Срочные новости раздела
Кривые доски и трещины: названы опасности перевозки

Кривые доски и трещины: названы опасности перевозки "Троицы" Рублева в храмы

Знаменитый ветхозаветный сюжет с технической точки зрения создан в традиции, которой и сегодня придерживаются иконописцы. В основе иконы три липовые доски, которые скреплены рыбьим клеем и соединены деревянными шпонами (с обратной стороны). За 600 с лишком лет доски начали расходиться, сейчас они подвижны. Еще в 1929 году, когда икона поступила в ГТГ, было зафиксировано, что у «Троицы» средняя шпонка «упирается широким торцом в край первой доски и мешает полному схождению досок основы». В 1931-м реставратор Александр Кириков срезал мешающий схождению досок выступающий конец. Но проблема осталась, и это одна из хронических «болезней» памятника, которая требует тщательного контроля. Реставраторы пытались стягивать доски, но устранить проблему не получается — зазор между досками достигает 1,5 см. Липа чаще всего используется в качестве основы для иконы, потому что из всех пород дерева, как говорят специалисты, наиболее скульптурна и меньше подвержена деформации. Но при жаре и сухости липа отдает влагу, и доски могут «поплыть». Идеальные условия для иконы — высокая влажность (65–70%) и прохлада (температура 16–18 градусов).

Другие проблемы «Троицы» — трещины и отхождение паволоки. Технология создания иконы такова: на отшлифованную деревянную основу накладывается льняная ткань (паволока), которая грунтуется смесью мела и белка (левкас), поверх пишется образ темперными красками (смесь желтка и пигментов). Так вот, со временем в некоторых местах паволока «Троицы» была утрачена. На лицевой стороне святыни есть большая трещина (и тканевой основы, и, соответственно, красочного слоя), ее длина более 100 см. Эту проблему зафиксировал еще Василий Гурьянов, когда приехал в Троице-Сергиеву лавру, нашел там почерневший от вековой копоти свечей образ, впервые расчистил его, а затем подновил (в то время реставрационная наука только зарождалась, и народилась она во многом благодаря изучению «Троицы», но не будем останавливаться на всех приключениях «Троицы»). Сейчас важно, что эта большая трещина — одна из самых острых проблем, которая тоже остается хронической. Есть и другие. После всех записей и расчисток, осыпаний красочного слоя и других бед, вызванных временем, от первоначальной рублевской живописи «Троицы» осталось процентов 20, а то и меньше. Время не щадит древнюю икону; только правильные условия позволят сохранить святыню, признанную шедевром мирового значения.

Прежде чем начать собирать икону в путь-дорогу, музей должен подписать соглашение с РПЦ, храмом Христа Спасителя и лаврой. Примерно такое, какое Михаил Пиотровский подписал 10 мая с Невской лаврой о выдаче раки Невского. Дело в том, что согласно закону «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ» музейная коллекция является неделимой, то есть икона должна остаться музейной собственностью, а значит, находиться в зоне ответственности Третьяковской галереи. Так же как рака Невского осталась в зоне ответственности Эрмитажа: в договоре, подписанном Пиотровским, четко обозначены условия обеспечения сохранности саркофага. Документально должны быть зафиксированы и для иконы все условия перевозки и ее бытования. «Троицу» можно перевозить только на специальном транспорте, с минимальной вибрацией. В самом храме должна быть установлена специальная витрина с температурно-влажностным режимом. Можно ли использовать ту, что есть в музее, не ясно, как и то, можно ли изготовить новую. Как рассказала «МК» глава отдела древнерусской живописи ГТГ Елена Саенкова, подобные делают только в Италии и Германии. Но из-за геополитической ситуации заказать такую не выйдет. А значит, нужно импортозамещать — это время и деньги. На кого ляжет эта финансовая нагрузка, отдельный вопрос. Храм Христа Спасителя находится на балансе Москвы, так что возможно, что нагрузка ляжет на город. Еще предстоит разобраться, кто и как будет проверять состояние памятника, а это нужно делать регулярно. По идее, это должен делать хранитель иконы (каждый музейный экспонат приписан к конкретному сотруднику).

Вопросов встает много, но перед нами очевидный прецедент. Во-первых, раз «Троицу» и раку готовы передать РПЦ, то за этим может последовать большая кампания по возвращению музейных экспонатов, относящихся к религиозному культу, в храмы. То есть в ближайшее время, возможно, политики вернутся к рассмотрению законопроекта о передаче церковных ценностей, который еще осенью обсуждали в Думе. Во-вторых, должен быть сформулирован и оформлен регламент и условия передачи исключительных объектов, коим является и «Троица»; а значит, кто-то должен это контролировать, причем не абы как, а на уровне. Иначе такой радикальный шаг, как вынос «Троицы» из музея, где она жила в «тепличных условиях» последние сто лет, обернется катастрофой, которая точно не прибавит ни религиозных, ни патриотических чувств. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первое ощущение от «склепа» размером в два этажа — оторопь. Здесь спокойно, как на кладбище, а цвет морской волны, в который выкрашены стены, заставляет вспомнить крылатую латинскую фразу — memento
подробнее...

Подлинным стартом континентального конкурса песни стало даже не начало состязательного «забега» во вторник или дефиле участников (на сей раз из 37 стран) по традиционной Бирюзовой дорожке, а приезд на
подробнее...

— «Ночь музеев» для нас — это не только программа мероприятий, но способ подвести итоги за год, — говорит глава столичного департамента культуры Александр Кибовский на пресс-конференции, посвященной
подробнее...

Впрочем, царская осанка и уверенный взгляд и на этот раз будут нелишними, потому что Марина перевоплотилась в столичную штучку, оказавшуюся в провинциальных интерьерах. Главная героиня по личным
подробнее...

— Михаил Ефимович, среди участников Чеховского фестиваля мы видим представителей из полутора десятка стран. Насколько этот список изменился в связи с политической ситуацией? Кто из приезжавших в
подробнее...

— У нас были дома, стоящие рядом, — между нашими участками был забор с калиткой. И Вознесенский через эту калитку приходил к нам. Потом забор упал — и он проходил в этом месте. То есть он не шел на
подробнее...

«Клавиши с собой не привезли, пришлось поискать здесь, но в итоге все получилось», — говорит гитарист Андрей «Рыжик» Резников по окончании концерта. Весьма неформальный подход к гастрольным
подробнее...

Организован он в рамках мероприятий по случаю 125-летия Московского Художественного театра, которое отмечается весь 2023 год. Ведущими церемонии стали совсем юные барышни Арина и Алиса из студии
подробнее...

Шведская певица марокканского происхождения Loreen минувшим вечером в Ливерпуле стала двукратной победительницей "Евровидения": она уже выигрывала конкурс в 2012 году с песней "Euphoria", теперь
подробнее...

— Максим Адольфович, вы пишете, что «история с Беркович и Петрийчук, с увольнением блестящего Могучего и давлением на великого Додина, — это не то, что вызывает гордость за страну». При этом вас
подробнее...

Лидер «АукцЫона» Леонид Федоров выпустил очередную сольную пластинку, для него это обычное дело, примерно раз в год у музыканта выходит что-нибудь самостоятельное. Но необычное в этой пластинке все же
подробнее...

Примерно в те же дни фильм наградили в Сингапуре. Излишне открыточные пейзажи Соловецкого монастыря и его окрестностей все равно производят на зрителей сильное впечатление, а в словах священников
подробнее...

Фоном для этой выставки выбраны два цвета – желтый и черный, которые в иконописи символизируют божественный свет и его отсутствие. На контрасте соединяются здесь православное искусство и светское.
подробнее...

Заодно Путин дал совет по оформлению межвузовского кампуса на базе строений бывшей Большой ивановской мануфактуры: «Здесь, совсем недалеко от Кремля, очень хорошее пространство. Посмотрите, как там
подробнее...

Вахтанговцы называют Шалевича артистом-легендой, человеком-эпохой, посвятившим всю жизнь театру. При этом весьма символично, что бюст территориально установят именно на Арбате, где он жил,
подробнее...

Кое-что предлагают. Субботний эфир принято наполнять музыкой, и даже при отсутствии в сетке «Евровидения» песни звучали самые разные. Вот, например, концерт, посвященный 85-летию Иосифа Кобзона.
подробнее...

Какое-то время столица ЛНР действительно была относительно «тыловым» городом. Но все резко изменилось. В Донецке, ежечасно содрогающемся от взрывов, с февраля 2022-го года запрещены культурно-массовые
подробнее...

Его первым режиссерским опытом стала короткометражка «Профилактика повторных преступлений», где оленеводов на стойбищах призывают обезвреживать заключенных, сбежавших в 1946 году из лагерей ГУЛАГа.
подробнее...