Перелом кривой старения человека пришелся на 50 лет

Поиски молекулярной «программы старения» пока не увенчались успехом. Поэтому до сих пор нельзя говорить ни о возрасте начала старения, ни об универсальном способе его остановить. Ученые из Великобритании, Финляндии и США проанализировали работу генов в мозге и мышцах людей от 20 до 90 лет и обнаружили, что до и после 50 набор генов, связанных с возрастом, существенно различается. Судя по всему, в 50 лет происходит какая-то значимая перестройка на генетическом уровне. По крайней мере, некоторые из кандидатов в «таблетки от старости» могут ее отложить.

© Fotolia

Однозначного ответа на вопрос «Когда организм начинает стареть?» до сих пор не найдено. Более того, если воспринимать старение как накопление повреждений, то можно считать, что оно начинается прямо с зачатия, то есть появляется вместе с жизнью. Но такой подход не позволяет предсказать, в какой момент стоит начинать бороться со старостью. Пожилым людям, организм которых уже несет груз возрастных болезней, «таблетка от старости», даже если ее найдут, может не помочь. Следовательно, необходимо действовать раньше.

Группа исследователей собрала данные о генах, которые работают в нервных и мышечных клетках людей от 20 до 55 лет и от 50 лет до 91 года, и построила свою модель старения. Ученые отобрали те гены, работа которых изменяется с возрастом. Среди них выделили те, которые так или иначе связаны с двумя ключевыми параметрами жизни клетки — способностью дышать (поглощать кислород и производить энергию) и чувствительностью к инсулину. Считается, что именно нарушение клеточного дыхания вызывает поломки в клетках и их гибель. А повышенная активность инсулина заставляет клетку усиливать свой обмен веществ, в результате чего в клетке накапливаются токсичные продукты обмена веществ.

У людей 20—55 лет таких генов оказалось около 700, примерно две трети из них с возрастом работали слабее, а одна треть, напротив, — активнее. У старшей группы, от 50 лет до 91 года, 76% этих генов неожиданно «потеряли» связь с возрастными изменениями. На основании этого ученые предположили, что «кризис среднего возраста» в старении происходит в районе 50 лет, когда некоторая генетическая программа, ранее активная, внезапно перестает работать.

Чтобы проверить, можно ли отложить выключение этой программы, исследователи подействовали на культуру мышечных клеток разными лекарствами — кандидатами в «средства от старости». Все они так или иначе блокируют сигнальные пути, связанные с инсулиноподобным фактором роста и белковым комплексом mTORc — главными стимуляторами клеточного метаболизма. Они обнаружили 24 молекулы, которые оказали реальное действие на клетки и повлияли на работу 46% «выключившихся генов старения».

Таким образом, результаты исследования вселяют надежду на то, что хотя бы на генетическом уровне половину кризиса среднего возраста можно отложить «на потом».

Статья опубликована в журнале Aging Cell  Источник: chrdk.ru

NASA сообщило, что космический аппарат «Вояджер-2» стал вторым созданным человеком устройством, который покинул пределы гелиосферы. Его приборы смогут рассказать нам о неизведанной ранее территории.©

Ученые, работающие на Большом адронном коллайдере, ищут гипотетическую частицу, которая может претворить в жизнь Теории Великого объединения и расширить границы понимания Вселенной в ее самых малых

Еще в начале ХХ века Общая теория относительности предсказала существование гравитационных волн — деформаций пространства-времени, излучающихся движущимися массами. Однако зарегистрировать их

Крупные звезды гибнут, взрываясь сверхновыми, и могут оставить после себя сверхплотную нейтронную звезду: при размерах в пару десятков километров такие тела весят как обычные звезды средней величины.

Исследователи разработали флуоресцентные белки, свойствами которых можно управлять с помощью оранжевого и зеленого света. Эти белки помогут ученым исследовать процессы жизнедеятельности в живых