Срочные новости раздела
Коллеги вспоминают скончавшегося поэта Алексея Цветкова: «Слушатели свисали с балконов»

Коллеги вспоминают скончавшегося поэта Алексея Цветкова: «Слушатели свисали с балконов»

Израильский отрезок биографии Цветкова совсем небольшой, это годы с 2018-го по 2022-й, но именно в больнице на святой земле ему суждено было умереть. Видимо, в этом есть скрытый символизм, хотя Алексей Петрович считал себя (или только называл?) атеистом. «Атеист с поэтическим лицом» — это определение, введенное критиком Лилей Панн, можно считать удачным.

Сотни, а скорее всего, тысячи людей, не только друзей Цветкова, но и простых читателей, уже несколько дней публикуют его стихотворения, фотографии, видео выступлений. Оплакивание, которое мы наблюдаем, столь массовое, что его можно сравнить с очередями к гробу Льва Толстого или Бориса Пастернака, но с поправкой на уход цивилизации в соцсети и общее сужение круга читающих. Цитировать здесь даже некоторые мемориальные высказывания о Цветкове мы посчитали бессмысленным занятием, но обратились к друзьям покойного с просьбой произнести какие-то важные слова.

Среди тех, кто отозвался, поэт Юрий Кублановский, который в «Московском времени» (Гандлевский, Казинцев, Цветков, Кенжеев, Сапровский) был «гостем», эстетически симпатизирующим духу объединения.

«Вслед за поколением шестидесятников стали уходить и поэты следующей за ними поры», — рассказал «МК» Юрий Михайлович. И поделился воспоминаниями:

— В начале 60-х гуманитарные факультеты МГУ находились на Манежной площади. Садик перед прекрасным ампирным зданием мы, студенты, называли психодромом, так как здесь на скамейках мы психовали перед экзаменами. Здесь я и познакомился впервые с Алешей Цветковым. Так что не скажу, что дружбе, но приятельству нашему более полувека.

Уж не помню почему, но я в ту пору дал ему прозвище Католик, и тогда оно прижилось. И даже оказалось в чём-то верным, если учесть будущие либерально-прозападные убеждения Алексея. И хотя мы учились, как говорится, бок о бок, поэзию его для меня много позже открыл Сергей Гандлевский, в середине 70-х годов, вскоре после отъезда Алексея на Запад, буквально бредивший его и впрямь замечательными тогда стихами… Я тоже их оценил, и Цветков занял в моем поэтическом пантеоне своё достойное место. Запад, к сожалению, не способствовал расцвету его таланта. Алексей едва ли не на два десятилетия замолчал. Но потом вдруг стал писать снова, и новая его поэзия не оказалась мне близкой… С большой горечью узнал я о его смерти. Мир его праху.

Тезис о том, что Алексей Цветков — значительное явление в русской поэзии, в обосновании не нуждается, но, тем не менее, мы попросили высказаться на эту тему поэта, основателя проекта «Воймега», эксперта по современной литературе Александра Переверзина:

— Я присутствовал на первом вечере Алексея Цветкова в Москве после его семнадцатилетнего молчания. Это было в 2004 году в клубе «Билингва». Небольшой зал оказался переполнен, слушатели свисали с балконов. Казалось, поэт был ошеломлён таким вниманием. Цветков читал стихи, отвечал на вопросы. В конце вечера я попросил подписать его сборник «Дивно молвить» (СПб, издательство «Пушкинский фонд»), с которым не расставался несколько лет. Вид книги был плачевен: надорванная и потёртая обложка, разваливающийся корешок, выпадающие страницы. Цветков посмотрел на меня с недоумением, было видно, что ему неприятно такое обращение с книгой. Мне пришлось сбивчиво объяснять, что в течение нескольких лет книга ни дня не стояла на полке, что я везде таскаю её за собой, что иногда даю читать знакомым поэтам. Цветков смягчился и книгу подписал. После этого мы виделись считаное количество раз — в Москве, Киеве и Коктебеле. Наше общение нельзя было назвать дружбой, для меня Цветков всегда оставался личностью недосягаемой высоты, но это не мешало мне благоговейно его любить на расстоянии.

Значение Алексея Цветкова для русской поэзии, как считает Переверзин, трудно переоценить. В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века Цветков открыл новые возможности в традиционной поэтике, разработал приёмы, которыми его многочисленные последователи пользуются до сих пор. Его разорванный синтаксис, отсутствие знаков препинания, жёсткие ритмические схемы, безупречная работа с рифмой, особое внимание к психологии личности действуют завораживающе. Кажется, что в XXI так писать стихи невозможно, но могучий дар Цветкова преодолел эту невозможность. В конце восьмидесятых Цветков замолчал, и казалось, не вернётся к стихам. Промолчавший почти два десятка лет, он пришёл в поэзию с обновлённой интонацией, метафоры в его новых стихах разветвляются, на каждом новом уровне всё больше усложняясь, в его поэзии отчётливо проявляется гуманистический пафос. Новую манеру оценили не все критики, посчитав, что поэт отошёл от свойственной ему «точности и ясности».

Но эксперт не сомневается: наследие Алексея Петровича Цветкова позволяет ему занять в русской поэзии место рядом с другими нашими выдающимися поэтами.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...