ. Свою философию он не выставляет напоказ, но сам его рисунок заставляет размышлять о глубоком, о том, как менялась красота и страдание. Мы сами прочитываем эмоции, которые присутствуют внутри людей.

На полотнах Непомнящего зритель видит героев Достоевского будто через толщу времени, художник словно «вытягивает» их одного за другим. Оттого персонажи кажутся старше, чем в романе. В то же время их страсти и тревоги понятны и близки.

Символический аспект экспозиции дополняют картины, связанные с каждым из персонажей романа. Они располагаются на отдельной стене. Трепетный и милосердный Алеша ассоциируется у художника с иконой Богоматери с младенцем, а бунтарь Иван – с увесистым экземпляром революционной газеты «Колокол», на которую брошены очки. Сластолюбец Фёдор Павлович Карамазов представлен граненым графином и рюмкой, а дьявольский Смердяков – томиком «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и, конечно же, тяжелым пресс-папье с женским лицом.

Выставка, посвящённая Достоевскому, не случайно открылась в музее Пушкина. Великий поэт всегда занимал одно из главных мест для автора «Братьев Карамазовых». Примечательно, что летом 1880 года, за несколько месяцев до первой публикации романа, на открытии памятника Пушкину в Москве писатель произнёс свою знаменитую речь. В ней Достоевский сформулировал главную роль Пушкина в русской и мировой культуре – его всемирность:

«…Мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание. Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть, по крайней мере, на чем этой фантазии основаться… Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Тайну русской души и человеческих страстей унёс и Достоевский. Её до сих пор разгадывает весь мир, пытается её постичь и Борис Непомнящий. Художник собирается завершить цикл иллюстраций к «Братьям Карамазовым», изобразив сцены романа и взаимодействие героев.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...