Срочные новости раздела
Опера против педофилов: в Большом театре представили «Саломею»

Опера против педофилов: в Большом театре представили «Саломею»

Когда в Большом заявили о планах поставить «Саломею», прошла информация, что заглавную партию споет Анна Нетребко. Потом выяснилось, что звезда отказалась. И это тот случай, когда все сложилось к лучшему: представить себе оперную диву в ее сегодняшней форме в партии Саломеи весьма сложно. Тем более в концепции, которую предложили маэстро Туган Сохиев и Клаус Гут, Асмик Григорян оказалась идеальным попаданием в тот образ, который предъявили зрителям создатели спектакля.

В прочтении Гута Саломея — полуребенок, испуганное, несчастное дитя, которое под действием пророчеств Иоканаана выходит из транса и попадает в не менее ужасное состояние безумия и одержимости. Асмик Григорян справляется с этой задачей безупречно: актрисе удается создать образ трогательный, жертвенный, вызывающей сочувствие. Она — не роковая соблазнительница, не олицетворение порока, а жертва этого самого порока.

Пространство решено Этьеном Плюссом в стиле помпезно-инфернального ампира: дворец Ирода роскошен и мрачен. Жесткие декорации черного цвета — панели, рельефы, лестницы, тяжелые занавеси. В какие-то моменты на декорации направлена проекция — это тот же интерьер, но дрожащий, зыбкий, ирреальный. Эффект — впечатляющий. На сцене все время присутствуют фигуры с головами овнов. Они живут своей жизнью, проплывая в жутковатых безмолвных шествиях: эра Овна заканчивается, наступает эра Рыб — и это тот зодиакальный рубикон, который переступает человечество на пороге новой веры, провозглашенной в пророчествах Иоанна Крестителя.

Сцена начинает подниматься — обнаруживается нижний уровень: подвал, заполненный белым известковым песком. Разбросаны детские игрушки, стоит лошадка-качалка… И становится понятна трагическая история маленькой Саломеи, ставшей объектом домогательств Ирода. Постановщики придумали классный ход: у Саломеи — семь ипостасей. Кроме самой Григорян — это шесть разновозрастных девочек от подростка лет 14 до 6-летней крошки. Они выстраиваются, как популярные некогда «слоники», по росту — и это вовсе не забавно, а очень больно. Одинаковые черные платьица, одинаковые белые гольфы, одинаковые крашенные в блонд парики с темными волосами у корней. И эта деталь заставляет содрогнуться: Саломея превращена в куклу по воле своего отчима-педофила. В подвале томится и прикованный цепями Иоканаан. Немецкий баритон Томас Майер в роли пророка экспрессивен и выразителен. Полуголый, покрытый белой пылью, он в точном соответствии с сюжетом избегает встретиться глазами с Саломеей. Голос его мягок и объемен в пророчествах, но когда он отвергает Саломею, трижды пытающуюся соблазнить его, он становится агрессивным и непримиримым. Саломея и здесь не меняет своего образа: она ищет любви, а не греха.

Иродиада (итальянская певица Анна Мария Кьюри) — «рыжая лиса», пародия на женщину-вамп эпохи модерна, с длинным мундштуком во рту, вечно пьяная и истеричная. Певица педалирует эту истеричность, иногда излишне переходя на крикливые интонации, однако в целом образ сложился: обвиненная Иоканааном в страшных грехах, она виновна прежде всего в том, что не уберегла свою дочь от вожделения своего мужа.

Ирод в исполнении тенора из Германии Винсента Вольфштайнера — мелочен, суетлив, смешон и… обречен. Это вовсе не властный тетрарх, перед которым трепещет Иудея, а отвратительный педофил, находящийся в полной власти своего порока.

Танец семи покрывал — кульминация любой постановки «Саломеи». И это всегда — интрига: как создатели спектакля решат эту сцену? Какие смыслы вложат в этот символический танец? Чаще всего — это танец соблазнения, обнажения, чуть ли не стриптиз. Но то, как придуман этот эпизод в спектакле Гута, — грандиозное решение, которое окончательно проясняет замысел авторов. Семь покрывал — это семь девочек, семь Саломей, которые танцуют перед Иродом и его двойником, водрузив на себя головы овна. Эта сцена аналогична затее Гамлета, который с помощью бродячих артистов показывает Клавдию представление об отравлении короля, тем самым уличая его в убийстве.

Интересно, что такая конкретизация сюжета, его психологическая детерминация и акцентирование традиционной для современного искусства темы «детской травмы» совершенно не снижает метафорического месседжа оперы, не переводит ее на уровень голливудского триллера или психиатрической драмы в духе модных, но весьма поверхностных постановочных трендов. Вся мощь и глубина религиозного содержания оперы не только не страдает, а еще и обретает дополнительные детали. Секрет такого феномена в том, что Клаус Гут не делает сочинению Рихарда Штрауса и Оскара Уайльда инъекцию из собственных комплексов или авторских амбиций, а извлекает смыслы из самого текста — музыкального и литературного, лишь усиливая и акцентируя то, что в этом тексте заложено и что при этом созвучно идеям режиссера.

Таков же подход и дирижера Тугана Сохиева, который, пожалуй, впервые за время руководства Большим театром выпустил столь законченную, сделанную, выверенную и убедительную работу. Оркестр Большого театра играет замечательно. Тонкая нюансировка, никакого форсирования звука, очень опасного в провокационной партитуре Штрауса. Прозрачность и чистота звучания, бесцезурность и непрерывность движения, свойственные этой музыке, были глубочайшим образом поняты маэстро и музыкантами и, что самое главное, услышаны. А потому музыка была прочувствована и услышана публикой, устроившей исполнителям заслуженные овации.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...