Срочные новости раздела

"Поэт выше Пушкина": загадка стихов и смерти Евгения Боратынского

- До сих пор существуют два варианта написания фамилии Боратынского. С чем это связано?

- Действительно, есть два варианта: БАратынский и БОратынский. Связано это с тем, что сам поэт по-разному писал свою фамилию. Этимологически должна быть «О», потому что восходит к названию Боратынь (а оно, очевидно, к «Бог ратует»). Замок Боратынь был в Галиции (территория современной Львовской области), а семья поэта - из польских дворян Смоленской губернии.

Самые первые его публикации подписаны через «А», а последний сборник «Сумерки» через «О». На протяжении почти всего советского периода придерживались нормы «А», но сейчас издаётся Академическое собрание сочинений, и там по инициативе Алексея Михайловича Пескова, который начинал над ним работу, пишут «О». Единственного правильного ответа здесь не может быть, потому что для самого поэта это была не установившаяся норма.

- Семья Боратынского была приближена ко двору. Насколько это повлияло на будущего поэта?

- Да, там вообще довольно интересная семейная история. Особенно та часть, которая связана с его отцом Абрамом Андреевичем Боратынским. Он какое-то время был вполне был приближен к Павлу Первому, но очень быстро попал в опалу. Он получил имение в селе Вяжля в Кирсановском уезде Тамбовской губернии, где и родился будущий поэт. Отец довольно рано умер, и сын его не помнил («мне память образа его не сохранила»).

Повлиял на Боратынского Джьячинто Боргезе. Он был его дядькой, но не в родственном смысле, а был его воспитателем, как мосье Бопре в «Капитанской дочке» воспитателем Гринева. Боргезе, как бы мы сейчас сказали, был политическим эмигрантом, он бежал из Италии в 1801 году, после прихода Наполеона. Боратынский посвятил ему одно из двух своих последних стихотворений, которое так и называется: «Дядьке-итальянцу».

- А что за история со скандальным исключением Боратынского из Пажеского корпуса?

- Боратынский и ещё двое пажей под впечатлением драмы Шиллера «Разбойники» составили «Общество мстителей». В его устав входила возможность устраивать пиры. Тем самым молодые люди боролись с невероятной скукой, которая царила в Пажеском корпусе, как потом Боратынский объяснял Жуковскому.

В день своего шестнадцатилетия Боратынский решил, вероятно, отметить праздник с другими пажами – Ханыковым, братьями Креницыными и Приклонским. Собственно, он отвлекал отца Приклонского в то время, как Ханыков похитил 500 рублей ассигнациями и черепаховую табакерку. Вина его была не так велика, но он принял всю ответственность на себя, и в результате его исключили из корпуса без права вступать в какую-либо иную службу, кроме солдатской.

- Известно, что Пушкин сказал императору Николаю I, что был бы вместе со своими друзьями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. А какие отношения были у Боратынского с декабристами?

- У Боратынского были именно литературные отношения с будущими декабристами. Его книга должна была выйти в издательстве Бестужева и Рылеева «Полярная звезда». В «Стансах» 1826 года Боратынский напишет «Я братьев знал; но сны младые /Соединили нас на миг: /Далече бедствуют иные, /И в мире нет уже других». То есть для Боратынского судьба декабристов была важна, но он не был человеком глубоко политизированным.

Когда он 1820-х-начале 1830-х он резко порывает со многими литературными формами и формами общественной жизни и уходит в личную, семейную жизнь, – это, наверное, был ответ на смену обстановки в стране, на мир, в котором стало трудно и неприятно существовать, но это было личное, а не политическое решение.

- Вообще Боратынского часто сравнивают с Пушкиным. Была ли между ними ревность?

- Ревности как таковой не было, а миф о ней возник значительно позже, в большой степени в Серебряном веке, благодаря в то числе и Брюсову. Пушкин и Боратынский познакомились в 1820 году в Петербурге. Пушкин довольно скоро признал первенство Боратынского в жанре элегии.

Я бы сказала, что у них были нормальные творческие отношения. Более того, поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Боратынского «Бал» вышли под одной обложкой. Был набросок статьи Пушкина о Боратынском, во многом для Пушкина автопсихологической (он писал об отношении поэта с читателями). Баратынский уже после смерти Пушкина, когда столкнулся с рядом его поздних работ, был удивлён, что в них совершалась сложная мыслительная работа, потому что Боратынский Пушкина поэтом мысли не считал.

- При этом у них обоих в разное время был роман с графиней Аграфеной Закревской?

- Здесь самое интересное – отражение этого романа в творчестве. Аграфена Закревская была супругой генерал-губернатора Финляндии Арсения Закревского, она выступила прототипом героини Баратынского Нины Воронской в «Бале» (главного героя которой, кстати, зовут Арсением). Именно рядом с ней в восьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин сажает свою Татьяну:

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

- Почему, на ваш взгляд, Боратынского не вполне оценили современники?

- Боратынский пошёл не по магистральному пути, который, как казалось, был проложен «школой гармонической точности» и Пушкиным. Боратынский, особенно поздний – это поэт сложных совмещений, поэт, который всё время нарушает конвенции читательских ожиданий.

Читатели ждут элегии, а он пишет «Недоноска», трагическое и совершенно гротескное стихотворение, которое предвещает то ли раннего Заболоцкого, то ли «Осенний крик ястреба» Бродского. От его стихотворения «Осень» ждут типичного развития осенней элегии – а оказывается, это история о голосе, который остаётся не услышанным и обречённым на бессмысленное существование.

Читатель не был готов к тому, чтобы и лексически, и стилистически, и в жанровом отношении воспринимать Боратынского. Кроме того, конец 1830-х – время, когда поэзия уходит на второй план, а самым крупным поэтом объявляется Бенедиктов, которого мы сегодня совершенно не знаем. Николай Полевой в рецензии на книгу Боратынского прямо спрашивает: «Зачем писать стихи, если время их от нас ушло?»

- Зато в Серебряном веке Боратынский стал одним из любимейших поэтов.

- Заинтересовались Боратынским по сути символисты, но иногда этот интерес был поверхностным. Например, у Брюсова, который в «Бокале» увидел весёлую, застольную песню. Всерьёз же Боратынского, как мне представляется, прочитали уже постсимволистские поэты – в первую очередь, Мандельштам в своей статье «О собеседнике». Безусловно, Ходасевич, Ахматова, которая взяла из Боратынского эпиграф для книги «Чётки» и одной из частей «Поэмы без героя». Конечно, он повлиял на Заболоцкого и в очень большой степени на Бродского. 

А у таких поэтов, как Виктор Кривулин и Александр Кушнер, Боратынский становится мифологической фигурой. Для «семидесятников» он такой мурановский затворник, который прозревает что-то в своих «Сумерках», но век его совершенно не слышит. Это отчасти так и было, конечно.

- Говорят, что едва ли не причиной смерти Боратынского был резкий отзыв Белинского на его последний сборник «Сумерки». В какой степени это так?  

- Да, об этом говорили. Александр Семенович Кушнер даже предполагает, что второе предсмертное стихотворение Боратынского «Пироскаф» написано как ответ на критику Белинского, потому что Белинский увидел в Боратынском антипрогрессиста, человека, который боится «железного века», который его не приемлет.

Но, мне кажется, мы сегодня несколько преувеличиваем масштаб воздействия Белинского, потому что в сознании Боратынского он был отнюдь не единственным критиком. Допустим, холодность и равнодушие Ивана Киреевского намного больше его волновали. Он в своё время был одним из самых близких его друзей и тонких читателей, его Боратынский называл «другом в поколеньи». Фигура Белинского масштабна в наших глазах, но в глазах Боратынского вряд ли она была единственной.

- Гибель Боратынского весьма загадочна. Он ведь скончался после того, как его жене стало плохо?

- Многие думают, что Боратынский умер на корабле, воспринимая его стихотворение «Пироскаф», написанное во время путешествия морем до Неаполя как предсмертный текст. Хотя он был дописан, когда они с женой уже доплыли до Неаполя. Там его жена Настасья Львовна, которую Боратынский очень нежно любил, это была счастливая семья, почувствовала себя плохо, и вызванный к ней доктор порекомендовал пустить кровь, что считалось тогда сильным средством. Боратынский переволновался, а было жаркое лето, у него случился инсульт, и он мгновенно умер. Ему было сорок четыре года.

- Что для вас главное в поэзии Боратынского?

- Мне кажется, он открывает возможности не общепонятного текста. Это сознательная установка на текст сложный, до конца не ясный, не сводимый к мелодике, к ассоциативно понимаемому смыслу. Такая сложность присутствует у Боратынского в разных контекстах: жанровых, лексических, стилистических. Если же говорить о его человеческой позиции, то это стоицизм, верность себе, сохранение своего лица и своей позиции.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

 Тем временем искусствоведы намерены организовать кампанию по сбору пожертвований, чтобы при первых послаблениях пандемии открыть публичную выставку эротических рисунков Гранта. “Все думали, что
подробнее...

Как только опустили занавес, после паузы от пережитого публика начинает аплодировать, ждет выхода артистов на поклоны. Но вместо этого открывается совершенно неожиданная картина — на сцене появляется
подробнее...

Оценивая произведения, присланные на соискание премии Чуковского, заместитель директора Центральной детской библиотеки им. Гайдара, писатель Марина Соломонова посетовала, что мало увидела в них
подробнее...

26 сентября Всероссийский юношеский симфонический оркестр дал первый концерт в рамках тура по России. Оркестр участвовал в праздновании 500-летия города Тулы, однако без Юрия Башмета, который должен
подробнее...

Алла Борисовна Пугачева не часто делится с поклонниками грустными новостями. Но в пятницу, 2 октября, Примадонна рассказала фанатам, что ушёл из жизни известный звукорежиссёр и ее близкий друг
подробнее...

Победителей определяли по двум номинациям: приз зрительских симпатий и Гран-при. Тут мнение взыскательного жюри и пришедших на церемонию поклонников поэзии разошлись. Зрительское голосование отдало
подробнее...

Сериалы, которые растягиваются на годы, часто становятся объектами язвительных шуток, хотя в невероятно серьезном мире телерейтингов долгая жизнь проектов возможна лишь при большой симпатии публики. У
подробнее...

В тактике полного абстрагирования от ожиданий есть немало плюсов. Собираешься на спектакль не известного тебе театра, где нет громких фамилий артистов, и не надеешься на гарантированно отличный исход.
подробнее...

К 100-летию мастера киноканал «Мосфильм.Золотая коллекция» показывает его дебютный фильм «Судьба человека», снятый в 1959 году о  русском солдате, прошедшем немецкий плен, но  и не утратившем
подробнее...

Во время виртуальной пресс-конференции между Россией и Китаем организаторы признались, что из-за пандемии они столкнулись с беспрецедентными трудностями, которые не позволили провести форум, как
подробнее...

На полюсах при этом сходятся все векторы и линии магнитных полей, защищающие жизнь на Земле от смертоносной радиации — этого жуткого, темного, мрачного, безвоздушного, жестоко-тоталитарного космоса.
подробнее...

Этот роман Хораса Маккойя хорошо известен по знаменитой экранизации режиссера Сидни Поллака (1969 г.). Речь в нем идет о танцевальном марафоне времен Великой депрессии в США. Роман написан в 1935-м,
подробнее...

Напомним, что премьера второй части картины прогремела в конце августа в Сыктывкаре. Город был выбран не случайно: именно в столице Республики Коми настоящий Максим Шугалей стал депутатом Госсовета от
подробнее...

Олег из тех, кого можно смело назвать музыкальным умельцем. Он родился в Приморском крае и начал разрабатывать ниву влад-попа еще до активного вмешательства Ильи Лагутенко. Чубыкину не так везло на
подробнее...

Чаще всего автор МК, изнемогая от жажды справедливости, попросту меняет местами причину и следствие. Так, он пишет, что я, «обидевшись» на театр им. Вахтангова за то, что мой спектакль «Козленок в
подробнее...

Дебютное стихотворение «Первенец» Луиза Глюк выпустила в 1968 году и довольно быстро получила признание как один из самых значительных современных поэтов. У лауреата Нобелевской премии немало регалий
подробнее...

НежностьОна была полная, зеленоглазая, с наглым взглядом и хищными, как у кошки, ногтями. Мурашки по коже пробегали, когда брала в руки принесенные пиджак и брюки.Но деться некуда: срочно требовалось
подробнее...

Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский,
подробнее...