Срочные новости раздела
Опасное путешествие

Опасное путешествие "Троицы" Рублева: перевезли тайно и ночью

Нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова оказалась хитрее и осторожнее Валентина Родионова и не стала вставать в позу. Она вовремя ушла в отпуск, а подпись на разрешении о выдаче «Троицы» поставил ее заместитель Ринат Шигапов, отвечающий в музее за строительство и ремонт. От приказа, спущенного в музей из Министерства культуры, впрочем, не так-то просто отказаться, ведь все экспонаты Третьяковки входят в музейный фонд РФ, то есть принадлежат государству.

Говорят, сотрудники отдела древнерусского искусства пытались встать горой за древний памятник, но увидев, что руководство умывает руки, поняли: бороться бесполезно. Формально министерство вправе распоряжаться фондами по своему усмотрению, несмотря на все рекомендации и предписания специалистов, на чьем попечении находится экспонат. Сейчас ситуация не та, что при Ельцине, когда за хранение «Троицы» в стенах музея ратовал тогдашний министр культуры Юрий Мелентьев, который и добился приема у президента. История же с Родионовым случилась, когда Минкультуры возглавлял Александр Авдеев — дипломат с тонким вкусом и пониманием художественной ценности культовых предметов.

К слову, при Авдееве произошла показательная история с иконой Торопецкой Божией Матери, которую в 2009 году вывезли — опять с большим скандалом и протестами искусствоведов — из Русского музея в новенький храм Святого Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро». Якобы на время. Однако древний образ, который одни ученые датируют XII веком, другие — началом XIV, так и не вернули музею, хотя еще несколько лет кряду ГРМ бил тревогу и настаивал на возвращении хрупкого экспоната. Но икона так и осталась в церкви при коттеджном поселке и в итоге была исключена из фондов Русского музея.

Со временем на иконе появились трещины. Говорят, что Авдеев пошел на этот компромисс, чтобы сохранить другие хрупкие иконы в музейных условиях. Нынче «просьбы» РПЦ — в приказном тоне. Время компромиссов прошло.

«Троицу» вывезли из Москвы в Сергиев Посад в ночь с 16 на 17 июля. Официальное сообщение Третьяковки на сей счет появилось, лишь когда икона была доставлена в лавру. Хотя, как позже стало известно, вопрос обсуждался еще с мая, а 12 июня Минкульт прислал в Третьяковку предписание на выдачу иконы «в исключительном порядке». 

Секретность логистики перевоза «Троицы» связана не только с беспрецедентностью ситуации и волнениями вокруг сохранности памятника, но и с условиями договора страхования, согласно которому информация о времени транспортировки не должна никуда просочиться. Везли «Троицу» ночью, чтобы избежать пробок, на спецтранспорте с мягкой подвеской, а в Троицком соборе ее разместили в особой капсуле, которая должна обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, пока образ, приписываемый кисти Андрея Рублева, находится в Троице-Сергиевой лавре.

По завершении празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла «Троицу» обещают самым бережным образом доставить назад в музей. Время отправки опять же засекречено — согласно тем же правилам. Но, по идее, отправить ее назад в Москву должны вечером 18 июля. Впрочем, искусствоведы не очень-то верят в то, что меры предосторожности уберегут памятник от повреждений.

Даже небольшие колебания могут вызвать необратимые утраты красочного слоя, вздутия и трещины, а ведь от первоначальной рублевской «Троицы» и так осталось немного. С момента ее создания (по одной версии, в 1409–1411 годах, по другой версии — в 1422-м) икону не раз подновляли, то есть записывали свежей краской (как минимум 4–5 раз). А в начале ХХ века реставратор Василий Гурьянов вынул икону из золотого оклада, в котором она находилась со времен Ивана Грозного, снял несколько слоев поздних наслоений, но вместе с тем стер и часть авторской живописи.

А потом записал икону заново и вернул в иконостас. В 1918 году реставратор Юрий Олсуфьев вновь снял наслоения, однако полностью отделить живопись Рублева от более поздней невозможно. К реставрации, уже более продуманной и аккуратной, возвращались не раз. С 1929 года икона находится в Третьяковской галерее, где ее регулярно обследуют. Так же регулярно специалисты проводят реставрационные советы, где докладывают о последних исследованиях и выводах по сохранности культурного объекта.

Подробное исследование в 2010 году делал завкафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи Института реставрации (ГосНИИР), профессор, художник-реставратор высшей категории Виктор Баранов. В конце своего доклада он сделал вывод о том, что состояние сохранности «Троицы», несмотря на всю ее сложную историю бытования, можно назвать «в целом хорошим». 

— Я капитально изучал «Троицу» много лет назад. Последний раз смотрел бегло, но мелкие детали — трещины, которые со временем образовались, — было видно. Вообще, есть общие рекомендации, которые наука выработала, что можно перевозить, что нельзя. Сейчас у меня нет вводных данных о состоянии «Троицы», чтобы обстоятельно говорить. Но чем древнее памятник, тем с большим благоговением к нему надо относиться — оберегать, как старика, — осторожно говорит «МК» реставратор и рекомендует заглянуть в протокол последнего реставрационного совета по поводу «Троицы».

Таковой состоялся в конце мая этого года. Согласно выводам искусствоведов-реставраторов, состояние иконы «спокойное». Однако «даже кратковременное изменение условий хранения» может «катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника». Тут стоит вспомнить о том, как «Троица» единственный раз после эвакуации в годы Великой Отечественной войны покидала стены старой Третьяковки, чтобы проехать считаные метры и попасть в Новую — на Крымский Вал — для участия в выставке «Европа—Россия—Европа».

В результате часть доски была смещена, и икону пришлось реставрировать. Словом, научное сообщество в шоке от вояжа шедевра русского Возрождения в Троице-Сергиеву лавру и с трепетом ждет ее возвращения. А еще больше опасается по поводу того, что нынешняя поездка — лишь «пробный шар», и икону могут насовсем забрать из Третьяковки, как это случилось с Торопецкой Божией Материю.

Тем временем к Троицкому собору выстроилась многокилометровая очередь — часов на пять. Некоторые паломники теряют сознание от длительного ожидания. Икону охраняет один охранник с суровым лицом. На иконе в большой стеклянной витрине видны «заплатки», которые, очевидно, сделали реставраторы, готовя ее к сложному путешествию. И пока непонятно, чем для «здоровья» рублевских ангелов обернется сей оглушительный бенефис.

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Я и до личной встречи с Инной Чуриковой всегда считал ее актрисой номер 1, которой Господь подарил из ряда вон выходящее дарование, способность быть проводницей самых высоких энергий божественных.
подробнее...

Она была незвездной звездой «Ленкома», имела немало международных наград за роли в кино, какие многим и не снились. При этом скромно, с достоинством несла венец всенародной любви и выдающейся актрисы.
подробнее...

Об этом «МК» сообщил буквально за пару дней до смерти Чуриковой руководитель «Ленкома» Марк Варшавер. Не исключено, что ухудшение здоровья Инны Михайловны было связано с вызванными болезнью
подробнее...

– Вахтанг скончался ровно час тому назад, – вздыхает Нана. – Он был на диализе последние десять лет уже. Видимо, окончательно ресурсы его организма закончились. Он умер в реанимации. Врачи сделали все
подробнее...

– Буба был потрясающим рассказчиком. Он так интересно рассказывал, а это говорит очень о многом. Во-первых, что он талантлив, во-вторых, что он умен. Сидеть с ним за столом – это просто удовольствие.
подробнее...

– Шок, потому что ещё позавчера Буба в больнице говорил обо мне моему товарищу, рассказывал как мы жили. И я собирался его навестить на следующей неделе. Это близкий мне человек. Я его знал с детства.
подробнее...

Народная артистка СССР Инна Чурикова, скончавшаяся в субботу в возрасте 79 лет, в последний год была прикована к постели из-за новообразований в головном мозге, сообщает сайт KP.RU.Как отмечается, у
подробнее...

Звезды шоу-бизнеса скорбят из-за смерти Вахтанга Кикабидзе. Актер скончался сегодня на 85-м году жизни. Певица Ольга Зарубина считает: на уход Кикадбизе повлияла трагедия, которая случилась в его
подробнее...

15:49 Похороны завершены. Могила утопает в цветах, вокруг - около двух десятков венков.15:45 Сейчас на кладбище читают стихи. Также прочли молитву.15:38 Могилу завалили цветами. Глеб Панфилов попросил
подробнее...

Впрочем, никаких скандалов или сплетен в СССР вокруг кинодивы не было, ее просто боготворили за красоту. Здесь она завела немало друзей — среди политиков, космонавтов, художников и поэтов.— Были
подробнее...

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с
подробнее...

Инна Чурикова — тот счастливый случай, то исключение, когда Бог дал всего, отсыпал горкой немерено, и она все это в себе несла, ничего не пролила, все отдавала своему Зрителю. Есть актрисы, у которых
подробнее...

Зарубежным артистам (читай: российским) никто не запретит выступать в Бишкеке под фонограмму, как привычно многим из них. Традиции скачек под «фанеру» на нашей сцене сильны и, не побоюсь этого слова,
подробнее...

Обыкновенную блоху (Aphaniptera скачущая) в силу микроскопических размеров еще надо поискать. И театр с таким названием тоже просто так в Петербурге не сыщешь: ни указателя, ни вывески, ни адреса на
подробнее...

Фото со съемок для поклонников шоу выглядят весьма интригующе. Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) дефилирует по Манхэттену, держа за руку своего дважды бывшего Эйдона Шоу (Джон Корбетт). Видимо, все
подробнее...

Игровой проект начинается в библиотеке, одна из стен которой представляет собой огромный экран, а остальные заполнены книгами. Этот интерактивный павильон о мечтах – писателей-фантастов и ученых. На
подробнее...

«Космос» родился из экспериментального проекта «АРТХАБ», запущенного ради поиска новых имен в драматургии и режиссуре в МХТ им. Чехова. За десять дней режиссер, прежде не работавший на его сцене,
подробнее...

- Какие у Шорохова были внутренние причины ухода на фронт, делился ли он планами с вами? Когда стало понятно, что он примет такое решение?– У каждого свои мотивации. Алексей волонтерил с 2015 года. И
подробнее...