Срочные новости раздела
Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Черта нашего времени – государство и общество словно наперегонки стараются исправить или хотя бы по возможности подправить трагические ошибки прошлого, очистить нашу историю от кровавых итогов разного рода перегибов. В числе таких пронзительных страниц – самосудный расстрел, по сути – убийство поэта, воина и путешественника Николая Гумилёва. В прошлом году минуло 100 лет со дня этой страшной даты и исполнилось 135 лет со дня рождения одного из гениальных творцов русской словесности.  У поэта нет места захоронения, отсутствует могила. Есть только предположительное место расстрела – участок на Ржевском полигоне, называемый Ковалевский лес. Общественность билась за то, чтобы наконец установить памятник в полный рост на родине Гумилева – в Кронштадте. 

Потребовалось три десятилетия, пока инициатива об установке памятника поэту была услышана чиновниками. Инициатива исходила от кронштадтских краеведов ( Виктор Ушаков, Владимир Шатров, Владимир Андреев), Петербургского общества памяти Гумилева, возглавляемого Анатолием Долево-Добровольским, выпустившим в 2005 первый том лекций из цикла «Семья Гумилевых» – «Николай Гумилев: поэт и воин».  В последующие годы им опубликованы несколько монографий, посвященных жизни и творчеству семьи Гумилёвых. В 2010-х годах к этой инициативе присоединилось Гумилевское общество.

И после долгих лет поиска справедливости в конце прошлого года вдруг, точно в пожарном порядке, администрация Кронштадта объявила конкурс проектов памятника, но сроки ему назначены спринтерские. Так, поручение главы Кронштадта о проведении конкурса эскизов памятника Николаю Гумилеву вышло 22 октября, меньше месяца отвели на прием заявок, а  представить эскизы соискателей обязали уже к  30 ноября. Выставка эскизных проектов прошла в  декабре. 

Но можно ли выносить и выверить монументальную идею в такие сроки? Тем не менее, нашлось несколько эрудированных и эмоциональных творцов, которые взялись за эту пожарную идею и представили на обсуждение общественности свои наработки. Правда, саму общественность на обсуждение проектов памятника позвать не успели. И вот уже проект выбран. Можно радоваться? Как бы не так – народ хотел видеть памятник любимому поэту в полный рост – ведь Гумилев – человек простора, путешественник, путник в прямом и переносном смысле слова. Однако высокое жюри выбрало бюст. И это при том, что в стране уже есть четыре  бюста Гумилеву.

Общественность, которая, собственно, и породила идею памятника, то есть была фактическим его заказчиком и не один десяток лет радела об увековечивании памяти поэта, ужаснулась выбору академиков. Мнение государственной комиссии и тех, кто своим энтузиазмом породил идею монументального творения, разошлись радикально. Нужно отметить, что цели авторов памятника соответствовали условиям, в которых им было предложено работать и были минимальными: добиться портретного сходства. В чём и преуспели несколько работ.  

Один бюст поэта работы скульптора Екатерины Пильниковой оказался победителем с точки зрения официального жюри. Общественность же отдала свой голос и сердце совсем иной работе. В разных доступных формах шло голосование – на платформе ФБ, на очных встречах, по теме высказались члены Гумилевского общества, Гумилевского фестиваля и других организаций, а также было написано и опубликовано в интернете коллективное письмо с просьбой пересмотреть итоги конкурса – более двухсот человек высказались против бюста и за установление памятника в полный рост. Отчего же официальная комиссия отдала предпочтение вполне академической работе, в которой представлен скромный бюст? 

Такого рода отображение могло бы быть уместно для сына Николая Гумилева – Льва Николаевича, который был академическим учёным. Но Николай Гумилёв славен своим движением – он человек порыва, действия, пути! Чего стоит один его «Жираф»! И скульптурный образ такого человека должен соотноситься с простором, дышать воздухом пространств. Народное голосование Кронштадта выбрало проект ростовой сидящей фигуры, соотносимой и рифмующейся с ландшафтом города, ее авторы – скульптор Анастасия Лужина и архитектор Григорий Лысак. Этот проект получил третье место от жюри, но первое  у  активистов. 

В январские праздничные дни набирало обороты обсуждение и протест общественности страны, в числе которой – литературоведы и культурологи, писатели и журналисты, общественные деятели - Игорь Волгин, Юрий Кублановский, Мария Ватутина, академик Аполлон Давидсон, профессор Владимир Коллонтай и другие. Они настаивают на том, что великий русский поэт заслужил, наконец, достойную, соразмерную память.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Не вся критика обоснована»— Пан Томек! Знаете ли вы, какая армия поклонников у вас в России? Фанатам очень нравится ваш стиль, и они болеют за польскую «партию» в Netflix…— Спасибо. Да, я в курсе
подробнее...

Премьера 12-минутного «БоксБалета» состоялась в марте 2020 года на Открытом анимационном фестивале в Суздале. Фильм рассказывает о случайной встрече в метро эфемерной балерины и громилы-боксера,
подробнее...

К своему пятнадцатилетию «Винтаж» превратился в весьма влиятельную группу. Вокалистка Анна Плетнева своим трепетным голосом и щекочущей харизмой плохой девушки, кажется, создала идеальную поп-героиню.
подробнее...

Мы поговорили с Андреем Прошкиным о том, как в новых реалиях создаются фильмы, о самых тяжелых съемках в жизни и участии членов семьи в творческом процессе.— Сериал уже шел, а вы продолжали работать?—
подробнее...

Автором идеи и продюсером картины стала Ева Печатникова, а сама история связана с семьей ее мужа — заслуженного врача России Леонида Печатникова. Документальных киносвидетельств холокоста почти нет.
подробнее...

 Проект в Новом Манеже небольшой — здесь всего около 40 работ. Из них кисти Коровина — всего несколько. Здесь нет хрестоматийных, знакомых со школьной скамьи вещей — все работы из частных собраний. И
подробнее...

 «Будущее бросает тень задолго до того, как войти», — давным-давно написала Анна Ахматова. Эта цитата, как и многие другие пророчества классиков, стала своеобразным прологом между произведениями
подробнее...

Выдвинутая на соискание «Оскара» российским оскаровским комитетом во главе с Павлом Чухраем картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко в шорт-лист в категории «Лучший международный фильм», увы, не
подробнее...

Александр III и сам был похож на русского богатыря: часто носил крестьянские рубахи, заправленные в простые военные штаны, и отращивал бороду. Такой же простоты он велел придерживаться в организации
подробнее...

В Санкт-Петербурге в возрасте 81 года скончался народный артист РФ, заведующий кафедрой театрального искусства СПбГУ Вадим Лобанов.В пресс-службе университета сообщили, что Лобанов ушел из жизни в
подробнее...

Александр Шеянов родился в Оренбурге. Жил в Алтайском крае и Мордовии. Его перу принадлежат романы «Ангел любви», «Сны русского олигарха», «Инопланетяне, или Похождения алкоголика Синюшкина». В новую
подробнее...

«Будущее бросает тень задолго до того, как войти», — давным-давно написала Анна Ахматова. Эта цитата, как и многие другие пророчества классиков, стала своеобразным прологом между произведениями
подробнее...

Мы привыкли к тому, что клоуны выходят в перерывах между номерами, пока идет смена ковра, заполняя своими репризами паузы. Но в этот раз все было иначе. Несколько десятков клоунов стали героями дня.
подробнее...

На входной двери — табличка с номером 12. За ней небольшая прихожая, ванная комната, где сушится пальто Ипполита. Дальше — комната с нарядной елкой и праздничным столом, небольшая комната со швейной
подробнее...

- Как вы дошли до жизни такой, что вышли ночью и стали рисовать на стене как граффитист?- Это все-таки стрит-арт, не совсем граффити. И вызвано это тем, что я преподаю. Мои коллеги, педагоги и
подробнее...

Мы стоим в огромном павильоне «Мосфильма» у клетки и разговариваем. Еще вчера в ней находились люди, изображавшие животных. Все настолько условно, что даже страшно: как это заработает на экране?
подробнее...

Ее отец — знаменитый кинооператор, классик советского кино Михаил Агранович, снимавший «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Крейцерову сонату» Михаила Швейцера, «Мать» Глеба Панфилова. Ее старший брат —
подробнее...

Первое и самое важное в этой работе – музыка: ее написал классик отечественной песни Александр Зацепин, которому, на минуточку, 95 лет. Рассказывает Нонна Гришаева:– Мне позвонил драматург и поэт
подробнее...