Срочные новости раздела
Фронтмен Zdob şi Zdub почувствовал себя на «Евровидении» Киркоровым

Фронтмен Zdob şi Zdub почувствовал себя на «Евровидении» Киркоровым

Если бы конкурс европесни все еще оставался частью музыкального ландшафта и в России, то «Здубы» несомненно получили бы самые комплиментарные баллы и от здешних фанатов. Сочный припев Chișinău–București о поезде, ставшем символом и судьбой в жизни музыкантов, странным образом срезонировал с давней строчкой «Рига–Москва», когда «злодей» Шульгин все еще заставлял Валерию петь правильные песни. По злой иронии судьбы, музыканты закончили окончательное сведение песни 23 февраля в московской студии и ночью как раз летели в Кишинев. А когда прилетели, то на дворе полыхало зарево уже совсем другой реальности, которая, собственно, и разделила судьбы и жизнь на то, что принято называть задумчивой философской формулой «до и после»…

В разговоре с фронтменом группы Романом Ягуповым то и дело проскальзывали ностальгические нотки о временах, навсегда, видимо, канувших в Лету…

- Роман, ваша группа — единственная из участников конкурса, кто, как породистый пес, пардон за сравнение, добросовестно пометила территорию «Евровидения» в каждом из трех десятилетий нынешнего века. Вы оставили яркие воспоминания о своих выступлениях в 2005-м в Киеве, в 2011 г. — в Дюссельдорфе, и теперь, в Турине, за вами все так же тянутся толпы восторженных поклонников и взбудораженных журналистов. Удивительное постоянство, хотя, на первый взгляд, Zdob şi Zdub и «Евровидение» — категории вроде бы не очевидного порядка…

- Я даже специально поинтересовался: на самом деле есть артисты, которые тоже участвовали (в «Евровидении») по три раза, но не в каждом из трех десятилетий. И в принципе ты совершенно прав: мы по большому счету — не для «Евровидения» и не о «Евровидении». Просто дело в том, что мы — одна маленькая, но гордая птичка из маленькой и солнечной республики, где в принципе, к сожалению, очень мало чего происходит. Поэтому мы рьяно откликаемся на все предложения и вызовы судьбы, такого вида челлендж себе бросаем. В первый раз, в Киеве, Молдова вообще себя тогда впервые презентовала на «Евровидении», мы были вроде визитной карточки, открывшей Европе и миру нашу страну. С тех пор этот дух почетного первооткрывательства все еще дает о себе знать время от времени. Мы на этом не сильно заморачиваемся, но это нас не напрягает. Наоборот — кураж, фан и хороший тонус.

- При этом вам удается не повторять самих себя — и, как я заметил, журналисты в Турине столь же восторженно воспринимают вас, как и в прошлые приезды. Хотя от иных «камбэкеров» даже с именами, бывало, повеивало нафталином и афоризмом о тщетности попыток второй раз войти в ту же воду…

- А потому что мы не заморачиваемся. У нас все спонтанно выходит. В первый раз (в 2005-м) нас буквально за руку потащил (на «Евровидение») наш настойчивый менеджмент. У нас даже песни не было, мы на ходу придумывали и импровизировали. Во второй раз это была по сути презентация альбома Basta Mafia!, который мы как раз закончили записывать в Германии, в Берлине, а до Дюссельдорфа рукой подать — вот и решили совместить приятное с полезным. А сейчас мы не только выступаем как бы в третьем десятилетии, но еще, можно сказать, и три солиста — благодаря тому, что это совместный проект с братьями Адваховыми, Василием и Виталием.

- И этот коллаб — тоже не специальное изобретение к «Евровидению»?

- Совершенно! О «Евровидении» поначалу вообще никто не думал. Изначально был просто постпандемийный выдох облегчения. Абсолютная импровизация. У ребят — свой оркестр, 35 человек на сцене, и они настоящие солисты, играют сложнейшие произведения: классику, фольклор, были в гостях у Кустурицы… В локдаун, когда уже всем стало невмоготу, мы решили как-то взбодрить самих себя, записали совместный трек про поезд — Trenuleţul. Были очень довольны собой — свежая струя! И сидели однажды, хвалили сами себя: какие мы молодцы, как все здорово и круто получилось… Кто-то в шутку обронил: «Прямо для «Евровидения» песня!» Все посмеялись. А братьям, оказывается, эта фантазия сильно запала в душу — они несколько дней переваривали мысль, а потом пришли к нам с серьезным разговором: дескать, а почему нет?! И все завертелось… Было такое настроение после локдауна, что мы готовы были ввязаться в любой кипиш. Но в любом случае материал должен быть достойным, правильным, и мы в итоге согласились с братьями Адваховыми: хорошая вещь должна не просто не пропасть, а если есть возможность, то почему бы не выставить ее на такую яркую и заметную витрину, как «Евровидение»?

- В плане евровидийного постоянства у вас был все эти годы серьезный визави — Филипп Киркоров. Пусть и не пел сам, но тоже за все три десятилетия заметно наследил на конкурсе — признанный «Мистер Евровидение». Два раза в качестве продюсера представлял и Молдову — с группой DoReDos в 2018 г. и с Натальей Гордиенко в 2020-м. Как теперь без него всем тут жить, на этой европесне?!

- Действительно, я себя сам почувствовал таким Филиппом Киркоровым в этот раз. Знаешь почему? Я как-то читал книгу Леонида Утесова и запомнил его фразу: о коллегах либо говорить ничего, либо — в позитивном ключе. Филипп с его талантом, настойчивостью, исступлением, с которым он идет к поставленной цели, вызывает именно такое желание — говорить в позитивном ключе. Я всегда видел в нем жажду преодоления, и сам в этот раз испытал похожее состояние.

- Ты уже объяснил, что Молдова — маленькая страна, и без вас, получается, никуда. Но, возвращаясь к «Евровидению»: насколько, помимо необходимостей, о которых ты сказал, затягивает пресловутая — и притча во языцех — атмосфера «Евровидения»? Ты ощутил это состояние, которое всегда двигало и мотивировало того же Киркорова? Можно ли назвать и вас фанатами конкурса?

- Для меня «Евровидение» — это всегда полная спонтанность, а мы вообще — спонтанные люди, нам это состояние близко, комфортно. Можно сказать, что это — часть нашего мироощущения, существования, без этого состояния нам было бы тяжеловато, поскольку за 25 лет истории группы мы немножко подустали. А спонтанность — тот самый perpetuum mobile, вечный двигатель, который не только держит на плаву, но порождает реальный кураж, без которого невозможно никакое творчество. В этот раз таким важным спонтанным фактором стали как раз братья Адваховы, они нас подхватили на волне этой истории с синглом Trenuleţul, и она обрела совершенно новое состояние, которое изначально не предполагалось. Ребята не то что заставили нас — они просто подмигнули и сказали, что все будет хорошо. И мы согласились. Без этой спонтанности не было бы многих приятных вещей — например, презентация песни на вокзале, когда уезжал поезд Кишинев–Бухарест. Вокруг — люди, чемоданы, пресса… Мы сделали лайвстрим, и нас посмотрела куча народу. У нас это вызвало такой бешеный энтузиазм, что и родилась шутка про «Евровидение», которая в итоге стала уже не шуткой, а реальностью.

- Говоря о символизме песни, поезд Кишинев–Бухарест для молдавских музыкантов приблизительно то же самое, что для российских — Москва–Петербург, не так ли?

- Если совсем упрощенно, то близкая ассоциация…

- Было удивительно узнать, что вы сводили эту песню в Москве со знаменитым звукорежиссером Юрием Богдановым, которого буквально боготворил композитор Эдуард Артемьев еще во времена работы над классическим уже фильмом Тарковского «Сталкер»! Поразительное переплетение эпох, культур, наследия…

- Более того, Юра сводил и нашу первую песню Bunika Bate Doba для «Евровидения-2005» в Киеве! Это удивительный факт. Я недавно смотрел передачу про композитора Эдуарда Артемьева, где он рассказал, что и к фильму «Девочка и дельфин» музыку записывал тоже Юра Богданов. Человек феноменальный, уникальный, носитель не только глубочайшего профессионализма, но и невероятного знания и опыта в истории музыки. Это великое счастье, что нас так свела жизнь, работа и что мы не только коллеги, но и друзья.

- А человек подобного масштаба и творческой судьбы как реагировал на то, что записывает песни для «Евровидения»?

- Прекрасно реагировал. Он записывал хорошую музыку, а для него это главное. Как и для нас. Была не работа, а праздник, ведь Юра работает, что называется, по старинке: мы записывали на пленку, на широкую магнитофонную пленку. Это мечта — работать с аналоговым звуком! Живой звук, записанный на ленту, имеет свою теплоту. К тому же эта работа предполагает огромное количество нюансов, терпения… Когда мы начинали работать с Юрой, то не знали тогда о его колоссальном бэкграунде, а когда узнали, то это было для нас невероятным открытием и восторгом. Мы очень ценим наше сотрудничество и нашу дружбу.

- Кого из ваших коллег-соперников по нынешнему конкурсу можешь отметить?

- Я отношусь ко всем участникам «Евровидения» с уважением.

- Очень дипломатично, но пресно. Можно поименно?

- На самом деле очень интересные голоса есть на этом «Евровидении». Очень хороший голос у девушки из Нидерландов (Стиен ден Халландер, выступающая под псевдонимом S10. — Прим. «ЗД»), у парня из Австралии (Шелдон Райли) реально очень сложная песня для исполнения — физически сложная. На preparty в Израиле я видел, как он чуть не охрип, пока пел, но героически вытянул, потом расплакался… Это было трогательно. Люблю юморные коллективы, с иронией. Юмор нам самим близок, это не надо объяснять. Ребята из Латвии (Citi Zēni) очень напомнили мне нас самих — такие латвийские Zdob și Zdub. Итальянцы (Mahmood & Blanco) — очень тонкие, чувственные.

- Но еще есть максима о том, что «Евровидение» — не столько конкурс песен, сколько номеров…

- Конечно. И мы выстраивали номер, чтобы он был динамичным, как и наша музыка. Все равно все отталкивается от музыки. Вот говорят, что в музыке очень важен ритм, что должен быть groove, как исповедают все южноафриканские музыканты. Важна и мелодия, но чтобы музыка в итоге качала — нужен ритм. Естественно, мы зацепились за это, работая с хореографом, подчеркнули ритм, чтобы этот кач был — «паровоз бежит, качается»... И картинка получилась хорошим дополнением к музыке.

- Очень даже! К хорошему настроению и позитиву, что уже стало большим бонусом праздника, желаю и яркого результата в вашем эпическом третьем европоходе — на радость не только вам, но и всем вашим поклонникам!

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Теперь он обвиняет главный мировой киносмотр в дискриминации российского кино, поскольку в программу не вошла, по мнению Александра Николаевича, блестящая картина «Птица ищет клетку» его ученицы
подробнее...

Жизнь Эрте, как и эпоха, в которую он творил, была полна крутых поворотов: бешеный успех сменялся периодами забвения, а затем снова наступало время всемирной славы. В своих мемуарах он писал: «Я с
подробнее...

— Мне очень нравится выражение Майи Плисецкой: «Все танцуют под музыку, а я танцую музыку». Так вот я танцую Лермонтова, — говорит Максим Аверин, едва отдышавшись после репетиции. Последнюю неделю они
подробнее...

Не на сцене, а где-то наверху, на ярусе, находились ведущие Мириам Сехон и Сергей Епишев, а также члены жюри. Лауреаты подключались к эфиру из разных городов страны. У кого-то было уже поздний вечер,
подробнее...

«Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и не делал.Скульптура «Большая мать» была сделана в 2018
подробнее...

Ежегодно БДФ проводился в Москве и Санкт-Петербурге, но в прошлом году появилась региональная программа, которая проводилась в Севастополе и Калининграде.«На несколько дней Архангельск и Северодвинск
подробнее...

Мы возрождаем Красную империю.Трудящийся народ непобедим!Сначала восстановим пионерию,А следом ВЧК воссоздадим.Таким образом писатель отреагировал на инициативу КПРФ об использовании стяга СССР в
подробнее...

Она была учреждена к 100-летию китайского документального кино. А ее символом и воплощением стал не крепкий человек с упругой грудью, увековеченный в американской статуэтке «Оскара», а неподъемная
подробнее...

Мероприятия конкурса включали в себя не только конкурсные просмотры, но показы вечеров современной хореографии, мастер-классы, творческие лаборатории и встречи, трансляции, фотовыставки, а также
подробнее...

Список нежелательных для гастрольной карты России артистов трудно назвать сюрпризом. В перечень украинских музыкантов и шоуменов, оказавшихся под запретом на российской территории, попали все, кто так
подробнее...

Два ряда стульев для тридцати зрителей, напротив такой же ряд для актеров. За ними – окна, сбоку - зеркала, прикрытые французскими шторами с каскадными драпировками. Ближе к финалу почти двухчасового
подробнее...

В 2013 году Кончаловский уже ставил эту комедию в Италии с артистами неаполитанского театра. Теперь очередь дошла и до Москвы. Сюжет шекспировской комедии разворачивается в Европе XVI века.
подробнее...

Концерт группы «ДДТ» в Тюмени отменили после того, как ее фронтмен Юрий Шевчук отказался играть в зале, украшенном символикой в поддержку российской армии. Другого помещения музыкантам не
подробнее...

Телеведущий и юморист Максим Галкин в новом видеообращении поблагодарил поклонников за зрительскую верность. Он намерен провести 13-е за последние 20 лет турне, и все билеты на его концерты уже
подробнее...

Сын известного российского исполнителя Александра Маршала Артем Триллер имеет российское и американское гражданство. Он родился в США, но считает, что свою жизнь и карьеру ему надо строить в России.В
подробнее...

— Сейчас ситуация в музыкальной индустрии разделилась на «до» и «после». Наверное, должна появиться музыка, которая будет соответствовать новому историческому этапу. Какие у вас ожидания в этом
подробнее...

Столичный "Электротеатр Станиславский" сообщил об отмене спектакля "Сад", в котором должна была участвовать актриса Юлия Ауг. На сайте театра было размещено сообщение о том, что показ отменен "по
подробнее...

   Произошедшее с Михаилом Зощенко – классический пример итога отношений писателя и власти в Советской России. И «Рассказы о Ленине» написал, и церковь и ее служителей унижал многократно, и
подробнее...