Модифицированные T-клетки показали хороший результат в борьбе с раком желудка

Ученые Пекинского университета сообщили о хороших показателях, достигнутых в ходе клинических испытаний созданных ими CAR T-клеток. Промежуточные результаты первой фазы клинических испытаний показали, что опухоли почти у половины — 48,6 % — из 37 пациентов, получавших лечение, уменьшились после терапии. Хотя целью первой фазы испытаний было лишь продемонстрировать безопасность метода, исследователи полагают, что генетически модифицированные T-клетки демонстрируют потенциал для лечения запущенных онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

3D-модель Т-лимфоцита © fusebulb / Фотодом / Shutterstock

Современный метод иммунотерапии рака основан на создании CAR Т-клеток (chimaeric antigen receptor, химерный антигенный рецептор). У больного берутся Т-лимфоциты, которым в лаборатории при помощи специально созданного вируса передается ген определенного белка — поверхностного рецептора клетки. Данный рецептор способен избирательно связываться с белками раковых клеток, таким образом Т-лимфоциты, вернувшись в организм пациента, уже обучены распознавать и уничтожать раковые клетки. Для ряда типов рака этот метод в последние годы показал очень хорошие результаты.

Группа исследователей под руководством Лин Шена создали CAR T-клетки, нацеленные на опухолевые клетки, несущие белок CLDN18.2. Он обнаружен во многих видах опухолей, но особенно часто встречается в опухолях желудочно-кишечного тракта. Ученые ввели клетки 37 пациентам с раком желудка, пищеварительного тракта или поджелудочной железы на поздней стадии и обнаружили, что, несмотря на все побочные эффекты, терапия имела «приемлемый профиль безопасности». Лечение казалось наиболее эффективным для пациентов с раком желудка: более 57 % из них продемонстрировали положительные изменения. Эффект лечения сохраняется более полугода. Ученые подчеркивают, что результаты должны быть проверены в ходе полного исследования, но говорят, что промежуточные результаты предполагают: подход «может стать важным методом лечения пациентов с распространенным раком желудка».

Результат примечателен тем, что ранее терапия на основе CAR Т-клеток добивалась наибольшего эффекта в лечении лейкозов и лимфом, но до сих пор имела ограниченный успех при сóлидных («твердых») опухолях, которые составляют большинство видов рака.

Статья опубликована в журнале Nature Medicine   Источник: polit.ru