Срочные новости раздела
Марат Башаров станцевал в балете: царь он или не царь

Марат Башаров станцевал в балете: царь он или не царь

Сказка Петра Ершова – это не только обязательное название в детском чтении, миллионные тиражи и красочные иллюстрации. Это в определенном смысле еще и символ связи между Сибирью и столицами. Молодой студент из Тобольска Пётр Ершов сочинил свою сказку, приехав на учебу в Санкт-Петербург. А самое удачное воплощение ее на балетной сцене появилось уже в советское время - в Москве, в Большом театре, для которого замечательную партитуру написал Родион Щедрин. 

Версия балета, представленная в пятницу, 13-го в Новосибирске, восходит к московской постановке, но благодаря использованию новейших технологий имеет современное лицо, притягательное для зрителей эпохи видеоклипов. Год назад, опираясь на сохранившиеся видеофрагменты и собственную память, хореографию Александра Радунского восстановил балетмейстер Михаил Мессерер, кстати, в юности сам участвовавший в спектакле. Сначала он сделал это в петербургском Михайловском театре: его соавторами были художник Вячеслав Окунев и видеорежиссер Глеб Фильштинский, у которых получилось создать единое целое из традиционных живописных декораций и завораживающего и динамичного медиа-контента. Полёты и волшебные превращения в спектакле не менее убедительны, чем бытовые сцены. 

На небольшой сцене Михайловского масштабному и супер-красочному спектаклю немного тесновато. В НОВАТе постановка, что называется, задышала полной грудью: тут есть пространство и для компьютерных полетов под облаками, и для отчаянно радостной пляски на планшете сцены. Михаил Мессерер репетициями новосибирских танцовщиков руководил дистанционно из туманного Альбиона, добиваясь четкости хореографического рисунка и чистоты позиций посредством видеосвязи. Однако непосредственно репетиционным процессом в качестве режиссера-постановщика управлял Владимир Кехман, недавно получивший режиссерский диплом ГИТИСа. Его задачей было обеспечить связность и выразительность действия. Так что теперь можно сказать, что в НОВАТе, где он ранее был генеральным директором и худруком, состоялся его профессиональный режиссерский дебют.

«Конек-Горбунок» в Новосибирске – это очень зрелищно, очень понятно и очень весело. С одной стороны, это традиционный классический балет с высокой ансамблевой культурой. С другой – действие, родственное драматическому театру, где каждая мизансцена требует тщательной проработки, а характер – красноречивых индивидуальных акцентов. Очень важно оба потока вплести в общий цветастый ковер, причем так, чтобы не было прорех и белых ниток. Конечно, очень помогает музыка. Оркестр под управлением Павла Сорокина звучал отлично, в музыке было и веселье, и удальство, и сарказм. Вероятнее всего, эта бьющая через край музыкальная стихия в конечном счете и определяет способ существования артистов на сцене. Если отдаться музыке, танец и «не-танец» не соперничают, а оттеняют друг друга.

Совершенно неожиданно - на балетной сцене дебютировал известный актер театра и кино Марат Башаров, представший на премьере одним из центральных персонажей – Царем, и сделал это блистательно. Разложить «по полочкам» характер невозможно; самодур? – да! тиран и сумасброд? – конечно. При этом отрицательный, как ни крути, персонаж у него выглядит симпатичным, забавным и почти родным. В какой пропорции в этой сценической работе смешались ирония, сочувствие, наблюдательность, музыкальность? Вряд ли сам артист ответил бы на такой вопрос. Когда аплодисменты отзвучали, я задал ему вопрос попроще:

- Марат, скажите, накладной живот не мешает танцевать?

Марат на минутку задумался.

- Знаете, когда я катался на коньках, - видимо, речь об успешном выступлении в популярном телешоу - у меня была партнерша, и если приходилось падать, её мягкое тело смягчало падение. Получается, что в балете накладной живот компенсирует отсутствие партнерши.

Действительно, воссоединиться с Царь-девицей Марату Башарову-Царю не удалось. Как и положено по сюжету, он прыгнул в кипящий котел, выбраться оттуда не смог и позже, как предполагают зрители, был похоронен у кремлевской стены. А Царь-девицы в НОВАТе – в двух разных составах – очень привлекательные и профессиональные: Ольга Гришенкова и Анна Гермизеева вполне могут быть объектом страстного желания. 

Но, на мой взгляд, на отсутствие партнерши артисту жаловаться не стоит, ибо в тандеме с ним работает еще один выдающийся мастер – и тоже в очень непривычном для себя амплуа. В роли царского конюшего и спальника выступил Леонид Сарафанов, недавно возглавивший балетную труппу НОВАТа. Один из самых изысканных балетных принцев своего поколения, склонный к рефлексии интеллектуал, мастер лаконичной хореографической миниатюры перевоплотился в кривоногого, горбоватого, гнусноватого и подловатого… язык не поворачивается сказать боярина - в мужичка. И хотя Леонид Сарафанов и прежде уже пробовал себя в характерных ролях, здесь его преображение настолько неожиданно и радикально, что только ради этой роли спектакль стоит зрительского внимания.

Впрочем, будем справедливы - главным героем балета является все-таки… нет, не Конёк-Горбунок: Елизавета Аношина и Екатерина Лихова в той партии выступили достойно – легко, грациозно. Но в центре действия – и на сцене фактически с первой до последней минуты – крестьянский сын Иван. Поздравим новосибирский театр с тем, что там есть артисты, которым эта роль - трудная, требующая виртуозности, выносливости и, если хотите, безбашенности – пришлась в пору. В двух первых спектаклях были очень разные, непохожие Иваны. Опытный Роман Полковников, статный и курпулентный, продемонстрировал танец размашистый и мощный. Не менее интересен был молодой Никита Ксенофонтов: танцовщик миниатюрный, совсем не героического сложения, он показал своего героя юным, доверчивым и мягкосердечным. Симпатию к этому сказочному, и в то же время такому живому персонажу зрители наверняка сохранят надолго.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил «МК», специалисты приведут в порядок захоронение современницы Лермонтова, чей образ оставил неизгладимый след в душе поэта. Сегодня надгробие на Ваганьковском кладбище представляет собой
подробнее...

— Сейчас худруки, открывая очередной сезон, во вступительном слове обозначают художественную и даже больше общественную повестку в жизни театра. А ты этого не сделал, почему?— Сегодня я смотрю на
подробнее...

Фильм Эндрю Доминика по роману «Блондинка» Джойс Кэрол Оутс — почти трехчасовой байопик, рассказывающий о жизни секс-символа 1950-х. 4 августа исполнилось 60 лет со дня смерти Монро. Среди продюсеров
подробнее...

Боль утраты для многих все еще сильна, а память об артисте, который стал олицетворением яркой страницы в истории российской поп-музыки и первого бойз-бенда «Ласковый май», не оставляет безучастными
подробнее...

Российский журналист, медиаменеджер и ведущий Андрей Норкин в эфире НТВ заявил, что в российских гостеатрах лишились работы те актеры и режиссеры, которые выступили против специальной военной операции
подробнее...

Киномюзикл как жанр обычно вызывает опасения у местных продюсеров. Органично наполнить сюжет музыкой и сделать ее неотъемлемой частью всего происходящего в кадре совсем непросто. Даже подбор песен
подробнее...

К созданию действа на Соборной площади, где декорации воспроизвели с помощью мультимедийных экранов, подключились местные учреждения культуры, в том числе Симфонический оркестр Белгородской
подробнее...

Последние годы жизни Ким Ки Дук провел в России и на постсоветском пространстве, поскольку на родине снимать больше не мог. Там он был подвергнут анафеме после обвинения одной из актрис в жестоком
подробнее...

Появление нового театра — это новость хорошая. Да, Бояков «прославился» попытками облить грязью великую актрису Татьяну Доронину и вроде как из-за этого лишился места во МХАТе. Но кто старое помянет —
подробнее...

«Впервые две третьих поступлений переданы безвозмездно», – с гордостью говорит директор Евгений Богатырев, обращаясь к дарителям и друзьям музея. Они и сегодня пришли не с пустыми руками: коллекция
подробнее...

Астрахан весьма энергично провёл свою первую встречу с коллективом. Сначала рассказал о себе (где родился, учился, с кем работал), обозначил творческие горизонты, определив концепцию развития театра.
подробнее...

Слава богу, не в жизненном, а в театральном — действие спектакля, в котором Александр Анатольевич играет одну из трех главных ролей, происходит именно в сумасшедшем доме. Поэтому чествовать именинника
подробнее...

60 театров, музеев, дворцов культуры библиотек и памятников пострадали за это время. Причем повреждения получили архитектурные жемчужины шахтерской столицы — здания Донецкого музыкально-драматического
подробнее...

В Театре на Бронной 5 сентября пршла премьера спектакля Юлии Пересильд, где она выступила в качестве режиссёра  и группы Zero People. Постановка носила  название «Мужчина/Женщина». Пересильд уже ранее
подробнее...

Об этом и многом другом зрителям нашего эфира расскажет театровед, доктор искусствоведения, председатель научного совета энциклопедии «Театр России. XXI век», секретарь Союза театральных деятелей РФ
подробнее...

В беседе с журналистами SOLENKA.INFO продюсер Владимир Гинзбург рассказал, что возможно Первый канал заменит ведущую музыкального шоу «Голос 60+» Ларису Гузееву. Он указал, что руководители канала
подробнее...

Свыше ста человек собрались, чтобы увидеть памятник без покровов — причем прессы было явно не большинство, зрители и поклонники таланта Кобзона чисто визуально преобладали над людьми с диктофонами и
подробнее...

В беседе с Prozvezd.info Воропаева рассказала, что Пугачева приобрела права на песню поэтессы и Архипова во время подготовки к своему юбилейному концерту. Как рассказало поэтессе ближнее окружение
подробнее...