Срочные новости раздела
Застрявшую в Европе коллекцию Морозовых покажут в Москве

Застрявшую в Европе коллекцию Морозовых покажут в Москве

После начала спецоперации на Украине и волны европейских санкций против России во Франции заговорили об аресте коллекции Морозовых, которое показывалось в Париже с осени прошлого года. Выставка стала одной из самых посещаемых – ее увидело более 1,2 миллиона зрителей.

Впрочем, несмотря на громкие заголовки во французской прессе и бурные обсуждения в соцсетях, на правительственном уровне позиция по коллекции Морозовых была однозначной: собрание должно вернуться в Россию.

Самым сложным, как еще в начале марта писал «МК», стала разработка логистики – специального коридора, по которому транспорт с картинами сможет беспрепятственно и безопасно отправиться домой. Маршрут утвердили со всеми странами, территории которых он должен был пересечь. И на всякий пожарный коллекцию разделили аж на 15 частей. Везли, очевидно, через Германию, далее до Финляндии, а оттуда уже в Петербург и Москву.

Приезд одного из таких грузовиков 26 апреля в ГМИИ им. Пушкина наблюдал корреспондент «МК». Директор музея Марина Лошак вместе с коллегами вышла встречать транспорт за час до прибытия. Все рассчитали: утро понедельника, музей для посетителей закрыт, дороги в центре свободные. Постояв немного у ворот, грузовик заехал на территорию ГМИИ, прямо к главному входу, где уже и выгружали картины. Последняя партия с картинами прибыла в Пушкинский 4 мая, а на следующий ее сотрудники занялись распаковкой шедевров.

Финальную часть этой обязательной процедуры собирались показать журналистам. Однако вместо лицезрения «Девочки на шаре» всем срочно пришлось эвакуироваться из музея. В ГМИИ им. Пушкина поступил звонок с угрозой минирования, поэтому все корпуса пришлось спешно закрыть, а распаковку отложить до вечера. Однако несмотря ни на что, картины уже здесь и вскоре их предъявят публике. Выставку коллекции Морозовых в Москве собирались представить еще до парижского скандала, и сейчас от намеченного плана отступать не собираются.

Напомним, что обменные выставки были запланированы еще несколько лет назад. Многие годы до того коллекции Щукиных и Морозовых были камнем преткновения в отношениях Эрмитажа и Пушкинского: Ирина Антонова считала, что работы из московских собраний, часть из которых была перевезена в Петербург после раздела собрания Нового западного искусства в 1948 году, нужно вернуть в столицу, Михаил Пиотровский не соглашался. После того, как Пушкинский возглавила Марина Лошак, нашли выход: устроить серию обменных выставок и показать шедевры из собрания Щукиных и Морозовых в Эрмитаже, ГМИИ и в Париже, где коллекционеры приобретали основные вещи для своих коллекций, предугадывая тенденции движения искусства и опережая время. В 2019-м в Эрмитаже прошла первая выставка собрания Щукиных, которая потом была показана во Франции и Москве. Потом пришел черед морозовской коллекции: после Эрмитажа она отправилась в Париж, где проект и застала новая геополитическая ситуация. Теперь, после возвращения коллекции, состоится выставка в Москве, где помимо 167 работ, переживших приключения за рубежом, представят уникальную библиотеку и фотографии семьи Морозовых.

Впрочем, несколько картин, участвовавших в парижской выставке, все еще остаются во Франции. Речь о портрете Маргариты Морозовой кисти Серова, который приехал из Днепропетровского музея. Пока возвращать его на Украину назад небезопасно. Еще две картины из частных коллекции задержали в связи с санкциями против их владельцев – Петра Авена и Вячеслава Кантора. Здесь стоит оговориться, что автопортрет Кончаловского и портрет Тимофея Морозова кисти Серова не арестованы и не конфискованы, а именно что удержаны. Судьбу полотен предстоит решать через суд – иск рано или поздно последует с той или другой стороны, то есть либо от владельцев, либо от Франции или Евросоюза. По крайне мере, к этому обязывает европейская правовая система. Пока же вопросы хранения и содержания этих картин возьмет на себя Франция.

Очевидно, что ситуация вокруг задержанных работ станет правовым прецедентом, который отразится на всей правоприменительной практике санкций. Однако этим вопросом будет заниматься уже не Минкультуры РФ и не спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, который активно участвовал в «эвакуации» морозовской коллекции из Парижа, а нанятые коллекционерами юристы. Кстати, работа из собрания Авена приехала на выставку во Францию вовсе не из России (коллекционер хранил ее за пределами родины). А вот Вячеслав Кантор отправлял портрет Тимофея Морозова из Москвы, где у него есть свой музей МАГМА.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до смерти Александр Демьяненко говорил с легкой горечью о том, что ему шестьдесят, а он по-прежнему Шурик. Но если раньше актер раздражался, испытывал от этого дискомфорт, то позднее пришел
подробнее...

Режиссер спектакля Эльдар Трамов (актер, ассистент Римаса Туминаса) не просто следует методу Зеллера, извлекая мысли героев наружу, но и показывает изнанку бытового сюжета, разгадывает его как ребус,
подробнее...

В начале съемок Юрий Стоянов находится в весьма бодром расположении духа и утверждает, что трудностей в работе, с учетом накопленного в первом сезоне вампирского опыта, видит немного. «Проблемы
подробнее...

Перед «речным» фасадом гигантского параллепипеда Новой Третьяковки — самая заметная часть проекта: огромный мурал художника Дмитрия Аске. Кто прогуливается пешком или на самокате по набережной, имейте
подробнее...

«Квадрат» триумфально держался весь 2017 год, получив коллекцию самых престижных наград по всему миру. Эстлунд показал в нем безумный мир и бесполезных людей, претендующих на причастность к искусству.
подробнее...

Филипп теперь шутит: «Я 35 лет на сцене, 90, которые сейчас справляет Бедрос, мне будет еще через 35. В общем, придется потерпеть». Оговаривается: «Если, правда, доживу». Знаешь, Филипп, ты это
подробнее...

Возвращение АВВА в музыкальную индустрию само по себе сенсация, потому что в это мало кто верил. Слухи о реюнионе группы появились в 2016 году, после того как легендарная четверка впервые с начала
подробнее...

В программном стихотворении «Памятник» Пушкин, продолжая традицию оды Горация «Exegi monumentum», свое будущее разложил по полочкам. Но сначала нужно обратиться к аналогичному стихотворению классика
подробнее...

На пресс-конференции в преддверии Дня России Олег Газманов прокомментировал запрет на посещение стран Прибалтики, а также прояснил судьбу своей квартиры в Юрмале.В пресс-центре медиагруппы «Россия
подробнее...

В двух шагах от Суздальского кремля и Торговой площади открылся Центр мира, и первой выставкой здесь стал проект «Мечты о будущем». Больше трех лет ушло у творческого сообщества, состоящего из местных
подробнее...

Холодная, сухая электрическая стена звука погружает слушателя в круглосуточную автомобильную лихорадку мегаполисов, наполненную спешкой и неотложными делами. Светлана поет о постоянно увеличивающейся
подробнее...

А когда Лорд был у меня в гостях, он играл на легендарном органе Hammond B-3 1965 года выпуска; такой же орган был у него самого. На этом органе он давал мастер-класс для учеников нашей рок-школы.
подробнее...

- Начо Дуато поставил этот балет специально для Михайловского театра, - рассказал на пресс-конференции худрук театра Владимир Кехман - Существует  много знаменитых балетных версий трагедии Шекспира,
подробнее...

«На Красной площади всего круглей земля» — эта строка из стихотворения Осипа Мандельштама идеально описывает локацию, которая с 3 по 6 июня стала территорией книг, журналов, газет, комиксов — всего,
подробнее...

«Золота» в поэзии удостоилась Оля Скорлупкина, «серебра» - Денис Балин, «бронзы» - Антон Азаренков. А в прозе первым компетентное жюри признало Екатерину Манойло, автора романа «Отец смотрит на
подробнее...

PR-менеджер певицы Веры Брежневой заявила, что более не работает с артисткой, выступившей с осуждением российской спецоперации на Украине."Веры Брежневой больше нет, она сюда не вернется", - сказала
подробнее...

12 членов жюри, ровно в 11.00 на утреннем показе и в 19.00 — на вечернем, из бокового правого входа входили в зал и рассаживались за длинным столом. Он установлен прямо перед сценой, на месте поднятой
подробнее...

Вероятно, Федору Сергеевичу работается легче, чем его коллегам из прайм-тайм. «Кино в деталях» — программа для полуночников, а в это время телевидение как будто оживает. Крики сменяет внятная речь, а
подробнее...