Срочные новости раздела
Русское искусство пытаются сделать игроком в большой игре

Русское искусство пытаются сделать игроком в большой игре

Такой зачин с волнующим политическим оттенком намекает вроде бы, что французы собираются сделать русскую коллекцию «разменной монетой» в политических «шахматах», предметом торга, очередной санкцией. Так может ли выставка Морозовых в Париже стать «заложником» — новым «золотом скифов», арестованным в Голландии в 2014-м? Выдумки!

Чтобы в этом убедиться, достаточно дочитать статью Эммануэля Шварценберга хотя бы до второго абзаца. Автор французской газеты, поддав вначале огня, тут же опровергает себя же. И приводит мнение юриста Оливье Фурноля, специализирующегося на арт-рынке: «Франция обязана вернуть эти картины, и в идеальной сохранности». И это правда, нельзя просто так взять и отнять коллекцию другого государства. И не только во Франции — в Испании, Италии и Британии, где тоже сейчас показываются шедевры из отечественных коллекций, — тоже не получится «оставить в заложниках» русское искусство.

Наши вещи на европейской земле охраняют международные конвенции и вполне конкретные «договоры защиты». Никто не собирается их нарушать. Сохранность собрания Пушкинского музея подтвердил лично президент Франции Эммануэль Макрон, который несколькими месяцами ранее торжественно открыл выставку Морозовых в фонде Louis-Vuitton. Уход французской фирмы с российского рынка и громкие заголовки не должны влиять на эти обязательства. Другое дело — проблема логистики. Тут и правда — аут.

Как забрать наши вещи из Франции, Испании, Италии и Британии, когда дороги перекрыты? Как Эрмитаж вывезет из Италии Пикассо, Тициана и еще 23 картины? Нельзя просто отправить картины домой случайным транспортом. Перевозками занимается специальная транспортная компания, которая прописана в договоре о международной выставке. Как перестраивать логистику в новой геополитической ситуации? Какими морями-океанами везти русские шедевры? И главное — кто за это будет платить? В договорах наших музеев с Западом обозначено, что транспортировку оплачивает принимающая сторона. В случае с коллекцией Морозовых — французы. Готовы ли они заплатить за возвращение русского искусства сумму в несколько раз больше, чем предполагалось? Или расходы должно взять на себя Министерство культуры РФ? Вот что сейчас решается — экономика.

Есть и еще важный практический аспект. За каждую коллекцию отвечает конкретный хранитель. На гастроли проекта он приезжает вместе с предметами, все проверяет, ставит вещи на учет. Забрать собрание назад должен тот же специалист. Снова все посчитать, заполнить «приемку», проследить, чтобы все упаковали и отправили. Эта процедура тоже фиксируется в любом выставочном договоре. Внимание, вопрос: как хранителю попасть в точку Х в условиях «закрытого неба»? Опять же — кто будет оплачивать подорожавший в несколько раз перелет?

Но это все как-нибудь решат. Проблема посерьезней — не экономика, а психология. Шум во французской прессе — он об этом, о том, что говорят «на кухне». Украина вдруг вошла в каждый дом, и даже те, кто прежде не знал, что есть такая страна, включились в обсуждение «повестки». Мы живем в учебнике истории — а историю делают люди. И тут как в коммуналке — мнений и реакций через край. Человеческий фактор. Вот, например, председатель Фонда искусства и культуры (Бонн) Вальтер Смерлинг то ли на эмоциях, то ли хайпа ради (хотел сыграть в героя или выслужиться?) отправил гневное письмо Третьяковке с требованием вернуть выставку «Многообразие. Единство». Третьяковка ответила — без проблем, забирайте. Но как везти-то? Выставку в итоге продлили до 13 марта. В то же время немецкие издания откликнулись на жест Смерлинга, мягко говоря, неоднозначно. Вальтер Смерлинг имеет «непрозрачные деловые и политические связи» и «притворяется, что выполняет общественную миссию», пишут местные издания. Не так давно около 650 видных деятелей культуры Германии выступили с открытым письмом против «Кунстхалле Берлин» (частного арт-пространства в аэропорту Темпельхоф, открытого на госсредства). Цитируем: «Вальтер Смерлинг руководит программой, в которой искусство используется для превращения государственных денег в частные мероприятия для сетевых предпринимателей и политиков. В то же время это способ «оздоровления» репутации сомнительных корпораций, связанных с вооружением, недвижимостью и нефтегазовой отраслью. Мы не можем исключить возможность причастности (Смерлинга) к отмыванию денег и налоговому мошенничеству, поскольку им не хватает даже капельки прозрачности. (...) Смерлинг проводит частные крупные выставки от имени Германии и пользуется поддержкой высокопоставленных политиков — от бывшего канцлера Герхарда Шредера до бывшего мэра Берлина Михаэля Мюллера, бывшего министра иностранных дел Зигмара Габриэля и федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера…»

Еще один «кухонный» скандал зреет вокруг коллекции Русского музея в испанской Малаге. Там тоже нашлись те, кто предложил отыграться на России за счет единственного европейского филиала Русского музея, который занимает там здание бывшей табачной фабрики. Сейчас там четыре выставки. Судьбу коллекции Русского музея обсуждали на совещании мэра Малаги. Социалистическая партия предложила выселить Русский музей, но мнение градоначальника и логика большинства перевесили. Филиал работает как работал — выставки до 24 апреля, согласно плану. В Италии, где показывают Кандинского, все спокойно — на родине Возрождения никому, к счастью, не приходит в голову отыгрываться на легендарном авангардисте.

И все же искусство пытаются сделать фигурой в большой шахматной игре, которая разыгрывается сейчас. В Польше запретили Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Антона Чехова. Почти как в Израиле когда-то Вагнера. Гергиева «вытравили» со всех зарубежных сцен. Ресторан «Самовар» в Нью-Йорке бойкотируют, и неважно, что владелец — украинец, а русская кухня и стиль существует сами собой, как культурный феномен. «Человеческий фактор» влияет разрушительно. И вот еще — начинается дележка культуры на нашу и вашу. Кому отдадим Малевича, уроженца Киева, сделавшего славу в Москве? Марк Шагал чей? А Бурлюк? А давайте не превращать искусство в кухонную свару. Культурно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сюжет сериала «Рик и Морти»Шоу было основано на серии короткометражных мультфильмов Джастина Ройланда, которая выходила под общим названием «The Real Animated Adventures of Doc and Mharti». Они
подробнее...

Совершить революцию в поэзииКогда началась Великая Отечественная, Евгению Евтушенко было неполных девять лет, но и предвоенные годы сложно назвать лучшим временем для счастливого детства. А потом
подробнее...

Первое, что вспоминается о совместных проектах, — это «Избранные» Сергея Соловьева с Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич. Картина снималась в начале 1980-х в Колумбии. Были еще редкие совместные
подробнее...

Да, не так много украинских исполнителей решились приехать на музыкальный сейшн в Витебск. Не было украинских участников в детском музыкальном конкурсе, не значатся они и в списке конкурсантов
подробнее...

Сам проект уже можно назвать многострадальным. Съемки должны были начаться еще два года назад, но по разным причинам они откладывались несколько раз. Но в подобной ситуации исполнительница главной
подробнее...

Через двадцать лет после премьеры «Бригада» все еще выглядит чем-то вроде классики жанра, хотя идеальным проектом на эту тему картину назвать сложно. Он вышел в эпоху, когда сериалы часто обозначали
подробнее...

О чем будет «Дом дракона»История «Дома дракона» развернется за два столетия до начала «Игры престолов», примерно в 129-131 годах от Завоеваний Эйгона по хронологии вселенной.Центральным событием
подробнее...

«Острые козырьки» — это британская криминальная драма об истории знаменитой банды Острых козырьков, разворачивающаяся в начале 20 века. Первый сезон был показан в 2013 году. На сегодняшний день вышло
подробнее...

4 апреля Андрею Тарковскому исполнилось бы 90 лет. Он умер в 1986 году в Париже в 54-летнем возрасте, и недавно довелось увидеть никому не известное посмертное фото, сделанное во французской клинике:
подробнее...

Как гласит поговорка, подарок явно пришелся ко двору. А также – к месту и ко времени. Тема русскости и гордости за эту русскость - более чем разогретая на данный исторический момент, и одно название
подробнее...

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса,
подробнее...

Программы, в которых люди пытаются стать лучшими версиями самих себя, давно признаны перспективным форматом. Особенно если в сюжет заложены щекочущие нервы детали. Но если перевоспитание жутких
подробнее...

Сюжет сериала «Женщина-Халк»История сериала будет посвящена юристке Дженнифер Уолтерс, кузине Брюса Бэннера.По сюжету с Дженнифер произойдет несчастный случай, после которого ей понадобится
подробнее...

Сложно себе также представить, чтобы без вмешательства потусторонних сил (или, на худой конец, пластических хирургов) после столь радикального похудения у женщины сохранилось ее роскошество – большая
подробнее...

Проект начинается как раз с лаконичных работ, свидетельствующих о редукции визуальности. В качестве преамбулы приводятся работы Александра Родченко и Варвары Степановой, Тимура Новикова и Виктора Цоя.
подробнее...

Итак, как всегда в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II за столом президиума руководители Большого и модератор конференции, начальник пресс-службы
подробнее...

Сюжет фильма «Серый человек»«Серый человек» — это экранизация одноименного романа американского писателя Марка Грини. Эта книга для Грини стала дебютной, после ее успеха он сразу занялся написанием
подробнее...

Составлен очередной ежеквартальный рейтинг лидеров мнений россиян в категории "Театр и кино". Это сделано холдингом "Ромир". Топ-10 возглавил актер и режиссер Никита Михалков. Второе и третье места
подробнее...