Срочные новости раздела
Писатель Максим Замшев:

Писатель Максим Замшев: "Сейчас праздновать некорректно"

— Для Иосифа Бродского некой биографической вехой была отметка 40 лет, а как вы относитесь к своему 50-летию. Это этап, переломный момент в биографии или обыкновенный день рождения?

— Я отношусь к этому как к обычному юбилею. Итоги подводить рано, планов много, и есть дата, чтобы поразмыслить, что ты сделал за это время. Но я считаю, что не дай Бог вдруг подумать, что ты что-то сделал. Каждый день нужно начинать с осознания, что ты ничего не добился. Только тогда можно двигаться вперед.

— А как собираетесь праздновать? Встречи с вами или другие мероприятия запланированы на 27-е число?

— Сейчас такое время, когда праздновать некорректно. Отметим просто с друзьями.

— Давайте поговорим о планах. Ваш роман «Концертмейстер» издан два года назад. Когда читателям ждать новую большую вещь?

— Сейчас я работаю над книгой, которая называется «Вольнодумцы». Это большой роман о современной жизни, молодежных протестных группах и организациях, о провокациях разного рода. Книга задумывалась как энциклопедия современной жизни, о разных социальных группах, их отношении к власти, будущему и прошлому России.

— Расскажите о предыдущей книге, с которой вас на «Нацбест» номинировали.

— «Весну для репортера» я написал на основе украинских событий, там действие происходит весной 2014 года в Киеве и Москве. Я придумал историю о достаточно конспирологических причинах «Майдана». Многие вещи из тех, что в том романе отчасти были предсказаны, сейчас подтверждаются. Что акции протеста не были борьбой народа против Януковича, его беспредельного олигархического правления. Но это был американский план, чтобы втянуть Россию в бесконечное противостояние с братской страной, накачав там антироссийские настроения. То, что он реализовывается, мы сегодня видим. Дай Бог, чтобы мы вышли из него победителями, и вышли умно.

— Какое из этих произведений вы считаете главным?

— «Концертмейстер» — последний из тех, что вышли в свет. И он мне кажется наиболее удавшимся из всех текстов. А в силу того, что «Вольнодумцы» еще не написаны, душа, конечно, с той вещью, которую пишешь. Это вам любой литератор скажет.

— У вас два диплома: филолога и музыканта, Литературного института им. А.М.Горького и музыкального училища Гнесиных. Какой из двух доминирует, определяет ваш род деятельности?

— Музыкальный диплом — это юность, все же я профессионально как музыкант не работаю. Но литература это на 50 или 70% звучание — каких-то тем, стихотворных строк. В музучилище меня научили ощущению формы, ощущению величия замысла, в литературной работе это, бесспорно, помогает. Но так как я по профессии связан с литературой, то первым идет ЛИТовский диплом.

— Павел Крусанов в бестселлере «Яснослышащие» изобразил людей мембранами, устанавливающими связь с окружающим пространством и себе подобными посредством звука. Почему эта тема так популярна: звук, акустика, музыка?

— У меня в романе музыки много, но он все-таки о музыкантах, которые действуют больше как люди со своими разными характерами. Мои герои не только музыканты. Но есть ощущение, что музыка — это свет, и когда человек связан с большим искусством, он может преодолеть гораздо больше трудностей, чем любой другой.

Я хотел рассказать о самом образе музыканта, воспитанного на гуманистических началах, несущего в себе музыку от Баха до Кароля Шимановского. В «Концертмейстере» события разворачиваются в советские времена, времена тоталитарные, когда интеллигенции непросто было жить.

Например, Всеволод Задерацкий был арестован, сидел в ГУЛАГе и там написал свои знаменитые 24 прелюдии. Ему дали даже нотную бумагу — охранники посчитали, что здесь не может быть никакой крамолы.

Мне всегда было обидно, что большое число советских композиторов остается в тени. У нас знают Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, и все. А есть целая плеяда мирового уровня. Александр Локшин, мой главный герой, Моисей Вайнберг, Николай Пейко, Вячеслав Овчинников, Тихон Хренников, Кабалевский, Мясковский, Гольденвейзер, пианисты Игумнов и Плиев. Они двигали русско-советскую музыкальную культуру вперед.

— Александра Твардовского мы вполне можем представить без «Нового мира», в то же время он сросся с этим журналом. А насколько для вас «Литературная газета» стала неотделимой частью реальности?

— Конечно, это работа. Работа важная, но главных редакторов до меня было 33! И после меня будут. Пока руководство мне доверяет, пока газета живет, буду вкладывать в нее все свои силы. Но для писателя главное — линия творчества. То, что не связано ни с чем и ни с кем, только с тобой и миром. Но, разумеется, стать в ряд таких крупных фигур — от Антона Дельвига до Юрия Полякова — почетно и страшно.

— Сколько лет у вас с «ЛГ» связано?

— Я пришел в «Литературку» в 2013 году, с 2017 года стал главным редактором.

— Насколько издание изменилось за последнюю четверть века? Помнится, в начале 2000-х она была такой же интеллектуально насыщенной, но все же другой, может быть, идейно. Почему все изменилось?

— Главный редактор — это как главный режиссер в театре, он определяет репертуар. И каждый исходит из своих представлений о том, каким он должен быть. Газета — это актуальная история, она живет несколько дней. Мне кажется, мы должны быть скорее площадкой или трибуной для высказывания разных мнений, чем носителем одного мнения и попыткой его утвердить. Мне ближе первый подход — пусть расцветают сто цветов. На 32 полосах вполне можно дать слово разным спикерам, которые по-разному смотрят на литературу, книги, какие-то политические моменты. Это традиция Александра Чаковского (легендарного журналиста и редактора, возглавлявшего «ЛГ» с 1962-го по 1988 год. — И.В.), и вообще все мои предшественники ее придерживались.

— То есть и у вас уживаются и почвенники, и либералы?

— Такое деление — вчерашняя повестка. Либеральная и почвенническая истории противоречат друг другу далеко не во всем, поскольку все пишут книги на русском языке, пишут русские книги. У Валентина Распутина, например, было много таких вполне либеральных произведений, хотя его относят к почвенникам. Есть писатели-либералы, например Георгий Владимов, но я знаю, что одна из его первых публикаций — положительная рецензия на пьесу «Стряпуха» Анатолия Софронова, а он один из столпов советской почвеннической группы. И здесь никакого противоречия нет. Мы стремимся взять все лучшее из современной культуры.

Редакция «МК» поздравляет Максима Замшева с 50-летием.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...