Срочные новости раздела
40 лет назад разбился самолет с командирами Тихоокеанского флота СССР

40 лет назад разбился самолет с командирами Тихоокеанского флота СССР

40 лет назад на взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом разбился самолет Ту-104. В этой катастрофе погибли 16 адмиралов и генералов — все руководство Тихоокеанского флота СССР, который оказался полностью обезглавлен. Для советского флота эта трагедия стала страшным ударом.

В Минобороны опасались, что случившееся было диверсией, вслед за которой последует нападение на восточное побережье СССР. На деле все оказалось намного прозаичнее. Адмиралов погубил их собственный багаж. Подробности этого резонансного дела вспомнила «Лента.ру».

В тот роковой день самолет командующего ТОФ провел в воздухе всего восемь секунд. Сразу после взлета лайнер получил большой крен на хвост и рухнул на землю в полукилометре от точки отрыва. Крен самолета был настолько большим, что находившиеся на аэродроме описали положение Ту-104 как «крест в небе».

Топливные баки были полными, поэтому сразу после падения и взрыва начался сильный пожар. Все 50 человек, находившиеся на борту, — 44 пассажира и 6 членов экипажа — погибли. Очевидцы, которые пытались добраться до места аварии, рассказывали, что хвост самолета отломился от фюзеляжа, а под ним была огромная воронка с горящим керосином. Весь самолет был в огне.

На борту были 15 адмиралов и генералов, 12 капитанов первого ранга и полковников и сам командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Ту-104 командующего возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза. При этом Сергей Горшков, командующий военно-морским флотом (ВМФ) СССР, признал Тихоокеанский флот под руководством Эмиля Спиридонова лучшим на сборе.

Вместе со Спиридоновым погибли 15 адмиралов и генералов.

Погибшие под Ленинградом командиры были не только обладателями высоких званий, но и носителями уникального опыта. В первые послевоенные годы советское правительство делало ставку на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота — и именно на Тихоокеанском флоте активно и с большим успехом обкатывали новые виды вооружений.

Сразу после крушения началась отработка версий. Самый сильный флот фактически обезглавлен — не начало ли это войны? Катастрофа случилась вскоре после окончания Китайско-вьетнамской войны, шла война в Афганистане, а американские авианосцы и корабли с морпехами кружили по Тихому и Индийскому океанам и были готовы при любом удобном случае высадить десант.

После катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности — в Минобороны подозревали диверсию. Вскоре спецслужбы и всевозможные комиссии пришли к выводу, что иностранные диверсанты просто не могли подобраться к самолету на таком охраняемом объекте, как военный аэродром Пушкин.

И все же версию диверсии окончательно не отбросили — следователи предположили саботаж, начали проверять своих. Выяснилось, что в последний момент отказался лететь Рудольф Голосов, начальник штаба Тихоокеанского флота и первый кандидат по выслуге лет на место Спиридонова. Про него говорили, что он наиболее вероятный кандидат и на место главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова.

Но мог ли Голосов, в надежде поскорей возглавить Тихоокеанский флот, а там и весь ВМФ, устроить аварию? Оказалось, что у начальника штаба было алиби: в день катастрофы на аэродроме Пушкин другой борт должен был лететь на Северный флот. Голосов был родом из тех мест — там у него остались родственники, росла дочь.

Голосов решил повидаться с родными и заранее отпросился у Спиридонова, что спасло ему жизнь. Версия о том, что он устроил диверсию, была отброшена, техническое расследование катастрофы продолжалось. При этом все материалы следствия были помечены грифом «Совершенно секретно», и в СМИ о ней не написали ни слова.

Катастрофа упоминалась лишь в некрологе, размещенном в газете «Красная звезда», но без указания имен и места происшествия.

О ходе самого засекреченного расследования родные и близкие погибших могли догадываться только по активности особистов. Сложилась странная ситуация: семьи известили о гибели их родных и близких, на Серафимовском кладбище в Ленинграде прошли похороны большинства погибших, но никто не объяснил скорбящим, что произошло.

На протяжении 16 лет после катастрофы вдовы погибших добивались, чтобы в свидетельствах о смерти их мужей было указано «погиб при исполнении служебных обязанностей». Между тем в ходе траурных мероприятий стало ясно, что кроме адмирала Эмиля Спиридонова на борту была и его жена Валентина.

Это было нарушением инструкций: на военных самолетах гражданские летать не должны. Но Спиридонов не только сам нарушил это правило, но и не запретил это другим. Так на борт попал Борис Макаренко — сын начальника снабжения Приморского края, причем с женой.

Также на борту Ту-104 оказалась супруга первого секретаря Приморского крайкома партии Тамара Ломакина и дочь контр-адмирала, начальника связи флота Екатерина Морева. Все они были гражданскими лицами.

Обрывочные свидетельства говорят о том, что в качестве багажа на борту было два или три рулона дефицитной типографской бумаги, каждый весом в полтонны — их Спиридонов урвал по случаю для газеты ТОФ, и несколько мебельных гарнитуров, которые тогда были еще большим дефицитом, чем бумага. Купить их было непросто даже в столицах, что уж говорить о таких регионах, как Дальний Восток. А доставить такую покупку из Ленинграда во Владивосток для простого гражданина СССР и вовсе было невыполнимым квестом.

Несколько очевидцев утверждали, что рулоны в багажном отсеке Ту-104 не закрепили должным образом, и при наборе взлетной скорости они, скорее всего, покатились, сместив центр тяжести к хвосту. Этой версии придерживается генерал-лейтенант Виктор Сокерин, заслуженный военный летчик России.

По мнению Сокерина, как такового взлета у Ту-104 не было — он преждевременно оторвался от взлетно-посадочной полосы помимо воли пилота. Из-за смещенного центра тяжести нос самолета слишком рано задрался, и аэродинамика дернула лайнер вверх.

Но угол атаки был слишком большим, поэтому плавного набора высоты не последовало, а скорости хватило лишь на отрыв от земли и несколько секунд полета. Показания свидетелей, что самолет чуть ли не вертикально встал крестом в воздухе, вполне вписываются в эту версию.

По другой версии, на Ту-104 был банальный перегруз. При таких условиях пассажиры в момент взлета должны были переместиться в переднюю часть салона, а уже после набора высоты рассесться по местам. Командир экипажа, подполковник Анатолий Инюшин налетал на Ту-104 почти шесть тысяч часов. Вряд ли он мог не знать правила взлета при перегрузе. Не исключено, что командир пытался донести эти требования до адмиралов, но те просто игнорировали «какого-то подполковника».

Писатель Владимир Рунов, доктор филологических наук и кандидат исторических наук, по крупицам собирал информацию о значимых событиях ХХ века для своей книги «Наш торопливый век» — в том числе и о катастрофе Ту-104. В этой книге Рунов приводит весьма любопытный факт о командире самолета Инюшине.

Политрук спросил адмирала Спиридонова, почему Инюшин докладывает, что военный Ту-104 постоянно перевозит мебель, холодильники, стиральные машины, фарфоровые сервизы и даже запчасти для «Москвича». Но разговор не задался: адмирал Спиридонов не боялся политруков и считал их ненужными как класс. Вот и в этот раз он просто ушел от ответа.

Получается, что командир Инюшин к моменту катастрофы уже не раз летал с перегрузом. Тогда почему в тот раз на аэродроме Пушкин он не применил свой опыт по размещению груза в салоне? Или, если верить другой версии катастрофы, почему Инюшин слишком резко пошел на взлет? Ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Впрочем, стоит упомянуть о том, что самолет Ту-104 — первый реактивный пассажирский самолет — и без всякого перегруза отличался большой аварийностью. С 1958 по 1981 год разбились 16 таких машин (с учетом рейса на аэродроме Пушкин) — эти катастрофы унесли жизни 1140 пассажиров. После 15-й катастрофы самолет убрали из гражданской авиации, но военные продолжали на нем летать.

По всей видимости, именно из-за гибели руководства ТОФ в советской армии и на флоте были приняты постановления, запрещающие высшим офицерам летать одним рейсом. Отныне командующий должен был лететь отдельно от начальника штаба. Позже это положение перекочевало в Федеральные авиационные правила.

После трагедии на аэродроме Пушкин командир военной части № 34233 (отряд 25-й авиационной дивизии ТОФ) полковник Яковлев был отстранен от должности. Именно за его частью был закреплен «адмиральский» Ту-104, но Яковлева по сути просто сделали крайним. Дальше следы полковника теряются — в открытых источниках упоминаний о нем нет. Возможно, информация о его дальнейшей жизни, как и о расследовании катастрофы 40-летней давности, до сих пор скрыта под грифом «Секретно».

Источник: hi-tech.mail.ru

Последние записи - Hi-tech

самые читаемые новости

#Hi-tech

Практически в каждой инструкции по эксплуатации холодильников можно найти рекомендацию не включать холодильник в сеть сразу после отключения. Сегодня мы расскажем, чем вызвана такая рекомендация и что
подробнее...

Говорят, одна случайная встреча может изменить всю вашу жизнь. В случае с Google случайная встреча двух аспирантов Стэнфордского университета изменила курс интернета и жизни миллионов людей.В середине
подробнее...

Выявлена проблема, которая не позволяет использовать функцию «Разблокировать с помощью Apple Watch» на самых современных айфонах.Когда на руке есть Apple Watch (Series 3 или новее), их можно
подробнее...

Благодаря полнолунию эффект получился невероятно красивым.Французский астронавт станции Томас Песке запечатлел потрясающее северное сияние во время полнолуния. Фото он опубликовал в своем твиттере,
подробнее...

Наличие защитной бумажной полоски на упаковке не гарантирует, что внутри окажется новый iPhone 13 или вообще какой-либо гаджет.Новая упаковка смартфонов Apple не имеет пленки, она защищена особой
подробнее...

Мощный процессор Snapdragon 778G, неплохая камера с главным датчиком 64 Мп и аккумулятор 4500 мАч — все это в легком и тонком корпусе новинки Xiaomi.Xiaomi Civi получил 6,55-дюймовый OLED-дисплей с
подробнее...

Одна из находок — острые обломки, образовавшиеся при падении микрометеоритов.Ученые из Китая озвучили первые результаты исследований образцов грунта с Луны, доставленных на нашу планету межпланетной
подробнее...

Лица трех мужчин, живших в Древнем Египте более 2000 лет назад, были воссозданы с помощью современных технологий.Мумии нашли на территории современной арабской деревни Абусир эль-Мелек. Место
подробнее...

С 27 сентября Google запретила открывать популярные сервисы на старых смартфонах.На сайте справочного центра Google говорится, что компания больше не разрешает выполнять вход в сервисы на устройствах
подробнее...

Новые трехмерные изображения звездообразующих облаков Персея и Тельца раскрыли загадочный разрыв между ними.Молекулярные облака Тельца и Персея представляют собой области с высокой плотностью газа и
подробнее...

Немного напоминает старую историю смартфона Galaxy Note 7, батарея которого имела раздражающую тенденцию взрываться в руках и карманах пользователей.О неудачном случае, произошедшем со смартфоном
подробнее...

Под земляными насыпями нашли разрушенные здания.Постройки в древнем городе Тикаль в Гватемале, ранее считавшиеся естественными холмами, на самом деле являются разрушенными зданиями. Похожие строения
подробнее...

Действие ядерного оружия основано на поражающих факторах ядерного или термоядерного взрыва.Совокупный ядерный арсенал девяти стран превышает 13,1 тысячи боеголовок, сообщает Federation of American
подробнее...

Безрамочный FullView-экран, легкий и тонкий металлический корпус, первоклассная производительность, мощная батарея емкостью 56 Втч, технология Magic-link 2.0 для мгновенной передачи данных между
подробнее...

Они жили около 125 миллионов лет назад.На острове Уайт в Великобритании были обнаружены кости двух новых динозавров-убийц. Судя по компьютерным моделям, сделанным учеными, черепа хищников были как у
подробнее...

Apple не смогла доставить iPhone 13 вовремя из-за ситуации во Вьетнаме.Apple может не успеть доставить свои смартфоны покупателям в срок из-за коронавирусных ограничений во Вьетнаме. Об этом сообщает
подробнее...

Popular Mechanics: российская «Царь-пушка» является одной из самых больших в мире.Российская «Царь-пушка» имеет самое большое дульное отверстие среди всех существующих пушек мира. Артиллерийское
подробнее...

iPhone 14 Max — так в сети прозвали будущий айфон. По функциональности он будет напоминать современную базовую модель или модель mini, при этом экран Apple ему сделает по-настоящему огромным (как у
подробнее...