Срочные новости раздела
После инициативы депутата Бурляева в творческой среде заговорили о новой цензуре

После инициативы депутата Бурляева в творческой среде заговорили о новой цензуре

Полочные картины, спектакли, разрешенные к показу только после правильных партийных «рекомендаций». Про квартирники, рок-группы и вспоминать нечего — запрещалось, кажется, все. Обжегшись на молоке, мы сегодня «дуем на воду», с настороженностью воспринимая любые инициативы по введению контроля в сфере культуры, под какими бы благовидными формулировками этот контроль ни подавался. Вот и предложенный отечественным актером, кинорежиссером, депутатом Госдумы Николаем Бурляевым проект закона о создании общественных советов на телевидении, в театрах и кино вызвал в творческой среде вибрацию — что это, опять цензура?

По сути, мы имеем дело с «перезагрузкой» проекта закона №109642-8 «Об Общественном совете Российской Федерации по телевидению», только в его расширительном виде. Для начала, чтобы прояснить ситуацию, мы обратились непосредственно к Бурляеву. По его словам, законопроект предлагает введение института общественных советов — не только в театре, но и в кино и на телевидении. Вспомнив опыт прошлого, когда в худсоветы входили выдающиеся актеры, Бурляев в таких советах сегодня видит представителей общественности, завоевавших доверие у нашего народа.

— Допустим, это будут учителя, медики, представители правоохранительных органов, — считает Николай Петрович. — Учитель прочтет сценарий сериала, который прошел по Первому каналу, и скажет свое мнение — что этот сериал нанесет ущерб школе, нашей педагогике. Медики смогут сказать свое мнение, что такой сценарий усилит шизофренизацию общества или распространение суицида. Правоохранители прочтут и скажут, что такой фильм может увеличить преступность, педофилию. Такие оценки обязательны как общественный контроль.

По словам депутата Бурляева, подобные проекты об общественном совете готовили в первую очередь на телевидении, но тогда их заблокировали. «Сейчас пришло время отделения зерен от плевел и более серьезного отношения к нашей культуре».

— Не возвращаемся ли мы к советской системе контроля государства за творческими процессами в стране? Вы видите кроме полиции в советах представителей остальных силовых структур?

— От Минобороны могут быть вполне. В прошлых худсоветах не присутствовали представители КГБ. Читки пьес проходили только между самими участниками постановки — это режиссер и актеры.

— Вы нашли поддержку среди режиссеров театров и кино?

— Конечно, не я один, а время диктует принятие такого закона. И я обсуждал это будучи председателем рабочей группы Общественного совета при Минкультуре с Татьяной Дорониной, Юрием Соломиным, Олегом Басилашвили, Валентиной Талызиной, со многими главными режиссерами театров. И было единодушное мнение — нужны общественные советы, уничтожаемые повсеместно в театрах новыми менеджерами, пришедшими лишь затем, чтобы получать огромные деньги и делать что они хотят. Таких театров сейчас и в Москве полно, и по всей России тоже.

— Но в комментариях к будущему закону только одно — цензура.

— Я первым буду выступать против политической цензуры, которая была при советской власти и от которой я натерпелся. Из 70 моих фильмов 20 лежали на полке около 25 лет. Я видел, как уничтожалось творчество Тарковского, Высоцкого. Но общественный контроль должен быть обязательно. «Цензура» с греческого переводится как «строгое суждение», «взыскательная критика». Государство, заботящееся о будущих поколениях, о тех, кому мы передадим нашу Родину, обязано иметь свое строгое суждение и взыскательную критику. И вот что говорил о цензуре «наше все» — Александр Сергеевич Пушкин: «Всякое христианское государство, под какой бы формой правления оно ни существовало, должно иметь цензуру. Разве речь и рукопись не подлежат закону? Каждое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях все, что кому в голову взбредет. И государство вправе остановить раздачу рукописей». Я бы здесь добавил — и кино, и телевидения, и театра.

А вот тут важно уточнить, что приведенная цитата из Пушкина не является столь однозначной. Она взята из главы «О цензуре» публицистического произведения 1833–1835 гг. «Путешествие из Москвы в Петербург». Именно там, по словам литературоведа Андрея Ранчина, Пушкин действительно говорит о свободе мысли «в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». Однако у него речь идет о праве государства останавливать «раздачу» нежелательных рукописей, не дожидаясь выхода книг из типографии, но это только право, то есть возможность, имеющаяся у державы, а не то, что нужно делать обязательно. Наконец, мы не видим здесь первого предложения из цитаты Пушкина, приводимой Бурляевым: «Приступая к рассмотрению сей статьи, долгом почитаю сказать, что я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось». Эти слова имелись в черновой редакции текста, но из окончательной версии Пушкин их убрал. Убрал, по-видимому, не случайно. Он мог счесть их излишне категоричными и упрощающими его позицию».

Но оставим в покое Пушкина. Действительно, актер и депутат Бурляев говорит правильные вещи и желает лучшего — не нанести художественными произведениями вред обществу или подрастающему поколению. А кто хотел бы нанести? Кто против разумного, доброго, вечного? Но подойдем к вопросу общественного совета конкретно. Представим ситуацию: режиссер или группа лиц (в кино, театре, на ТВ) создали продукт. Его предъявляют авторитетным гражданам — врачу, учителю, полицейскому, может быть, даже судебному приставу. Если даже согласиться с тем, что их глубочайшие знания предмета велики и не подлежат сомнению, то как они могут себя чувствовать, подходя с профессиональным инструментарием к художественному произведению, которое создается по другим законам? Так чувствовал бы себя и драматург, актер, которого попросили проинспектировать операцию хирурга. Что он понимает?

Кто ж станет спорить, что педофилия или другие пороки — это хорошо? Кто станет спорить, что родители, истязающие своего ребенка, — образец нравственности? Но ведь все это и другое ужасное в нашей жизни присутствует, и закрывать на это глаза искусству — преступление. Здесь очень тонкая грань, отклонения от которой на считаные доли (в чем они выражаются — в см, мм, г?) могут привести к глупости и дурным последствиям. Разве не высокой нравственностью руководствовались в прежние годы блюстители нравственности, причем находящиеся на зарплате? Ей, ей, родимой, но от этого нравственность не улучшалась.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Острые козырьки» — это британская криминальная драма об истории знаменитой банды Острых козырьков, разворачивающаяся в начале 20 века. Первый сезон был показан в 2013 году. На сегодняшний день вышло
подробнее...

Как гласит поговорка, подарок явно пришелся ко двору. А также – к месту и ко времени. Тема русскости и гордости за эту русскость - более чем разогретая на данный исторический момент, и одно название
подробнее...

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса,
подробнее...

Сюжет сериала «Женщина-Халк»История сериала будет посвящена юристке Дженнифер Уолтерс, кузине Брюса Бэннера.По сюжету с Дженнифер произойдет несчастный случай, после которого ей понадобится
подробнее...

Итак, как всегда в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II за столом президиума руководители Большого и модератор конференции, начальник пресс-службы
подробнее...

Проект начинается как раз с лаконичных работ, свидетельствующих о редукции визуальности. В качестве преамбулы приводятся работы Александра Родченко и Варвары Степановой, Тимура Новикова и Виктора Цоя.
подробнее...

Сюжет фильма «Серый человек»«Серый человек» — это экранизация одноименного романа американского писателя Марка Грини. Эта книга для Грини стала дебютной, после ее успеха он сразу занялся написанием
подробнее...

Составлен очередной ежеквартальный рейтинг лидеров мнений россиян в категории "Театр и кино". Это сделано холдингом "Ромир". Топ-10 возглавил актер и режиссер Никита Михалков. Второе и третье места
подробнее...

«Братья и сестры! К сожалению в силу текущих обстоятельств проведение нашего российского тура We are Little Big, заявленного в прошлом году, не представляется возможным. Очень ждем следующей встречи.
подробнее...

В Интернете на тему «засилья КГБ» в театре и киноиндустрии можно найти массу публикаций. Если суммировать прочитанное, то кажется, что чуть ли не все звезды сцены и экрана были агентами
подробнее...

Что такое «Американская история ужасов»?«Американская история ужасов» — это сериал-антология в жанре хоррор. Действие каждого сезона разворачивается в совершенно новой вселенной, но с теми же
подробнее...

«Вы сами справедливо указываете, что влияние государственных институтов на их работу должно быть исключено. В этой связи представляется целесообразным перенести обсуждение данной инициативы на одну из
подробнее...

В дворцовых лабиринтах Эрмитажа, под завязку заполненных людьми, не так-то просто найти нужный зал. Кажется, что ты не в главном музее страны, а в московском метро в час пик. Выставку «Рождение
подробнее...

О том, что это место связано с великими именами, сегодня напоминает название улицы и памятный знак, установленный около дома в годовщину расстрела Всеволода Мейерхольда в 1991 году. На тот момент на
подробнее...

Про что «Черный Адам»«Черный Адам» — это история о могущественном антигерое. Он родился и получил свои суперсилы еще во времена древнего Египта, но был помещен в вечное заточение за свои
подробнее...

Сюжет сериала «Харли Квинн»«Харли Квинн» — это сатирический мультсериал, разрушающий все типичные клише супергеройского жанра из комиксов DC. Здесь полно черного юмора, жестокости, высмеивания
подробнее...

Карен Шахназаров снимает в Москве и Петербурге фильм «Хитровка». В его основе – очерки «Москва и москвичи» Гиляровского, соединенные причудливым образом с детективной историей Артура Конан Дойла. В
подробнее...

Режиссером нового проекта стал Дмитрий Иосифов. Тот самый, который сыграл Буратино в советском телехите 1975 года. С начала 90-х Дмитрий реализует себя еще и как режиссер, и на данный момент в его
подробнее...