Срочные новости раздела
Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Вокруг проекта памятника Николаю Гумилеву разразился скандал

Черта нашего времени – государство и общество словно наперегонки стараются исправить или хотя бы по возможности подправить трагические ошибки прошлого, очистить нашу историю от кровавых итогов разного рода перегибов. В числе таких пронзительных страниц – самосудный расстрел, по сути – убийство поэта, воина и путешественника Николая Гумилёва. В прошлом году минуло 100 лет со дня этой страшной даты и исполнилось 135 лет со дня рождения одного из гениальных творцов русской словесности.  У поэта нет места захоронения, отсутствует могила. Есть только предположительное место расстрела – участок на Ржевском полигоне, называемый Ковалевский лес. Общественность билась за то, чтобы наконец установить памятник в полный рост на родине Гумилева – в Кронштадте. 

Потребовалось три десятилетия, пока инициатива об установке памятника поэту была услышана чиновниками. Инициатива исходила от кронштадтских краеведов ( Виктор Ушаков, Владимир Шатров, Владимир Андреев), Петербургского общества памяти Гумилева, возглавляемого Анатолием Долево-Добровольским, выпустившим в 2005 первый том лекций из цикла «Семья Гумилевых» – «Николай Гумилев: поэт и воин».  В последующие годы им опубликованы несколько монографий, посвященных жизни и творчеству семьи Гумилёвых. В 2010-х годах к этой инициативе присоединилось Гумилевское общество.

И после долгих лет поиска справедливости в конце прошлого года вдруг, точно в пожарном порядке, администрация Кронштадта объявила конкурс проектов памятника, но сроки ему назначены спринтерские. Так, поручение главы Кронштадта о проведении конкурса эскизов памятника Николаю Гумилеву вышло 22 октября, меньше месяца отвели на прием заявок, а  представить эскизы соискателей обязали уже к  30 ноября. Выставка эскизных проектов прошла в  декабре. 

Но можно ли выносить и выверить монументальную идею в такие сроки? Тем не менее, нашлось несколько эрудированных и эмоциональных творцов, которые взялись за эту пожарную идею и представили на обсуждение общественности свои наработки. Правда, саму общественность на обсуждение проектов памятника позвать не успели. И вот уже проект выбран. Можно радоваться? Как бы не так – народ хотел видеть памятник любимому поэту в полный рост – ведь Гумилев – человек простора, путешественник, путник в прямом и переносном смысле слова. Однако высокое жюри выбрало бюст. И это при том, что в стране уже есть четыре  бюста Гумилеву.

Общественность, которая, собственно, и породила идею памятника, то есть была фактическим его заказчиком и не один десяток лет радела об увековечивании памяти поэта, ужаснулась выбору академиков. Мнение государственной комиссии и тех, кто своим энтузиазмом породил идею монументального творения, разошлись радикально. Нужно отметить, что цели авторов памятника соответствовали условиям, в которых им было предложено работать и были минимальными: добиться портретного сходства. В чём и преуспели несколько работ.  

Один бюст поэта работы скульптора Екатерины Пильниковой оказался победителем с точки зрения официального жюри. Общественность же отдала свой голос и сердце совсем иной работе. В разных доступных формах шло голосование – на платформе ФБ, на очных встречах, по теме высказались члены Гумилевского общества, Гумилевского фестиваля и других организаций, а также было написано и опубликовано в интернете коллективное письмо с просьбой пересмотреть итоги конкурса – более двухсот человек высказались против бюста и за установление памятника в полный рост. Отчего же официальная комиссия отдала предпочтение вполне академической работе, в которой представлен скромный бюст? 

Такого рода отображение могло бы быть уместно для сына Николая Гумилева – Льва Николаевича, который был академическим учёным. Но Николай Гумилёв славен своим движением – он человек порыва, действия, пути! Чего стоит один его «Жираф»! И скульптурный образ такого человека должен соотноситься с простором, дышать воздухом пространств. Народное голосование Кронштадта выбрало проект ростовой сидящей фигуры, соотносимой и рифмующейся с ландшафтом города, ее авторы – скульптор Анастасия Лужина и архитектор Григорий Лысак. Этот проект получил третье место от жюри, но первое  у  активистов. 

В январские праздничные дни набирало обороты обсуждение и протест общественности страны, в числе которой – литературоведы и культурологи, писатели и журналисты, общественные деятели - Игорь Волгин, Юрий Кублановский, Мария Ватутина, академик Аполлон Давидсон, профессор Владимир Коллонтай и другие. Они настаивают на том, что великий русский поэт заслужил, наконец, достойную, соразмерную память.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...

«Золота» в поэзии удостоилась Оля Скорлупкина, «серебра» - Денис Балин, «бронзы» - Антон Азаренков. А в прозе первым компетентное жюри признало Екатерину Манойло, автора романа «Отец смотрит на
подробнее...

PR-менеджер певицы Веры Брежневой заявила, что более не работает с артисткой, выступившей с осуждением российской спецоперации на Украине."Веры Брежневой больше нет, она сюда не вернется", - сказала
подробнее...

12 членов жюри, ровно в 11.00 на утреннем показе и в 19.00 — на вечернем, из бокового правого входа входили в зал и рассаживались за длинным столом. Он установлен прямо перед сценой, на месте поднятой
подробнее...

Вероятно, Федору Сергеевичу работается легче, чем его коллегам из прайм-тайм. «Кино в деталях» — программа для полуночников, а в это время телевидение как будто оживает. Крики сменяет внятная речь, а
подробнее...