Срочные новости раздела
В Пушкинском представили выставку четырех художников разных эпох

В Пушкинском представили выставку четырех художников разных эпох

Все представленные на выставке работы сделаны не по заказу, а по велению сердца. Так каждый из авторов переживал свою драму, связанную с политическими или личными событиями. Открывает проект цикл Франсиско Гойи, который потомки назвали «Нелепицами». За эту сатирическую серию придворный художник испанского короля мог бы взойти на эшафот (примерно в то же время инквизиция разбирала другую его серию — «Капричос»). При жизни мастера «Нелепицы», конечно же, не были изданы. Опубликовали цикл только в 1864 году (спустя 36 лет после смерти художника) под заголовком «Пословицы». Еще позже его нарекли «Диспаратес» (в переводе с испанского — выходка), но более расхожее название — «Нелепицы».

Перед нами черно-белые офорты, где из ночной тьмы проступают человеческий страх, отрешенность, ужас. Все работы, сделанные в период с 1816-го по 1824 год, носят театрально-карнавальный характер. В них есть критика церкви, людской глупости, невежества, чванства. Эти сюжеты живописуют человечество, лишенное разума. Вот на одной из работ огромный призрак — то ли самой смерти, то ли страха перед ней. У ног его валяются ополоумевшие от ужаса люди. Детали говорят о том, что страх этот вымышленный — он в головах. «Диспаратес» — это предсмертное завещание Гойи. «Вне времени и вне пространства, — писал о них француз Пьер Гассье, — «Диспаратес» в своих формах становятся все более человечными и с даром ясновидца заклинают человека от падения в преисподнюю».

 Следующие два зала переносят нас в начало ХХ века. Здесь представлены два цикла авангардиста Василия Чекрыгина, который 25-летним (в 1922-м) погиб при невыясненных обстоятельствах под колесами поезда. Серии «Головы», «Расстрел» и «Воскрешение мертвых» он написал незадолго до смерти, их тоже можно считать завещанием. Эти черно-белые зарисовки словно оголенная эмоция. Они напоминают музыку, пропитанную страданием, болью, мукой. И все же в них есть надежда — на воскрешение человечества. Перед нами перекошенные лица людей, стоящих на пороге смерти, или одухотворенные, перешагнувшие земной конец, чтобы возродиться. В одном из залов рисунки представлены на черном фоне, в другом — на белом, так что кажется, и мы проходим здесь между светом и тьмой, чтобы найти личное равновесие среди отчаяния. Короткая жизнь Чекрыгина выпала на эпоху катаклизмов. Первая мировая (художник воевал), революция (он ее принял), Гражданская война… Эмоции от всех событий и внутренних поисков Василий, которого Мейерхольд сравнивал с уснувшим метеором, перенес на бумагу. Каждая из этих работ оставляет глубокий след.

 Следующий автор умер всего 10 лет назад. Эдуарду Штейнбергу — нонконформисту, шестидесятнику, гению конца ХХ века — исполнилось бы в этом году 85 лет. Проект «Между небом и землей» посвятили его памяти. На выставке представлен его крестьянский цикл и живопись, которую называют «метагеометрией». С начала 1970-х годов художник проводил все теплое время года в своем доме под Новгородом, где наблюдал, как умирает крестьянская Россия. В 1986–1989-х он пишет серию, которая отсылает к крестьянскому циклу Казимира Малевича, — здесь те же безликие квадратные фигуры, те же супрематические цвета. Но это не просто посвящение, а диалог. Малевич воспевал крестьян, Штейнберг поет по ним заупокойную. «Черный квадрат» превращается у него в небо, могилы, окно в небытие, за которым пустота. На многих работах написаны имена его знакомых и соседей, жителей деревни, которые ушли в мир иной. Эти рисунки пропитаны скорбью. Но следующий зал, уже с живописью Штейнберга, озарен светом, здесь много работ, где доминирует белый цвет. Впрочем, они снова ведут нас к тьме — к последним картинам 2000-х годов, когда художник боролся с раком и понимал свой неминуемый конец. Именно фраза Штейнберга легла в название выставки: художник определил место человечества между небом и землей. Мы живем на контрасте — то проваливаемся в тьму, то возрождаемся светом.

 Финальный зал отдан работам Рембрандта. Цикл, посвященный ранним годам Христа и его смерти на кресте, создан в самые сложное для автора время, когда он лишился своего состояния, когда погиб его сын, когда казалось, что вокруг слишком много тьмы. Непревзойденный мастер светотени рисует библейские сюжеты так, словно они сами и есть свет или ночь. Открывает этот раздел пейзаж, где мы видим простор после бури. Земля еще черна, но небо проясняется. А завершается выставка сценой положения Христа во гроб, наполненной чернотой, из которой слегка проступают фигуры и лица. Однако самая последняя работа — светлая. Воскресший Христос является своим ученикам в Эммаусе. После самой темной ночи всегда наступает рассвет. Об этом напоминает нам выставка, собравшая гениев разных эпох.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Зрительный зал исторического здания Большого сияет белизной и позолотой, шумит как растревоженный улей. Сотрудники и артисты вышли из отпусков еще в конце августа, но всегда есть что обсудить. В зале
подробнее...

Зендея в Valentino, Эль Фаннинг в Sharon Long, Аманда Сейфрид в Armani Prive, и все в таком духе. Звездная молодежь сверкала всем на радость, а остряки упражнялись в иронии. Комик Пэт Дэвидсон,
подробнее...